ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ ПРОФИЛЕ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Автор: Наталья ЯРОЧКИНА | Рубрика: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА Понедельник 12 октября 2020Необходимость привлечения старшеклассников к участию в проектно-исследовательской деятельности объясняется тем, что это особая форма образовательной деятельности, которая способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников.
Приобщение старшеклассников к научно-исследовательской и проектной деятельности в школе имеет большое значение для развития личности обучающихся в целом, т. к. способствует их саморазвитию, самоопределению и, безусловно, существенно влияет на личностно-профессиональное становление.
Автор: Ярочкина Наталья Викторовна
Место работы: МАОУ Гимназия №11 №Гармония» г. Новосибирска
Должность: Учитель английского языка
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
Высокий уровень инноваций, быстрота происходящих в обществе изменений, сам “взрыв информации” приводят к ускорению процесса старения знаний. Отсюда потребность в развитии работника нового типа. Какие качества необходимы современному выпускнику? Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному. Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие — о воспитании, третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию… Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым: найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. «Главная цель воспитателя, — считал Адольф Дистервег, — должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…”
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования подчеркивается необходимость создания условий для развития и самореализации обучающихся, подготовленных к осознанному выбору профессии, понимающих значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Одним из этих условий является организация профильного обучения в старшей школе.
Цель профильного обучения, в целом, заключается в помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и обеспечении компетентностями, позволяющими им успешно продолжать обучение на следующей ступени образования (т.е. в ВУЗе). Изучение английского языка в старшей школе, в частности, направлено на дальнейшее развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей совершенствовать деятельность обучающихся по овладению английским языком и использовать его в целях продолжения образования.
Эффективным средством для достижения поставленных целей является проектно-исследовательская деятельность.
Необходимость привлечения старшеклассников к участию в проектно- исследовательской деятельности объясняется тем, что это особая форма образовательной деятельности, которая способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников.
Приобщение старшеклассников к научно-исследовательской и проектной деятельности в школе имеет большое значение для развития личности обучающихся в целом, т. к. способствует их саморазвитию, самоопределению и, безусловно, существенно влияет на личностно-профессиональное становление. Саморазвитие и самообразование – это основные качества, которые характеризуют подрастающее поколение и позитивно сказываются на их развитии. Научно-исследовательская и проектная деятельность способствует формированию у старшеклассников умений рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, аргументировать свою точку зрения, находить нужную информацию и оценивать ее. Исследование как вид деятельности должно приводить школьников к желаемому результату, осознанию того, что поставленные задачи решены, а цель достигнута. Научно-исследовательская работа в школе заключается в формировании у обучающихся навыка исследования необходимого им для понимания и постижения окружающей действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления. Кроме этого, самостоятельно полученные знания благоприятно сказываются на активизации личностной позиции старшеклассников. Старшеклассники оказываются непосредственными участниками познавательного процесса. Необходимость организации научно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе определяется следующими факторами:
– поиск новых предметных знаний;
– развитие познавательных способностей обучающихся;
– развитие памяти, логического и образного мышления;
– развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
– развитие креативности;
– повышение уровня образования в целом;
– повышение качества образования по иностранному языку;
– использование межпредметных связей как фактор успеха познавательной деятельности.
Значимость участия обучающихся в научно-исследовательской и проектной деятельности велика, т. к. способствует формированию у них различных умений:
– поисковых;
– исследовательских;
– рефлексивных;
– коммуникативных;
– личностных;
– работать в сотрудничестве;
– самостоятельно ставить и решать проблемы;
– сравнивать, анализировать, обобщать и делать собственные умозаключения по исследуемой проблеме;
– аналитически и критически мыслить в процессе творческого поиска и проведении исследования;
– презентативных.
С целью формирования навыков самостоятельной работы, приближения учащихся к выбранному профилю будущей профессии у нас в гимназии введен исследовательский практикум в 10м классе с защитой индивидуальных научно-исследовательских работ в мае и созданием группового проекта в июне.
Приведу пример работы над групповым проектом лингвистического профиля, руководителем которого я являлась в этом году. Модель этого проекта как и любого другого учебного проекта можно представить в форме «пяти П»: проблема – проектирование — поиск информации – продукт — презентация.
Первая П: Проблема:
Что является проблемой проекта?
Это проблема, связанная с профессиональным самоопределением, выбором профессии.
Кто формулирует проблему, учитель или учащиеся?
Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Роли учителя и учащихся изменяются по сравнению с классно-урочной системой: учащийся перестаёт играть роль простого исполнителя: учитель — из преподавателя превращается во вдохновителя, консультанта, координатора. Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Каким требованиям должна удовлетворять проблема?
