ВОПРОСЫ ТРАДИЦИОННОЙ И БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Автор: Светлана ГАВРИЛЕНКО | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 17 июля 2020Перед современным учителем стоит вопрос, как найти более эффективные пути реализации своей оценочной функции. Контроль знаний всегда является для детей стрессовой ситуацией. Нестандартные формы обучения помогут получить лучший результат, когда оценка за урок воспринимается как итог на сегодняшний день, а не как определение всех их учебных способностей и тогда не нарушится единство стимулирующей и контрольной функций оценки.
Автор: Гавриленко Светлана Владимировна
Место работы: ОУ СОШ «Первая школа» гор.Москва
Должность: учитель
В Государственной программе «Развитие образования» помимо развития всех уровней образования планируется сделать его доступным и качественным. В связи с чем возникает необходимость в реформе системы оценок качества.
Появляются новые, нестандартные формы обучения, вносятся изменения в педагогических технологиях и используются региональные инновации, а система оценивания учебного труда остаётся прежней. Уже давно ведутся споры о замене пятибальной системы оценивания многобальной или безотметочной. Сейчас в первом классе введена безотметочная система обучения, которая должна сделать оценку учащегося более содержательной, объективной и дифференцированной. Это реальное требование современной школы.
Нельзя чему-то научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Оценка регулирует результативность с одной стороны, а с другой, является важнейшим психологическим фактором. В этом заключается её контролирующая и стимулирующая функции. Проверка знаний вызывает у учащихся большой страх, который является причиной школьной тревожности и может встречаться у успевающего и неуспевающего учащегося.
Традиционная пятибалльная отметочная система не развивает у обучающихся оценочной самостоятельности. Она не даёт возможность оценить реальные достижения каждого учащегося и судить о действительном уровне его знаний и, соответственно, спланировать систему мер по устранению пробелов или совершенствованию навыков.
Безотметочная система обучения наполняет оценку учащегося содержанием, делает её объективной и дифференцированной. А для этого учителю надо организовать оценивание как совместное действие, которое в дальнейшем перерастёт в оценочную самостоятельность ребенка, что научит его самостоятельно оценивать свои действия и соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями.
Из сказанного видно, что безотметочное не значит безоценочное, в чём часто ошибаются учителя, практикующие традиционную отметочную систему.
Чем отличаются пятибалльная и безотметочная системы оценки качества обучения?
Традиционная (пятибалльная) система оценивания выполняет функцию внешнего контроля, при котором не предполагается самооценки ученика. У него нет возможности сопоставлять внутреннюю оценку с внешней. Этот вид оценки стал за годы применения орудием психологического давления и, по сути, снижает интерес к обучению, ведёт к росту психологического дискомфорта учащихся в обучении и повышает тревожность.
Безотметочная или критериальная система обучения изменяет процедуру оценивания и позицию учителя в ней. Она передает инициативу оценки ученического действия в руки самого ребёнка, при этом оценивание организуется как совместное действие ученика, одноклассников и учителя на равных условиях. Такая оценка наполняется содержанием и несет объективный характер, являясь дифференцированной для каждого конкретного учащегося. А это в свою очередь, позволяет индивидуализировать процесс обучения и оценить реальные достижения учащегося. Так определяется или корректируется дальнейшая программа действий и формируется индивидуальная образовательная траектория развития учащегося.
В итоге, мы имеем на данный момент традиционную систему, по признанию специалистов, ухудшающую физическое здоровье школьников и вызывающую проблемы с мотивацией к учению. И безотметочную систему оценивания, формирующую опыт взаимопомощи, взаимоподдержки, самооценки собственной деятельности. Помимо выше перечисленного, данная система обучения позволяет мобилизовать учащихся на саморазвитие и, тем самым, помогает решить проблему мотивации к учению.
Процесс оценивания по критериальной системе ведётся по принятым самими детьми показателям-критериям, что делает подобные контроль обоснованным. Такой вид контроля предполагает изучение ученика, динамики его работоспособности и успеваемости. Он носит стимулирующий характер, т.к. предоставляет ученику возможность самовыражения, самоутверждения. Эта система обеспечивает своевременное устранение пробелов в знаниях.
