ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА
Автор: Елена ВИКЕНТЬЕВА | Рубрика: РЕСУРСЫ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ Понедельник 31 августа 2020В современном образовательном пространстве ученикам должны предоставляться широкие возможности для реализации своих способностей и интересов, воспитания сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине, формировании ответственности, овладении средствами самовоспитания, самообразования. Для достижения этой цели, которая, прописана в Стандартах, обучение предмету сегодня реализуется на основе «учебных ситуаций» с элементами творческой, конструкторской, социальной, исследовательской деятельности. Внеаудиторные занятия в полной мере позволяют решать конкретные задачи: учебно-познавательные, учебно-практические, направленные на формирование умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, на формирование навыка решения проблемных ситуаций, навыка сотрудничества, требующие совместной работы с разделением ответственности за конечный результат, на формирование навыка развёрнутой коммуникации. Несомненно, образовательный процесс сегодня ориентирован максимально на творческое начало, приобретение учащимися собственного опыта творческой и познавательной деятельности.
Автор: Викентьева Елена Алексеевна
Место работы: МБОУ гимназия № 92 г. Краснодар
Должность: учитель английского языка
Помните замечательный советский фильм «Когда я стану великаном»? «Давайте, как в театре!» — предлагает Петя Копейкин на уроке английского языка, и, спустя мгновение, классная комната становится садом Капулетти, перевёрнутая парта- балконом, он сам становится Ромео, Джульетта Ашотовна, учительница, главной героиней Шекспира, а урок превращается во вторую сцену второго акта. «Так же лучше усваивается!» — восклицает всё тот же Петя. Вот основной посыл, заложенный в идее внеурочной деятельности, особенно внеаудиторных занятий, чтоб «как в театре» или музее, или … иными словами, ученикам должны предоставляться широкие возможности для реализации своих способностей и интересов, воспитания сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине, формировании ответственности, овладении средствами самовоспитания, самообразования.
Поделюсь самыми яркими примерами внеаудиторных занятий из собственной практики. В рамках ФГОС СОО и на основе УМК “Starlight” («Звёздный английский») старшеклассники изучают тему «Визуальное искусство»: его виды, жанры живописи, направления: от классицизма до абстрактного экспрессионизма. Заключительное занятие по данной теме проходило в залах Краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко.
Каждому десятикласснику предстояло выдержать мини-экзамен: описать по-английски реальное произведение искусства, дать ему характеристику, назвать отличительные особенности, манеру художника и т.п. Посетители и работники музея были немного (или много?) удивлены, услышав уверенную английскую речь. Ребятам было предложено разбиться на мини-группы. Каждая получила небольшой буклет, где нужно было внести необходимую информацию и ознакомиться с инструкцией и порядком работы. В буклет я поместила и некоторые полезные фразы и поле для описания картины. Ребята разошлись по залам. Нам очень повезло: в это время как раз проходила выставка полотен Ивана Айвазовского. У ребят — уникальная возможность увидеть своими глазами 14 морских пейзажей и выразить своё мнение, описать свои чувства. Некоторые ученики выбрали для работы картины из постоянной экспозиции музея.
Наше внеаудиторное занятие, по общему мнению, удалось, мини-экзамен пройден. Я была приятно поражена результатом работы ребят. Как точно им удалось описать композицию, колористику, идею картин. Как интуитивно они уловили то настроение, которое хотел передать мастер. Обо всём они написали и рассказали. И слушали друг друга, обменивались мнениями. Конечно, по-английски…
А вот эта заметка в Инстаграм о «нецарском отношении к царю зверей» побудила нас провести внеаудиторное занятие в зоопарке. Я предложила ребятам прочитать данную заметку дома и прийти на урок с собственными соображениями по этому поводу.
В десятом классе один из модулей учебника «Starlight” отведён теме окружающей среды. Несколько уроков мы изучали соответствующий лексический материал, просматривали аутентичные видео, читали оригинальные статьи по проблеме содержания животных и птиц в неволе. Каждый ученик представлял свой аспект по проблеме, знакомил одноклассников с нужным языковым материалом, доказывал свою точку зрения, аргументируя её. Все материалы техническая группа собрала в большую презентацию «Зоопарки: за и против».
Всё это послужило мощной подготовкой к финальному уроку. Мы пошли в наш краснодарский «Сафари-парк», где и содержится тот самый лев. Мы хотели собственными глазами убедиться в состоянии вольеров и клеток, как ведут себя животные в неволе, что мы чувствуем, глядя на всё это. Мы должны были сделать окончательный вывод, что в действительности представляют собой зоопарки. Так ли уж они служат образовательным целям. Или мы смотрим на животных в клетках как на развлечение? Или, всё же, зоопарки — это пожизненная тюрьма? И можно ли на это любоваться?
Я подготовила специальные маршрутные листы-буклеты с особыми заданиями, текстами для размышления. Содержание маршрутных листов обдумывалось мною долго, тщательно подбирала картинки, слоганы, тексты, вопросы, перелопатив при этом немалое количество сайтов на соответствующую тему. Ребята разделились на мини-группы. Я предложила им выбрать какого-то конкретного питомца зоопарка и тщательно понаблюдать. Свои соображения ребята заносили в буклеты.
Последним заданием в маршрутном листе послужил текст «Подумай».
«Что если в самый обычный день вдруг приземлится инопланетный корабль, некто выстрелит в тебя транквилизатором, потом увезёт со своей планеты, поместит в крохотную клетку; пришельцы будут приходить посмотреть на тебя, как на диковинку. Как бы ты чувствовал себя?» Размышления ребят подвели эмоциональный итог.
Испытав успех самореализации, ребята приходят к осмыслению своих творческих возможностей, организаторских способностей, видят пути и способы их применения. Практика свидетельствует: чем разнообразнее по форме и богаче по содержанию урочная и особенно внеурочная деятельность, тем успешнее развиваются творческие способности, раскрываются сильные стороны личности ребят, растет их интерес к знаниям, тем самым плодотворнее протекает процесс обучения и воспитания.
Необходимыми условиями успешной внеаудиторной работы являются живой интерес к мероприятиям со стороны преподавателя и учащихся. Это основа успеха и эффективности внеаудиторных мероприятий. Значит ли это, что мероприятия должны быть только интересными? Не только, важно также реальное дело, работа не для галочки. Основным фактором эффективности внеаудиторной работы является подробное планирование, тщательная подготовка такого рода занятий, постановка цели и конкретных задач.
Внеаудиторная работа в урочной и внеурочной деятельности играет важную роль в воспитании сознательного отношения учащихся к овладению теоретическими и практическими знаниями по изучаемой дисциплине, формировании ответственности, овладении средствами самовоспитания, самообразования. Прав был Петя Копейкин из старого фильма: так лучше усваивается. Поэтому давайте покидать классные аудитории почаще, проводить занятия в театрах, музеях, зоопарках, стадионах — словом, давайте мотивировать, обучать, творить, сотрудничать!
Описываемые внеаудиторные занятия подробно описаны в авторском блоге педагога «Навстречу друг другу»:
Список литературы:
- Р.П. Мильруд, Ж.А. Суворова, «Английский язык. Предметные линии учебников «Звёздный английский» 2-11 классы». Учебное пособие для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. М.:, «Просвещение», 2019
- Федеральные государственные образовательные стандарты/standart.edu.ru