— проблема должна быть важной, интересной для учащихся.
— при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
Вторая П: Проектирование.
Под словом проектирование понимается «целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект».
Этап проектирования состоит из двух составляющих: подготовительный этап и планирование.
На подготовительном этапе необходимо:
- Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой
- Определить цели проекта
- Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
- Тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);
При планировании работы над проектом необходимо ответить на вопросы:
Почему?
Зачем мы это делаем?
Что мы делаем?
Как мы делаем?
Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?
Когда мы делаем?
В каком виде будем презентовать результат своего труда?
Третья П: Поиск информации
Этот этап работы называется этапом реализации проекта. Учащиеся ищут информацию в различных источниках. Учителю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта.
Четвертая П: Продукт
Продуктом труда является запланированный результат. Продукты проекта могут быть различны. Например, мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятие (экскурсия, викторина), журнал, буклет и т.д.
Пятая П: Презентация.
Этап представления и защиты проекта. Чтобы хорошо выступить, нужно составить план выступления, подготовить презентацию, сопровождающую выступление, а также составить речь, которую нужно произнести. Учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.
Технология организации исследовательской деятельности
Тема исследовательской работы (групповой проект):
Лингвистическое образование в Новосибирске
Класс: группа лингвистического профиля 10ых классов
Этапы исследовательской деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подготовительный
|
Предлагает, направляет в поиске и определении темы исследования,
корректирует формулировку целей и задач, помогает в составлении плана работы над проектом, советует и предлагает методы сбора и анализа информации, корректирует критерии их оценивания, составляет схему контроля за посещаемостью и деятельностью учащихся при работе над проектом, назначает ответственных в каждой подгруппе, составляет дорожную карту проекта. |
Поиск проблемы, определение темы исследования и ее обоснование,
постановка цели и задач исследования, составление плана работы над проектом совместно с учителем, определение способов и методов отбора и анализа информации, определение способа представления результатов и критериев их оценивания, распределение задач и обязанностей между участниками (деление на подгруппы). |
Основной
|
Организует экскурсии, ведет контроль за посещаемостью и оценивает участие каждого учащегося по определенным критериям, корректирует и проверяет деятельность в подгруппах. | Посещение экскурсий, встреч, занятий,
поиск и сбор информации, обработка информации, соединение обработанных данных вместе. |
Заключительный
|
Организует защиту проекта,
Проводит анализ + и -, оценивает участие каждого в исследовании. |
Делают выводы,
оформление продукта (двуязычный журнал Profguide), защита проекта перед лингвистическим профилем 9ых классов, представление продукта, участие в обсуждении и оценке, самооценка. |
Моей задачей было увлечь учащихся проблемой и процессом её исследования, стимулировать творческое мышление, адресовать к нужным источникам информации, организовать мероприятия для проведения исследований, предоставлять возможность для регулярных отчётов и обмена мнениями; поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам.
Все ребята (а их 15 на лингвистическом профиле) были разделены на 3 подгруппы, в каждой из которых определен ответственный. У каждой группы была своя задача. Для поиска и обработки информации были установлены временные рамки. Материал был представлен каждой группой на 2 языках (русском и английском). Для предзащиты каждая группа готовила свою презентацию, представляла информацию и высказывала свою точку зрения по поводу выступления других групп. Далее мы соединили весь материал воедино: общая презентация в программе Prezi и наш продукт- двуязычный журнал Profguide, который мы представили перед лингвистическим профилем 9ых классов.
Проектно-исследовательская деятельность в рамках профильного обучения в старшей школе позволяет
— создать условия для формирования и проявления специальных познавательных пособностей и развития творческого потенциала личности каждого учащегося,
— содействовать социализации личности и успешной адаптации в быстро меняющемся мире,
— подготовить к обучению в ВУЗе по выбранному направлению.
Список литературы:
- Буланкина Н.Е. Актуальные вопросы культурного самоопределения учителя английского языка в пространстве системы повышения квалификации: зачем учителю нужны УМК?// Иностранные языки. – 2019. – 14 марта
- Буланкина Н.Е. Актуализация проблемы содержания и технологии профессионально ориентированной подготовки в системе рекуррентного образования:аксиологический подход// Мир университетской науки: культура, образование //
The world of Academia: Culture, Education, №3. — 2019. – С.81 – 88. - Бурлакова И.И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке» // Иностранные языки в школе. 2009. № 1. С. 37-40.
- Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. – 2015. – № 7. – с 151-157
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2014. – 80 с.
УМК, используемый на лингвистическом профиле в 10 классе - «Звёздный английский» («Starlight 10») Баранова К. М., Дули Д. , Копылова В. В. и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2016
- Педагогическое наследие Радислава Петровича Мильруда