«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ОДИН ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИЯ ПОКОЛЕНИЯ Z

Четверг 19 ноября 2020

Поколение детей, с которым мы работаем уже на протяжении нескольких лет и еще будем работать не один год, называется «Поколение Z». Об этом поколении и о чертах, которые для него характерны, написано уже много статей, но работая с детьми на уроках, мы открываем в них что-то новое каждый раз, как только начинаем вести урок.

Дети 1996-2010 года рождения предпочитают виртуальное общение, очень активны в сети, но немногословны в реале, зачастую – ассоциальны и полны противоречий. Они охотно впитывают новые знания, быстро и легко усваивают информацию; открыты современным технологиям, виртуальной коммуникации и сотрудничеству; не могут обойтись без технических гаджетов, которыми владеют в совершенстве, поэтому эффективнее воспринимают информацию, преподносимую им с применением высоких технологий.

 

 

 

Автор: Придня Анна Юрьевна
Место работы: МБОУ ЭКЛ
Должность: учитель английского и немецкого языков

 

 

 

Дети поколения Z проводят очень много времени в сети Интернет, в социальных сетях, которые стали одним из самых важных средств их коммуникации.

Существует мнение, что социальные сети в образовательном процессе способствуют повышению мотивации обучающихся, стимулируют развитие их творческих способностей̆ и познавательного интереса.

Наша с вами задача, как уже опытных педагогов, направить заинтересованность современных подростков в соц. сетях в нужное нам русло, в образовательный процесс и использовать социальные сети в качестве вспомогательной платформы для обучения иностранному языку, что особенно актуально в современном мире, во время пандемии коронавируса.

В этой̆ связи рассмотрим наиболее популярные среди подростков социальные сети, которые я систематически использую на своих уроках и вкратце остановимся на основных преимуществах и недостатках их использования в образовательном процессе.

Самой популярной социальной сетью, которую используют около 90% подростков, является Vkontakte.

Основываясь на собственном опыте, отмечу, что функциональные ресурсы сети «ВКонтакте» весьма широки и разнообразны и позволяют взаимодействовать как на уроках, так и вне учебы. Помимо общения социальная сеть позволяет организовывать закрытые группы, соответствующие классным группам, отслеживать активность подростков, выкладывать в них информацию различных форматов. Также сеть позволяет с успехом проводить и различные контрольные мероприятия: тестирование, опрос, виртуальные просмотры работ и выкладывать их результаты на общее обозрение, дает возможность коллективно обсудить их, а стимулом к более добросовестному отношению к учебе является публичность контроля.

Вторая по популярности соц. сеть среди поколения Z — тик-ток, которая является платформой для создания небольших видеороликов.

Посмотрите следующее видео: Тикток клип.Что мы видим? Очень простые движения, которые выполняют четко и быстро современные подростки. Но, с другой стороны, вы только представьте: незнакомые друг другу дети, которые никогда не встречались в реале, которые живут в разных странах, на разных континентах специально собрались, чтобы создать что-то захватывающее и интересное. В данном случае — творческий номер. Ребята создали такой номер, записали его, смонтировали, наложили музыку и поделились с другими пользователями сети.

Можно ли применить подобное на уроках? Однозначно – да! Озадачьте подростков любой темой в соответствии с изучаемым на уроке лексическим материалом (например, это можно сделать на основе заданий УМК «Сферы» издательства «Просвещение»: твой дом, завтрак, вид из окна и т.д.) и вы получите благодарный отклик в виде ролика, который можно использовать в качестве речевой разминки в начале следующего урока.

Инстаграм – также очень популярная среди современных подростков соц. сеть,  70% процентов из которых признаются, что, когда они заходят в  инстаграм, то время пролетает незаметно.

Это неудивительно: когда подростки заходят в инстаграм, то видят красивые картинки, комментарии и лайки к своим фото, новых интересных подписчиков и личные сообщения.

Психологи выделяют несколько свойств социальных сетей, которые формируют привычку, вызывают поведенческую зависимость. Эти свойства провоцируют выброс эндорфина и стимулируют нас повторять успешные, с точки зрения мозга, действия неоднократно.  Давайте сравним социальные сети — тик-ток и инстаграм — и традиционный урок по этим пяти свойствам.

1.Интерактив и мгновенный отклик.

Как только я хочу сообщить о своей реакции в социальной сети, я сразу ставлю лайк — это просто, удобно и весело.

Если появляется вопрос к учителю во внеурочное время, то не всегда можно его задать. В онлайне все проще: появился вопрос — сразу спрашиваешь, а собеседник может прочитать и ответить, когда ему будет удобно. Если рассматривать традиционный урок без технологий — интерактивность здесь, скорее всего, будет отсутствовать.

