МАЛЕНЬКИЕ ЗВЕЗДЫ «SPOTLIGHT». РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Автор: Ирина МУРЗАКОВА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Среда 13 января 2021Сегодня мир переживает нелегкие времена, и все мировое сообщество ограничено в возможностях полноценно передвигаться из одного места в другое, ограничено в общении и, как следствие, в приобретении нового опыта. Но можно посмотреть на сложившуюся ситуацию под другим углом. Современные реалии таковы, что мы, сидя дома, можем оставаться мобильными благодаря сети Интернет, можем работать из дома и не тратить драгоценные часы в пробках, можем уделить больше времени себе и своим детям, позволить себе узнать что-то новое и интересное. Сложнее всего приходится школьникам, и особенно – младшим школьникам, которым не нравится малоподвижный образ жизни. Чем же занять детей младшего школьного возраста, да еще и так, чтобы это было и познавательно и просто? У учителя английского языка есть ответ на этот вопрос – ведь у нас есть замечательное УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение», которое всегда поможет нам вовлечь ученика в мир замечательных открытий.
Автор: Мурзакова Ирина Евгеньевна
Место работы: МБОУ СОШ №207
Должность: учитель английского языка
Одаренные дети – кто они?
Среди ученого сообщества нет единого мнения о том, что такое «одаренность». Однако в свете общих концепций, можно сделать вывод, что одаренность – это, прежде всего, значительное опережение ребенка в умственном развитии либо исключительное развитие в сфере творчества (музыка, изобразительное искусство, математика, языки и прочее).
Условно, одаренность можно разделить на несколько видов:
Интеллектуально одаренные дети отличаются повышенной любознательностью, сообразительностью и т.д.
Творчески одаренные дети имеют способность оригинально мыслить, предлагать нестандартные решения, с легкостью генерируют новые идеи и т.д.
Академически одаренные дети имеют достижения по отдельным учебным предметам.
Художественно-эстетическая одаренность — литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая) одаренность детей.
Социально одаренные дети (или лидерская одаренность) отличаются от сверстников тем, что легко устанавливают контакты и имеют высокое качество межличностных отношений.
Спортивно одаренные дети (или психомоторная одаренность) объединяют в себе контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что одаренные дети – это особый сегмент класса, требующий особого внимания со стороны учителя.
Как правило, одаренные дети с легкостью решают поставленные пред ними ученические задачи, поэтому им можно давать задания более высокой сложности. Опираясь на какую-либо исключительную особенность ребенка, учитель может разработать особую форму работы со школьником, придумать такой вид деятельности, который, который ребенок выполнит с удовольствием.
Приемы работы с одаренными детьми во время дистанционного обучения.
Не смотря на большие возможности и несомненные преимущества дистанционного обучения, не следует забывать и о том, что оно не может по большому счету служить основным способом освоения школьной программы. Приобретая навык работы с мультимедиа-ресурсами и информационно-коммуникационными технологиями, включая ресурсы сети Интернет, у ребенка может быть спровоцирована асинхронность, нежелание взаимодействовать с внешним реальным миром. Поэтому нужно всегда помнить о том, что мы, учителя, «в ответе за всех, кого обучили». Электронные ресурсы, из которых черпает новые знания школьник, должны помогать, работать в качестве дополнительных ресурсов, позволяющим одаренным детям развивать свои способности.
Проектная деятельность при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.
При работе с одаренными детьми важно учитывать тот факт, что каждый ребенок одарен по-своему. Работая с детьми, обладающими художественно-эстетической одаренностью, можно с удовольствием создавать с ними проектные работы, соответствующие тематике школьного материала с последующим применением их на уроках английского языка. Проектом такого рода в младших классах может стать «Дом мечты», соответствующий теме “My house”. Работая над небольшим проектом, ученик вовлечен в творческий процесс, и расширяет представление о том, что находится в доме, пополняет лексический запас новыми словами. Пример работы Куклиной Василисы, учащейся 4 Д класса:
Творческие работы могут быть направлены и на закрепление материалов, пройденных в школе. Примером использования Present Continuous Tense может служить работа учащегося 4 Д класса Мурзакова Мирослава «Outside my window»:
Интерактивная тетрадь Skysmart от издательства «Просвещение».
Skysmart – с недавних пор стала в некотором роде палочкой-выручалочкой для учителей английского языка, удобным инструментом для работы с детьми во время дистанционного обучения. Для школ, работающих с УМК «Spotlight» тетрадь стала настоящим открытием. Интерактивная тетрадь полностью соответствует содержанию курса «Английский в фокусе». Помимо удобного и простого интерфейса Skysmart предлагает учителю воспользоваться незаменимой функцией, позволяющей учителю самостоятельно создавать задания для школьников. Пользуясь инструментами Skysmart, учитель может разработать уроки и для одаренных школьников, имеющих успехи в изучении английского языка. Это могут быть задания повышенной сложности и дополнительные задания, позволяющие ученику поработать с пройденной лексикой, прочитать текст определенной тематики и поработать с упражнениями по нему.
Кроме непосредственно школьной программы «Просвещение» рекомендует к использованию ресурса «Skysmart Летний английский» с широким выбором тем для закрепления и повторения изученного материала. Это, несомненно, является вспомогательным инструментом для учителя английского языка в работе с одаренными детьми. Оставаясь погруженными в среду изучения языка, ребенок не просто закрепляет (повторяет) пройденный материал, но и пополняет свой лексический запас, учится работать на дистанционных обучающих платформах самостоятельно.