В развитии системы оценивания и самооценивания на основе личностно-ориентированного подхода можно проследить несколько этапов. Это введение дневника личных достижений, внедрение рейтинговой системы и применение метода портфолио.
Составляющей частью УМК “Starlight” является Портфолио. Целью метода портфолио является формирование навыков самооценки собственной деятельности, а целью дневника личных достижений является выработка внутренней программы деятельности каждого ученика в выбранной им области/областях, в которой хотел бы добиться успеха.
Следовательно, можно говорить, что дневник личных достижений это дополнительный стимул личностного роста, при наличии которого к самооценке добавляется самоопределение.
Результатом индивидуализации отметки является индивидуальная образовательная траектория развития учащегося в которую входит его плана действий или его внутренняя программа, от которой, как правило, учащийся ожидает открытия для себя чего-то нового или ликвидации пробелов в учёбе.
На средней и старшей ступени обучения широко используется система рейтингового оценивания. Цель рейтинговой системы побудить к саморазвитию и самоизменению личности, в то время как, критериальная система побуждает к оценке, а метод портфолио помогает фиксировать достижения.
Соотнесение методов и педагогических проблем
Критериальная система помогает компенсировать отсутствие способностей упорным трудом, а, следовательно, помогает поверить в собственные силы, тем самым, решить вопрос мотивации. При этом, она напоминает, что успех – это 1% таланта и 99% пота.
Так какими же могут быть критерии оценки?
С получением знаний и приобретением навыков они будут меняться, их список будет дополняться, поэтому, я в своём опыте работы с УМК “Starlight” уже с первых занятий фиксирую внимание обучающихся на разных вариантах исполнения и выполнения той или иной работы, стимулируя их обмен мнениями и выработку критериев по разным речевым навыкам. И здесь важна оценка работы одноклассника, потому что она дает возможность постепенно совместными усилиями уточнять значения критериев оценки.
Так, при всеобщем обсуждении для разных речевых навыков и видов работ были выбраны следующие аспекты оценивания речевых навыков учащихся начальной школы.
При оценке такого вида работы, как творческая работа, которую в изобилии на любой вкус предлагаю современные учебные пособия, нам пришлось выделить письменную и устную составляющие, т. к. отобранный материал должен быть не только оформлен, но и прочитан или пересказан, рассказан в краткой форме.
Не практикующим в данной системе учителям порой кажется невероятным, что выпускники начальной школы могут оценить работу по всем этим критериям. Ответ прост. Результат безотметочного обучения при условии его грамотной организации и последовательной работе не заставят себя ждать. Главное не смешивать две системы. Потому, что традиционная отметка создаёт иллюзию информированности, а при критериальном оценивании важна не отметка, а процесс оценивания. И ещё, надо помнить, что в системе безотметочного обучения работы оцениваются с целью закрепления.
Для качественного оценивания не подходят традиционные оценки. Какими же могут быть качественные оценки?
Да, все качественные оценки могут быть переведены в количественные, что требует любая отчётность. В этом случае применяется всем известная таблица перевода процентов в пятибалльную систему, применимую при пересчете результатов ЕГЭ. Приведу пример.
Раньше, при проверке выполнения устного домашнего задания, например, стихотворения, часто, возникала ситуация, когда ответивший уже ученик начинал отвлекаться и отвлекать других. Теперь, при использовании УМК “Starlight” я знаю причину и могу её устранить. Обычно это возникало, когда я, как учитель, слушала ответ и я же его оценивала. Обучающиеся знали, что они свою часть работы на уроке выполнили и всё что потом происходит в классе их не увлекает, т.к. от них не зависит. В условиях, когда у всех учащихся есть оценочные листы с согласованными ими самими аспектами оценивания, которые они заполняют по ходу ответа или после него, они слушают всех одноклассников, что бы выполнить поставленную перед ними задачу взаимооценки и при последующем обсуждении могут обратить внимание отвечающего на то, что понравилось, не понравилось, что-то уточнить и скорректировать свою оценку. Интерес на данном этапе урока поддерживается за счёт того, что слушая, участники могут сравнить свою готовность к уроку, а совершая это действие, они повторяют данный материал. И, если отвлекаются, то для обсуждения услышанного ответа. Одним из результатов, так же, можно считать дисциплину на уроке.