Чтобы все-таки вызвать у детей интерес и создавать интерактивные задания, можно и нужно воспользоваться уже созданными для нас образовательными онлайн-платформами и сервисами, которых сейчас огромное количество. Обратите внимание на новую образовательную платформу  «Просвещение. Поддержка», которая была запущена 20 октября 2020 года.

Группа компаний «Просвещение» (Просвещение, Российский учебник и БИНОМ) разработала данную платформу для помощи учителям, школьникам и родителям в решении наиболее актуальных запросов.

Хотелось бы отметить и разработанную издательством «Просвещение» вместе со специалистами Skysmart интерактивную рабочую тетрадь для дистанционного обучения школьников.

В интерактивной тетради собраны задания по основным школьным предметам: математике (в том числе алгебре и геометрии для средних и старших классов), русскому языку, обществознанию, английскому языку, а также задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Учителя смогут отправлять детям задания в формате ссылки в любой удобный мессенджер, почту или социальную сеть.

Онлайн-тетрадь работает как на компьютерах, так и на мобильных устройствах. Все выполненные школьниками задания проверяются сервисом автоматически, после чего учителю открываются данные с результатами. Это позволяет сэкономить время педагога, а также оперативно собрать максимально полную информацию о том, как дети усвоили пройденный материал.

Если вы еще не работали с данной тетрадью, которая является незаменимой помощницей всех учителей кафедры иностранных языков МБОУ ЭКЛ, особенно в период нахождения детей на дистанционном образовании, то перейдите по ссылке для ознакомления с ней: интерактивная рабочая тетрадь.

2.Чувство стабильного прогресса.

У подростка, обладателя аккаунта в социальных сетях, появляются новые подписчики, его фотографии набирают больше лайков и комментариев. Он чувствует свою успешность, старается выкладывать интересные посты, фото, видео, получая сиюминутный отклик и  поддержку со стороны своих подписчиков.

В случае с уроком прогресс постоянно есть, но зачастую у нас нет каких-то наглядных трекеров, которые могли бы показать это. Используйте гугл-формы, чтобы создавать опросники и оставлять ребятам обратную связь. Можно давать им бейджики, делать трекеры прогресса, которые постепенно заполняются по мере освоения материала. В качестве поощрения можно выдавать жетоны, которые позже обменять на сертификаты «Добавочный балл к оценке», «Освобождение от одного домашнего задания», «Антидвойка». Это и есть мотивирующий трекер прогресса, который основан на достижениях ребенка и наградах за них.

3.Возможность самовыражения. 

Посмотрите на ваш кабинет: какого цвета парты, где стоят цветы, какие плакаты висят над доской, как организовано пространство — все это отражает то, какой вы человек. У ребенка площадкой для самовыражения может быть его внешний вид, его комната, рабочий стол, а может — и аккаунт в социальной сети.

В тик-токе и в инстаграме — таких возможностей предостаточно. На уроках же с этим бывают сложности: часто самовыражение заканчивается тем, что ребенку нужно составить на английском ответы на вопросы по конкретной теме. Это скучно. Гораздо интереснее для подростка запечатлеть на камеру, как котенок прячется под кроватью, или снять влог про новое хобби.

Мы можем позволить ученикам применить творческий подход. Например, сделать смешное видео-объяснение степеней имен прилагательных для тик-тока или зачитать рэп на английском с лексикой из последнего урока.

Вы удивитесь, как у детей изменится отношение к заданию, если вы попросите не просто публично пересказать тему, а снять ролик для тик-тока или записать сторис в инстаграм.

4.Непредсказуемая позитивная обратная связь.

Ключевое слово — непредсказуемая. Я публикую фотографию, при этом я никогда не знаю, сколько именно лайков (а дизлайков там нет) она получит. Именно эта непредсказуемость зажигает интерес, интригует и вдохновляет, а позитивная обратная связь очень мотивирует.

От того, насколько мы верим в ученика, какую атмосферу создаем на уроке, даем ли возможность высказать мнение, не вешаем ли на ребенка ярлыки «да он троечник, конечно, он сейчас не ответит правильно», — зависит успех учеников. Нам необходимо создавать такую атмосферу на уроке, при которой ребенок будет верить в свой успех вне зависимости от его изначальных способностей.

5.Чувство социальной вовлеченности и поддержки.

К сожалению, даже не каждый взрослый ощущает это в офлайн-жизни. Онлайн-площадка объединяет миллионы людей по всему миру, помогает делиться опытом, искать единомышленников и получать поддержку.

В данном случае школьные  уроки почти не проигрывают социальным сетям, так как совместный опыт обучения в одинаковых условиях формируют единый опыт социальной вовлеченности и поддержки. Однако это не значит, что мы не должны внедрять в обучение другие интересные форматы для объединения ребят, для вовлечения ребят в новые формы работы на уроке при изучении иностранного языка.

Подобные социальные сети являются хорошим подспорьем в образовательном процессе. Самое главное в изучении языка – это практика, умение поддержать беседу с человеком, для которого этот язык является родным.