Основными преимуществами интерактивной тетради Skysmart можно назвать:
- Простой и удобный интерфейс, не содержащий лишней информации, которая могла бы отвлечь внимание учащегося;
- Доступ к ресурсу является бесплатным;
- Соответствие содержания школьного материала темам интерактивной тетради;
- Отслеживание результатов учащегося происходит тут же на платформе в личном кабинете учителя.
Возможность использовать уже готовые разработки по темам уроков либо создавать урок самостоятельно.
Он-лайн олимпиады.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.
«Выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, В условия работы с детьми дистанционно […]», — пишет Государственный информационный ресурс об одаренных детях.
Выбор онлайн платформ, на которых проводятся различные олимпиады, достаточно велик и учитель может отследить сроки их проведения и выдать в качестве дополнительного задания целесообразно уровню (возрасту) каждого одаренного ученика.
Список доступных для участия олимпиад ежегодно меняется и пополняется. Отследить сроки проведения и результаты проведения олимпиад по английскому языку можно на сайте info.olimpiada.ru или Учёба.ру
Многие одаренные дети, участвуя во всероссийских олимпиадах и конкурсах, получают богатый опыт общения, возможность применить свои знания на практике, получить «путевку в жизнь», а это крайне важно для школьников-будущих абитуриентов. Именно на основе результатов олимпиад, к примеру, СУНЦ НГУ проводит отбор для поступления в вуз. « Мы как тибетские ламы — они путешествуют повсюду и ищут ребенка, в которого воплотится следующий далай-лама. Видят нужных детей и собирают их. Конечно, слишком громко сказано, но аналогия хорошая. Природный ум — его всегда видно», — говорит в одном из интервью Игорь Ляпунов, доцент кафедры математических наук СУНЦ НГУ.
Дистанционные образовательные платформы.
Вспомогательным инструментом учителя во время дистанционного обучения и работе с одаренными детьми становятся дистанционные образовательные платформы. Многие из нас уже освоили множество платформ, выбрав именно те, которые больше всего подходят детям. Наша школа работает с образовательным интернет-ресурсом ЯКласс. Этот ресурс позволяет создавать авторские задания и разрабатывать уникальные уроки на базе учебно-методического комплекса «Spotlight». Пользуясь материалами учебника и сборника грамматических упражнений, аудиокурсом к учебнику, создание материалов к уроку любой сложности становится увлекательным процессом, как для учителя, так и для школьника.
Обширный лингвострановедческий материал, содержащийся в учебниках «Английский в фокусе» может стать основой для разработки дополнительных заданий для одаренных учеников, тем более, что на сайте «Просвещение» можно бесплатно загрузить электронные версии бумажных учебников. Пользуясь современными ИКТ при помощи ЯКласс можно создать как видео-урок, так и лексико-грамматические упражнения и разместить их на платформе, выбрать из списка тех учеников, с которыми учитель работает индивидуально.
Задания в ЯКласс можно выполнять в виде теста либо в виде распространенного или краткого письменного ответа.
Разработать задание для одаренных детей можно не только при помощи лингвострановедческого материала «Английский в фокусе», но и взяв за основу упражнения раздела «Further Writing Practice». Это может быт как создание открытки-приглашения на вечеринку, так и выполнение упражнения, в ходе которого нужно правильно пронумеровать части рассказа.
Для того, чтобы создать собственное задание к уроку или провести его в виртуальном классе онлайн, можно также зарегистрироваться на платформе Учи.ру. Как и на любой образовательной платформе учитель английского языка встретит на Учи.ру банк готовых заданий по предмету, оснащенные яркими красочными карточками и аудио-заданиями к урокам. В разделе онлайн-уроки каждый учитель сможет выбрать и выдать школьнику дополнительный материал по нужной теме с готовой видеозаписью урока от учителей Учи.ру и презентацией к нему. Помимо этого, ученикам Учи.ру портал предлагает принимать участие в дистанционных олимпиадах и марафонах. Для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста Учи.ру подходит как нельзя лучше своим красочным и понятным для ребенка интерфейсом, возможностью работать с учителем напрямую, не выходя из образовательного ресурса, участвовать во внеурочной деятельности, что естественным образом способствует и обучению языку и развитию необходимых школьнику навыков.
Среди обязательных дистанционных платформ, которые должен иметь «под рукой» учитель, работающий с одаренными детьми дистанционно, также могут быть и Российская Электронная Школа (РЭШ), Московская Электронная Школа (МЭШ) и ЯндексУчебник. Работая с любым из данных ресурсов, можно найти либо создать авторские уроки и прочие разработки для эффективной работы с детьми, требующих особого внимания со стороны учителя.
Развивать талант ребенка – дело не простое, но важное для каждого учителя. Каждый ребенок «уникален», в каждом можно открыть способности к занятию делом, которое по возможности станет любимым. Имея в руках надежные инструменты для работы с одаренными детьми, учитель может направить потенциал школьника в нужное русло, научить пользоваться новыми технологиями для расширения кругозора.
Закончить статью хотелось бы словами вышеупомянутого Игоря Ляпунова, доцента кафедры математических наук, словами, в которых заключена вся правда о роли учителя в жизни ученика: «Есть такое село в Бурятии — Кижинга. Так вот за последние 50 лет из одной этой деревни вышло 50 кандидатов наук. А разгадка феномена проста: раньше там был хороший учитель физики».