Мне, как и всем учителям, приходится много времени тратить на проверку тетрадей. При соответствующем планировании урока, когда в нем всегда есть место для взаимооценки, эту работу выполняют обучающиеся и с большим удовольствием. Классное письменное задание после выполнения учащиеся на моих уроках передают друг другу по мере готовности для взаимопроверки. Пары всегда разные. Оценивание проводится по двум «волшебным столбикам»: правильность и аккуратность. И вот тут очень помогает эта процедура в плане аккуратности, графики слова выполнения письменной работы. Сколько бы мне не приходилось обращать внимание на графику слова в образце и в тетрадях, при выполнении нового задания, опять приходилось напоминать о «маленьких по росту» буквах или «высоких строчных» буквах, обращать внимание на то, что есть буквы «сидящие на линеечке», которые «свесили ножку» и т. д. Взаимооцение работ друг друга развивает навыки каллиграфии. Хотя, правильность выполнения задания я перепроверяю сама и вместе разбираю причину пропущенных ошибок. У учащихся начальной школы ещё плохо сформированы навыки работы с образцом.
Мы договорились, что домашняя работа должна быть оценена. Но ведь при выполнении домашнего задания тоже допускаются ошибки. Как же тогда учащийся может себя оценить? Мы решили, что в домашнем задании оцениваются их старания, приложенные при выполнении письменного задания. Работали ли они с УМК “Starlight”, повторяли ли правила, как работали на предыдущем уроке, обращались ли за помощью, работали ли самостоятельно. Всё это учитывается при самооценке домашнего задания.
Критериальное обучение обеспечивает отслеживание положительной динамики индивидуального процесса обучающихся, поддерживает учебную мотивацию школьников.
Традиционная система оценки качества обучения не удовлетворяет на современном этапе развития школы её потребностям и отрицательно влияет на его индивидуальную траекторию образования и развития.
Перед современным учителем стоит вопрос, как найти более эффективные пути реализации своей оценочной функции. Контроль знаний всегда является для детей стрессовой ситуацией. Нестандартные формы обучения помогут получить лучший результат, когда оценка за урок воспринимается как итог на сегодняшний день, а не как определение всех их учебных способностей и тогда не нарушится единство стимулирующей и контрольной функций оценки.
Литература:
1. Смирнова Т.П. «Содержание и анализ работы с портфолио»,
Завуч начальной школы, №1, 2007г.
2. Ульянова Л.Г. «Безотметочное обучение в начальной школе»,
Завуч начальной школы , №3, 2007г.
3. Амонашвили Ш.А. «Обучение, оценка, отметка». М.: Знание, 1980.
4. Воронцов А.Б. «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Образовательная система Д.В. Эльконина, В.В. Давыдова». М., 2002.
5. Логинова О.Б. «Система оценивания учебных достижений школьников: Рекомендации Министерства образования Российской Федерации для участников эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования». М., 2001.
https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/loginova-o-b-sistema-ocenivania-ucebnyh-dostizenij
6. Симановский А.Э. «Безотметочное обучение: возможности и пути реализации». М.: Баласс, 2003.
7. Восторгова Е. «Организация безотметочного обучения в 1-м классе на основе «Дневника моего роста»
https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200500409
8. Пакулова Т. «Поиск и апробация новых систем оценивания в условиях безотметочного обучения»
http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200601601
9. Толокушкина Е. Н. «Безотметочное оценивание в начальной школе — стимул для максимального развития каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями».
Педсовет.org12-й Всероссийский интернет-педсовет
10. Картавченко Т. А. «Личностно–ориентированный подход в системе оценивания учащихся».
Педсовет.org12-й Всероссийский интернет-педсовет