ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО УМК СЕРИИ «СФЕРЫ» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ — ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ
Автор: Алексей СМИРНОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Понедельник 28 сентября 2020В век высоких технологий всё большую актуальность приобретает задача реформирования системы образования с целью подготовки выпускника современной школы для дальнейшего обучения в вузе и профессиональной реализации. Все участники учебного процесса – учащиеся, школьные учителя, преподаватели высшей школы, учёные и работодатели заинтересованы в обеспечении преемственности между школьным и вузовским образованием. Поэтому за последние несколько лет Министерством просвещения Российской Федерации было предложено и запущено несколько новаторских проектов, нацеленных на организацию работы с талантливой молодёжью и развитие у учащихся школы навыков, востребованных в 21 веке. В проект РАН по созданию базовых школ включены 108 школ из 32 субъектов РФ. В московских школах с 2019 года введено профильное обучение, которое включает в себя инженерные, медицинские, ИТ и академические классы. Такие же классы появятся в будущем году в нескольких российских регионах.
Автор: Смирнов Алексей Валерьевич,
Учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования РФ, лауреат «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, эксперт ЕГЭ
Министерство просвещения РФ обращает внимание на то, что в 2022 году планируется завершить внедрение Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФГОС СОО), в результате чего учебный предмет «Иностранный язык» станет обязательным при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. При этом обучающийся сможет самостоятельно выбрать уровень сдачи экзамена (базовый или углублённый). Согласно ФГОС, среднее общее образование будет иметь следующие профильные направления: универсальный, социально-экономический, технологический, естественно-научный и гуманитарный.
Перед школами стоят серьёзные задачи по реализации основных направлений работы по популяризации науки и научно-исследовательской деятельности среди школьников, организации проектной научно-исследовательской деятельности и организации мероприятий по представлению результатов проектной и научно-исследовательской деятельности. Подготовка выпускников к успешной сдаче ЕГЭ и обучение профилю, предъявляют особые требования к учебникам и включают в себя не только их содержание, но и виды деятельности, которые с их помощью можно организовать в процессе обучения. Новая линия учебников по английскому языку серии «Сферы» (авт. Алексеева А. А., Смирновой Е. Ю. и др.), входящая в Федеральный перечень учебников, предоставляет все возможности для решения задач профильного образования. Рассмотрим их более подробно на примере конкретных материалов из УМК серии «Сферы» для 10–11 классов, с точки зрения их содержательного потенциала и возможностей интеграции в образовательный процесс.
Тематика циклов учебников осуществлена в логической последовательности. Так, в учебнике для 10 класса – это My World, Technology in Your Life, Saving the Planet, Have Your Say!, The Right Job, Living a Good Life. Тематика учебника для 11 класса представлена следующим образом: Learn to Live, Live to Learn, Travel, The Individual and Society, Relations and Family, The Media, The World of Work, что наглядно демонстрирует возможности использования УМК серии «Сферы» для вышеперечисленных профильных направлений.
Основными особенностями УМК являются следующие аспекты:
1. Чёткая структура тематических циклов
2. Наличие рубрик в каждом цикле, реализующих личностные, метапредметные и предметные результаты, в том числе и ИКТ-ориентированные. Материал каждой рубрики включает в себя задания и упражнения, составленные с учётом современных подходов к обучению английскому языку в привычных для учителей и обучающихся форматах: задания по всем видам речевой деятельности (аудированию, чтению, лексике, грамматике, устной и письменной речи) и проектные задания, соответствующие возрасту учащихся и их интересам.
Вот некоторые примеры из учебников для старшей школы, которые можно использовать на уроках в профильных классах.
а) универсальный профиль
10 класс:
11 класс:
б) социально-экономический профиль
10 класс:
11 класс:
в) технологический профиль
10 класс:
11 класс:
г) естественно-научный профиль
10 класс:
11 класс:
3.Комплексный подход к изучению каждой предложенной темы, когда обучающиеся отрабатывают и закрепляют необходимый лексический минимум через разноформатные упражнения для чтения и аудирования, целью которых является усвоение не отдельных слов, а словосочетаний и устойчивых выражений по предложенным профилям с последующим устным и письменным высказываниями.
В этой связи в УМК представлены и условно-речевые упражнения, используя которые, учащиеся составляют высказывания на заданную тему, с применением языковых опор и дополнительного экстралингвистического материала. Здесь также предусмотрена возможность дифференцированного подхода в пределах одного класса благодаря упражнениям разной степени сложности.
10 класс:
11 класс:
На представленных страницах показаны упражнения на отработку лексико-грамматического материала, задания для аудирования, чтения, говорения и письма. Таких упражнений в каждом тематическом разделе достаточно, что позволяет учителю выбирать материал в зависимости от уровня подготовленности и интересов обучающихся конкретной группы.