 

Говоря об использовании социальных сетей в обучении иностранному языку, можно отметить их следующие их отличительные черты:

1.Гибкость.

Данная особенность расширяет возможности выбора, что, когда и где учить. Гибкость – это также предвидение новых возможностей̆ образования, готовность к постоянно меняющимся требованиям современного общества. Использование социальных сетей̆ в преподавании иностранного языка позволяет обучающимся определять перспективы саморазвития и самообучения.

2.Коммуникативность.

С помощью социальных сетей̆ можно создать благоприятную для обучения среду для коммуникации на английском языке. Обучающимся не нужно ехать в страну изучаемого языка, они просто подключаются к Интернету и общаются с носителями английского языка, что  особенно актуально в период пандемии коронавируса, когда закрыты границы между странами.

Сайты социальных сетей̆ поощряют ребят взаимодействовать друг с другом, выражать и делиться своими мыслями, проявлять креативность. Ваша задача – дать ссылки на профили путешественников в инстаграме, чтобы позже получить ответ на вопросы «Какая страна наиболее посещаемая?», «Какую страну вы бы не хотели посетить и почему» и т.д. А можно попробовать задать вопрос владельцу страницы и получить ответ на любой вопрос по теме «Путешествие».  Тикток — Анна из Америки.

3.Удобство и доступность.

Социальные сети предоставляют легкий доступ к учебным материалам (в любое время и в любом месте), делают удобным их просмотр, обновление и редактирование. Кроме того, они позволяют выбирать учебные материалы, которые необходимы для обучения, облегчают их распространение.

4.Эффективность.

Обучение английскому языку посредством социальных сетей̆ может сделать занятия не только более эффектными, но и эффективными. Многие сайты социальных сетей̆ предлагают пользователям различные приложения, которые могут быть полезны в изучении английского языка. Социальная сеть помогает уменьшить стресс и увеличить удовлетворенность результатом обучения.

Описывая основные преимущества социальных сетей̆ в обучении иностранному языку, можно выделить и некоторые негативные факторы. Обучающиеся вынуждены использовать различные технические средства, делающие доступной̆ социальную сеть. Это отвлекает их внимание и показывает отсутствие социальной̆ интерактивности в реальной̆ жизни. Компьютеры и телефоны стали неотъемлемой̆ частью нашей̆ повседневной̆ жизни. Но частое и бесконтрольное их использование может оказать влияние на психологическое и физическое здоровье подрастающего поколения. Обучение с помощью социальных сетей̆ не должно занимать полное время аудиторных занятий, а быть лишь его частью. Данный̆ способ организации обучения должен служить лишь как мерой̆ поощрения обучающихся.

Использование социальных сетей̆ в обучении иностранному языку приводит к снижению интереса выполнять традиционные задания на чтение, перевод текста, изложение его содержания. Привыкая к работе в социальных сетях, где представленный̆ материал может содержать звук и другие визуальные эффекты, надо постоянно возвращаться и к привычным методам и формам работы на школьных занятиях.

Таким образом, использование социальной̆ сети имеет ряд преимуществ: ускоряет процесс обучения, улучшает качество усвоения материала, способствует росту интереса обучающихся к изучению иностранного языка, позволяет избежать субъективности оценивания, формирует различные языковые навыки и умения: чтение, письмо, аудирование, совершенствует умения поддерживать беседы и дискуссии на основе проблемного обсуждения социально-значимым тем, введенных в программу обучения, позволяет расширить словарный̆ запас лексикой̆ изучаемого языка.

Тема «Социальные сети как помощники в обучении иностранным языкам» требует глубокого и долгого исследования, есть над чем задуматься, есть над чем работать. Давайте попробуем применять их на уроках уже в наступающем учебном году, который будет сложным и интересным одновременно!

Список литературы:

  1. Буланкина Н.Е. Развивающий потенциал иноязычного образования школьников. Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) «Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования». 11 февраля, 2020. ВГАПО, Электронный сборник материалов. Волгоград, 2020. 528c. C.437 — 439.
  1. Буланкина Н.Е. Профессиональные умения учителя иностранного языка в аспекте новых образовательных ценностей// Сибирский учитель. 2019. № 2. (123).c.5-9.
  2. Алексеев А.А., Смирнова Е. Ю. и др. Английский язык. УМК серии «СФЕРЫ», Просвещение, 2019-2020.
  3. Авдеева КА. Использование социальных сетей в процессе обучения как средство повышения мотивации обучающихся: в сб. материалов научно-практической конференции: «Педагогика и психология современного образования: теория и практика» (Ярославль, 03-04 марта 2016 г.). ЯГПУ. C96-100.
  4. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
  5. Родионова Н.В., Яранская М.Н. Потенциальные возможности использования социальных сетей в качестве образовательного ресурса // сб. материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования» — Чебоксары.: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. — 2017.

Комментарии закрыты.