КОНКУРС ЧТЕЦОВ «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Автор: Ольга КАШЛАБА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Понедельник 21 сентября 2020В нашем городе есть ещё школы, где изучают немецкий язык, хотя их и немного. Мы, учителя немецкого языка, конечно, хотим, чтобы дети с удовольствием изучали наш предмет, успешно участвовали в конкурсах и олимпиадах, понимали, что язык нужен для общения. Поэтому, прежде всего, стараемся поддерживать интерес учащихся к изучаемому языку.
Автор: Кашлаба Ольга Витальевна
Место работы: МОУ «Гимназия иностранных языков» г. Ухты
Должность: учитель немецкого языка
Дети любят конкурсы, это бесспорно. Творческие конкурсы особенно. Так появилась идея устроить для школьников, изучающих немецкий язык, конкурс чтецов. Коллеги меня поддержали, и первый конкурс в городе состоялся в 2015 году. Сразу стало ясно, что идея была удачной, так как в нём участвовало 28 учащихся 5 – 7 классов из 9 образовательных организаций города. Количество участников от каждой школы было ограничено положением о конкурсе. В их исполнении прозвучали произведения рождественской тематики Йоханны Бауманн, Фридриха Гюля, Густава Фальке, Мартина Бёлица, Нины Ной, Йозефа Кантера, Генриха Гейне, Аниты Менгер, Роберта Шульца, Моники Миндер, Ханнеса Крафта, Хофмана фон Фаллерслебена, Эрнста фон Вильденбруха, Эдуарда Эбеля, Йозефа фон Айхендорфа, Райнера Мария Рильке и неизвестных авторов. Ни одно произведение не исполнялось дважды. Мы услышали очень достойные выступления конкурсантов, постаравшихся побороть волнение и показать хорошее владение немецким языком, артистизм и понимание текста.
Мне хочется обратить внимание на то, насколько трудно научить детей правильному произношению на иностранном языке и на немецком языке в частности. Без хорошего произношения трудно добиться успеха в конкурсе чтецов. В нашей гимназии немецкий язык изучается только как второй иностранный по УМК «Горизонты». Учебник и рабочая тетрадь, в которых представлено огромное количество аудио материалов, несомненно, являются основой того, что многие наши учащиеся имеют красивое произношение. Дети слышат настоящую немецкую речь на каждом уроке, при выполнении домашних заданий, и сами стараются говорить правильно. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что учебник «Горизонты» помогает гимназистам добиваться успехов также и в конкурсе чтецов на немецком языке.
Первый успех конкурса нас настолько вдохновил, что было решено сделать его ежегодным. В 2019-2020 учебном году он состоялся уже в пятый раз. Конкурс проводится в декабре, накануне католического Рождества, поэтому мы назвали его «Рождественский калейдоскоп». Каждый год объявляется новая тема стихов для конкурса:
2015-2016 уч. год – стихи о Рождестве
2016-2017 уч. год – стихи о природе
2017-2018 уч. год – стихи на тему «Мир гармонии и красоты»
2018-2019 уч. год – стихи на тему «Музыка. Искусство. Любовь»
2019-2020 уч. год – стихи о Родине.
До проведения мероприятия была проделана организационная работа, которая включала в себя, в первую очередь, разработку положения о конкурсе. Оно получилось достойным, в чём заслуга не только моя, но и заместителя директора МОУ «Гимназия иностранных языков» по методической работе Н.А. Исаковой. С положением о конкурсе можно познакомиться здесь.
В создании грамот, сертификатов участников и благодарственных писем для учителей помощь была оказана учителем информатики О.А. Алиевой.
Поделюсь опытом проведения конкурса.
Сначала всё было очень просто: приходили участники, педагоги и члены жюри, а также небольшое количество зрителей. В зале звучали рождественские песни на немецком языке. После выступлений участников жюри подводило итоги, затем было награждение. Но, после первого же конкурса стало понятно, что не хватает чего-то ещё. Смотреть видео и слушать песни в ожидании решения жюри неинтересно.
Конкурс скороговорок зимней тематики внёс оживление и развеселил присутствующих в зале, которым трудно было остановиться. С удовольствием дети участвовали в игре-знакомстве на немецком языке „Kennenlernkarussel“. Понравились игры „Fliegenklatsche“ про праздники в Германии и тримино о Рождестве, в которых участвовали команды конкурсантов и зрителей, и многое другое. Ожидать, когда объявят результаты конкурса, стало нескучно.
В прошедшем учебном году сценарий и проведение конкурса стали проектной работой учащейся 9 класса
Папковой Ирины. Справилась она с этим на «отлично». Вдвоём с одноклассником она стала ведущей конкурса и подготовила интересную игру для зала после выступлений. Фотографом была также ученица 9 класса, проектной работой которой стало затем оформление сборника стихов, прозвучавших в конкурсе. Привлечение учащихся старших классов к проведению этого мероприятия, популярного среди школьников города, я думаю, также станет традицией.
После первого и второго конкурсов мною были оформлены сборники стихов, представленных участниками. С ними можно познакомиться, пройдя по ссылкам:
Сборник стихов 1
Сборник стихов 2
Большинство иллюстраций к стихам во втором сборнике выполнено самими чтецами, что сделало его отличным сувениром, как для участников конкурса, так и для всех, кто интересуется немецкой поэзией.
Несколько участников сделали аудио записи произведений, которые прозвучали в конкурсе в их исполнении.
Пятый сборник оформляла учащаяся 9 класса Семёнова Екатерина, которая сама неоднократно участвовала в конкурсе. Такую работу можно поручать ученикам. Они выполняют её по-своему, с желанием и интересом. И это, несомненно, большая помощь организаторам мероприятия.
Большая работа проводится учителями немецкого языка для того, чтобы дети участвовали в конкурсе «Рождественский калейдоскоп». Много времени нужно для помощи конкурсантам в выборе стихов, понимании их содержания, для работы над произношением и представлением произведения на сцене. Но нам удаётся делать это уже на протяжении пяти лет. Огромная благодарность моим коллегам и, конечно, учащимся школ города Ухты за ежегодный праздник немецкой поэзии «Рождественский калейдоскоп»! До встречи в декабре.