ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕТРАДЬ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА БАЗЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ “KALUGA FILES” 2-4)
Автор: Юлия РОДИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, ОПЫТ РЕГИОНОВ Среда 16 сентября 2020Роль чтения в жизни человека сложно переоценить. Особенно важен процесс чтения, если это касается познания родного края. Еще большую актуальность формирование функционального чтения имеет при обучении иностранному языку.
Автор: Родина Юлия Владимировна
Место работы: МКОУ «ООШ №2», г. Козельск, Калужской области
Должность: Учитель английского языка.
Соавтор регионального учебного пособия по английскому языку для начальной школы «Kaluga Files 2-4»
Я являюсь соавтором учебного пособия по английскому языку “Kaluga Files 2-4”. Данное учебное пособие имеет краеведческое направление и призвано помочь учащимся общеобразовательных школ Калужской области приобщиться к культуре родной земли через изучение английского языка.
В пособии методически грамотно заложено формирование всех основных репродуктивных и продуктивных языковых навыков. С этой целью авторами, было уделено особое место созданию тематических текстов с учетом читательских умений, интересов и возрастных особенностей младших школьников.
Проект Kaluga Files создан редакцией английского языка Издательства «Просвещение» совместно с Министерством образования и науки Калужской области. Пособие для 2-4 классов учит школьников рассказывать о своей малой родине и представлять её при общении с зарубежными сверстниками и гостями региона, а также формирует навыки поисковой активности и учебного сотрудничества. Благодаря непосредственному участию в проекте Министерства образования и науки Калужской области Издательству удалось создать современное пособие, содержащее самые актуальные материалы о Калужской области (история, культура, спорт, достижения в регионе, карьерные возможности и многое другое) в качестве основных тем для обучения и развития учащихся.
На уроках английского языка я использую “Kaluga Files 2-4” в качестве дополнения к основному учебно-методическому комплекту. В процессе наблюдения на уроке, мной отмечено повышение интереса к чтению текстов о сверстниках из разных школ Калужской области, о знаменитых местах и достопримечательностях. Но для того, чтобы процесс чтения сделать активным, творческим и функциональным, в процессе апробации к учебному пособию я начала применять метод ведения интерактивных тетрадей.
Ведение интерактивных тетрадей – это новая форма работы на уроке, которая способствует активному вовлечению всех учащихся в процесс обучения. С помощью разнообразных интерактивных шаблонов, чтение текста возможно преобразовать в интересное творчество. На уроках английского языка мы с учащимися начальной школы создаем уникальную обучающую тетрадь, которая позволяет систематизировать прочитанный материал и подготовить для дальнейшей работы с ним. Например, вычленить новые коллокации и пополнить словарный запас учащихся, составить план текста для дальнейшего пересказа или собственного монологического высказывания и т.д.
С этой целью к каждому учебному тексту в методическом пособии, мной были разработаны специальные шаблоны в программе Power Point. Они полностью соответствуют поурочному планированию “Kaluga Files 2-4” и являются дополнительным средством повышения мотивации учащихся. Каким же образом интерактивная тетрадь может вовлекать в дополнительное чтение и способствовать формированию устойчивой мотивации?
Очевидно, что для ребенка младшего школьного возраста значимо то, что связано с ним самим. На уроках английского языка с помощью интерактивной тетради “Kaluga Files 2-4” у учащихся появляется возможность создать свое уникальное портфолио, в котором будут отражены знаменитые люди, природа, культура, инфраструктура родного края. Тексты учебного пособия созданы таким образом, чтобы учащиеся могли взять их за основу, персонализировать, а затем написать и рассказать одноклассникам о том, что есть именно в их городе или районе.
Для создания интерактивной тетради мной было разработано приложение в программе Power Point. Данное приложение включает в себя методические рекомендации для учителя, инструкцию по созданию шаблона, варианты заданий для дальнейшей работы, а также фотоматериал, который позволяет увидеть заполненный шаблон. На каждый урок разработаны готовые листы для печати на двух и более учеников.
В начальном периоде обучения подготовлены самые простые формы шаблонов, для того чтобы второклассник мог представиться и назвать город (деревню), в которой он живет. Для этого на первые страницы в тетрадь вклеивается облачко с фразами. Ребенок читает фразы, обводит их, подписывает имя и название места, в котором живет. Дома можно предложить учащимся вклеить свое фото или нарисовать свой портрет возле облачка.
В начальном периоде обучения подготовлены самые простые формы шаблонов, для того чтобы второклассник мог представиться и назвать город (деревню), в которой он живет. Для этого на первые страницы в тетрадь вклеивается облачко с фразами. Ребенок читает фразы, обводит их, подписывает имя и название места, в котором живет. Дома можно предложить учащимся вклеить свое фото или нарисовать свой портрет возле облачка.
Материалы учебного пособия “Kaluga Files 2-4” уже на первых страницах содержат развороты, которые знакомят маленьких читателей с эмблемами разных городов Калужской области. В методической разработке с этой целью даны пустые шаблоны флага и мини-книжечка в форме герба к урокам “The Kaluga Region” стр.8-9 и “East or West, Home is Best” стр. 18-19. После изучения разворотов в пособии, второклассники рисуют флаг своего города и по-английски называют его цвета. В мини-книжечке «Герб моего города» уже содержится небольшой текст для составления сообщения о своей малой Родине.
По мере совершенствования читательских навыков и учебных умений, форма шаблона усложняется. Так, например, в уроке “Everything is Good in its Season” на стр.22-23 маленькие читатели знакомятся с названиями сезонов, прилагательными, которые их характеризуют, а также слушают и читают текст о Егоре из Калуги, о его любимом времени года – весне и месте — городском Центральном парке. Этот материал ложится в основу мини-проекта “Seasons”, который оформляется в форме мини-книжечки «Четыре двери». Внутри книжечки учащиеся записывают не только лексику, связанную с темой, но и небольшой рассказ о любимом времени года и своих занятиях в этот период.
Одним из наиболее важных, для нас авторов, аспектов изучения родного края является приобщение к его традициям и культуре. С этой целью уже во втором классе проводятся уроки о хлудневской игрушке — традиционной игрушке Калужской области. На материале урока “Russian Clay Toy” на стр.14-15 учащиеся узнают о необычном музее «Дом мастеров», глиняных игрушках и учатся писать письмо девочке Жене с рассказом о своей собственной игрушке. Для этого в методическом приложении созданы специальные письма-заготовки.
Заключительный урок курса английского языка во втором классе посвящен знаменитым людям, имена которых являются символом Калужской области: Константину Эдуардовичу Циолковскому и Георгию Константиновичу Жукову. Разворот “Famous People” на стр.32-33 несет в себе важную функцию – патриотического воспитания подрастающего поколения. На уроке учащиеся узнают о великих земляках и делают мини-книжечки об одном из них.
Таким образом, учебное пособие “Kaluga Files 2-4” с методическим дополнением для создания интерактивной тетради направлено на формирование краеведческой читательской среды, на базе которой учащиеся приобретают знания о своей малой Родине, людях здесь которые живут, достижениях и культуре Калужской области.