- Наличие необходимого информационного материала на полях “i”, ссылки на разделы грамматического справочника “Grammar File”, поэтапная целенаправленная подготовка к сдаче ЕГЭ в основных уроках, отмеченных значком “exam”, а также в специальном разделе “Focus on Exams” и дополнительных разделах “More Help”, “Skills File” с удобной навигацией, в которых учащиеся найдут краткую и доступную информацию о том, как делать презентации, вести дискуссии писать письма и эссе различного формата и т.п. могут оказать помощь в проектной и научно-исследовательской деятельности в профильных группах.
В качестве примера рассмотрим устное групповое задание из учебника серии «Сферы» для 10 класса с ссылкой на раздел “More Help”.
Отметим, что раздел “More Help” был разработан авторами с целью внедрения дифференцированного подхода к обучению старшеклассников. Таким образом, одно и то же упражнение предлагается в двух вариантах в зависимости от уровня знаний учащихся в пределах одной группы или класса. Учитель вправе самостоятельно решить, какой формат упражнения предложить старшеклассникам – стандартный со страниц основного урока или облегчённый (расширенный) из раздела “More Help”. Таких заданий и упражнений в учебниках для 10 и 11 классов немало, что позволяет учащимся разных уровней знаний отработать и закрепить нужный материал цикла.
В качестве примера работы с разделом “Skills File” предлагаем вашему вниманию следующие иллюстрации.
Содержание раздела “Skills File” («Учись учиться») направлено на развитие универсальных учебных действий старшеклассников и развитие навыков 21 века. Так, при введении возможно незнакомого материала, учащимся предлагается ссылка на объяснение данного материала в разделе “Skills File”.
По этой же схеме «расшифровывается» материал для подготовки к ЕГЭ. На страницах раздела “More Help” старшеклассники смогут более детально ознакомиться с тем, как структурировать личное письмо или эссе «ваше мнение». Помимо этого, в разделе предлагается описание и других типов заданий, как устных, так и письменных, которые, возможно, когда-нибудь появятся в КИМ ЕГЭ.
- Разноплановое представление актуальных тем для учащихся данной возрастной категории, для организации базовой работы учащихся над индивидуальным и групповым проектом, как одной из форм применения новых педагогических технологий в школе.
В УМК серии «Сферы» по каждому разделу может быть предложена определённая профильная тематика проектов в рамках их изучения. Проекты могут быть представлены в самых разных формах: статья, рекомендации, отчёт, стендовый доклад, альбом, коллаж и другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, дискуссия, круглый стол. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение дополнительных знаний, навыков и умений, их творческое применение в новых условиях.
На данных страницах предлагаются задания для парной и групповой работы на уроке и более продвинутой научно-исследовательской деятельности по различным профилям и общие рекомендации как проводить научное исследование и делать презентацию. Такой материал подойдёт для учащихся всех профилей.
- Наличие раздела самопроверки “Checkpoint”, секции для самостоятельной оценки полученных знаний “Self-evaluation” и отдельно выделенный словарь “Key vocabulary” с активной лексикой после каждого тематического цикла.
Раздел “Checkpoint” содержит упражнения на изученный материал цикла и даёт возможность обучающимся проверить и оценить свои знания и успехи в его освоении. Материалы этого урока могут использоваться в качестве подготовки к итоговой проверочной или контрольной работе по завершении цикла.
Таблица “Self-evaluation”, завершающая каждый цикл учебника, позволяет учащимся оценить, насколько хорошо они усвоили тот или иной материал цикла. Для учителя это отличный инструмент с целью понимания того, что учащийся изучил достаточно хорошо, а на что следует обратить особое внимание при дальнейшей работе.
Выборка активной лексики цикла “Key vocabulary” помогает обучающимся сделать правильный акцент на изучаемом материале. На уроке данный материал может использоваться на усмотрение учителя.
В состав УМК серии «Сферы» для 10 и 11 классов также входят тетрадь-тренажёр и тетрадь-экзаменатор. Тетрадь-тренажёр является логическим продолжением учебника и может использоваться на уроке, во внеурочной деятельности и дома самостоятельно. В неё включены упражнения для отработки грамматики, задания для чтения, аудирования, устной речи и письма. Тетрадь-экзаменатор предлагает проверочные и контрольные работы к каждому уроку учебника, а также задания в формате ЕГЭ.
Таким образом, перечисленные преимущества УМК серии «Сферы» позволяют использовать его в качестве базового учебника в любых профильных классах, с целью источника дополнительного материала, расширяющего знания учащихся, а также для организации проектной работы на уроках английского языка в рамках изучаемых тем для профильного обучения.
В заключении стоит упомянуть ещё одно преимущество учебников этой серии. Все они созданы учителями-практиками с учётом всех современных требований к школьному образованию, а значит и решение задач профильного образования станет реальностью.