КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ» ДЛЯ 7 КЛАССА)
Автор: Елена ЛЮКИНА | Рубрика: НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Среда 20 января 2021Контроль и оценка достижений является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач учителя. Учебные пособия, содержащие задания для контроля учащихся значительно помогают педагогу в систематизации знаний, развитии умений и облегчают выявить проблемные стороны пройденного материала, знакомят и учат работать учащихся с видами заданий, которые встречаются на мероприятиях по итоговой аттестации и экзаменах.
Автор: Люкина Елена Владимировна
Место работы: Школа иностранных языков НИУ Высшая школа экономики
Должность: доцент. Кандидат филологических наук
Рассмотрим в данной статье комплексный характер контрольных работ по немецкому языку, содержащих задания на оценку основных видов речевой деятельности таких как чтение, письмо и говорение, включающее монологическое и диалогическое высказывание, лексико-грамматические задания.
Контрольные работы в учебном пособии представлены в соответствии с учебным материалом по темам и предложены по двум уровням сложности: базовый и углубленный уровни.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на умение извлекать необходимую информацию из письменно фиксированного текста. При этом полнота и точность извлечения информации может быть различной в зависимости от ситуации и поставленной задачи. Поэтому в нашем пособии мы постарались использовать задания с интересным содержательным материалом для проверки разных стратегий чтения в соответствии с темами учебника.
Одним из распространенных заданий на контроль умений чтения имеет довольно традиционную форму, в которых учащимся нужно прочитать несколько мини-текстов, понять их основное содержание и соотнести предложенные рубрики с текстами. Одна из рубрик будет лишней.
Другим знакомым форматом задания является выбор одного из трех вариантов ответа. В данном случае проверяется понимание текста в целом.
В итоговом контроле часто используют задание на соответствие информации в тексте: правильно, неправильно, нет информации в тексте.
Интересно задание с текстом, в котором пропущены части (слово или часть предложения). Учащийся должен вставить соответствующие фрагменты по смыслу.
Понимание прочитанного можно проверить заданием на восстановление логической последовательности предложений или абзацев для получения связного текста.
Владение различными техниками (технологиями) извлечения информации из текста помогает учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности.
Письмо и письменная речь как продуктивный вид речевой деятельности — сложное умение и рассматривается в наших заданиях как творческое коммуникативное умение. Контроль письменной речи помогает оценить способность излагать свои мысли согласно письменному стилю, используя необходимые лексические и грамматические единицы иностранного языка. Поэтому мы предлагаем в учебном пособии такие виды аутентичных письменных заданий с опорой, которые направлены на преодоление трудностей в письме, более того повышают интерес к этому виду речевой деятельности и помогают приобрести опыт в составлении и написании собственных текстов. Приведем некоторые примеры:
написание личного письма (E-Mail) в соответствии с темой учебника или умение письменно выразить свое отношение/ мнение по теме:
Большой популярностью у учащихся пользуются проекты. В данном случае мы предлагаем написать лозунг/слоганы для проекта по теме окружающей среды:
Интерес учащихся вызывает написание короткого, но информативного сообщения «смс» или сообщения в чате:
А также участие в форуме в соответствии с заданной коммуникативной ситуацией:
Как мы знаем, уровень владения тем или иным видом речевой деятельности проверяется непосредственно в практике иноязычного общения. Поэтому разнообразные аутентичные задания способствуют успешному их развитию и лучшему усвоению учебного материала.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, сложный психолингвистический процесс для обучающегося. Чтобы построить монологическое высказвание, у учащегося должна возникнуть коммуникативная потребность. В нашем случае мы решили использовать в учебной пособии для контрольных работ различные опоры содержательного, речевого, невербального плана, чтобы минимизировать трудности в решении данных заданий и в то же время повысить мотивацию для говорения. Понимание речевой задачи по заявленной теме или проблеме и умение использовать различные формы связи речи помогают выстроить логическое высказывание, влияют на успех в выполнении данного задания, снижают волнение перед продукцией текста.
Так, чтобы дать толчок к самостоятельному говорению по теме предлагаются актуальный маленький текст, наводящий на размышления и применение ситуации к самому себе, а также тематические вопросы, которые помогут учащемуся выстроить логически структурированное высказывание, употребляя необходимые лексические единицы.
Для углубленного уровня предлагается задание в виде социологического опроса с наводящими вопросами по соответствующей теме. Такой вид контроля с включенностью в аутентичные речевые ситуации не только показывает уровень владения языком, но определяет полезность задания для «присвоения» языка, для развития коммуникативной компетенции учащегося, позволяя преодолеть языковые и содержательные трудности.
В пособие включены задания, связанные с описанием картинки или фотографии. В данном задании необходимо описать все пункты плана и выразить свое мнение относительно фотографии или изображенной на ней ситуации. Данный вид контроля встречается во всероссийских проверочных работах и других аттестационных мероприятиях.
Рассматривая вопрос об обучении устной речи, следует учитывать, что устная речь представляет собой двусторонний процесс, который складывается из умения говорить на иностранном языке и умения понимать речь других людей. Поэтому в пособие также включен и другой вид контроля устной речи – проигрывание диалога в паре с товарищем. Ситуации в заданиях на составление диалогов сформулированы по теме с опорными вопросами для обоих партнеров. Для естественного оживления диалогов и выражения своего мнения по ситуации в помощь школьникам предлагаются речевые средства выражения для использования в речи.
Контроль лексико-грамматических навыков представлен двумя типами заданий: задания на контроль овладения грамматическими явлениями и на контроль навыков использования лексических единиц. В данном разделе все задания подобраны ситуативно, всегда связаны с сюжетом учебника и по своей структуре составлены разнообразно. Например, заполнение пропусков (вставить слово, словосочетание, фразу):
Или задания на словообразование, которые проверяют знания структурных элементов словообразования разных частей речи:
Учащимся предлагаются задания на трансформацию предложений, в которых необходимо перефразировать предложение в новую грамматическую форму, не изменяя его смысл.
В учебное пособие включены рецептивные задания на поиск и исправление ошибок, целью которых является проверить умение распознавать грамматические и лексические структуры.
Большое разнообразие видов заданий в данном разделе, а не только типовых экзаменационных, повышает интерес учащихся к их выполнению и использованию лексических единиц и грамматических конструкций как речевых образцов для продуцирования своих собственных текстов на немецком языке.
Данные пособия с контрольными заданиями рассчитаны на самостоятельную подготовку или работу под руководством учителя и имеют ключи для самопроверки и взаимопроверки.
Рассмотренные комплекты заданий данного пособия по немецкому языку дают возможность успешно подготовиться к промежуточным и итоговым контрольным мероприятиям и познакомиться с форматом итоговой аттестации. Они охватывают основные виды речевой деятельности и показывают комплексный характер проверки знаний и умений у учащихся.
Продемонстрировав разнообразные виды заданий, можно заметить, что пособие выполняет не только функцию контроля знаний школьников, но и продолжает обучающую и совершенствующую функции в языке.