УРОК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ С УМК «ВУНДЕРКИНДЫ ПЛЮС»: ИЗ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Автор: Зульфия ИЖБЕРДЕЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ, НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Вторник 26 января 2021Я работала по учебнику «Wunderkinder Plus» в 10-м классе в 2019 году. Могу сказать, что, начав работать по этому учебнику, я почувствовала существенную разницу. В учебнике четко сформулированы формы взаимодействия (групповая, парная, индивидуальная), задания учебника ориентированы на подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ. В учебниках серии «Wunderkinder Plus» нет ощущения затянутости одной темы в рамках главы, поскольку главы построены таким образом, что внутри обозначенной темы затрагиваются различные подтемы.
Автор: Ижбердеева Зульфия Рафаэлевна
Место работы: г. Калуга Институт развития общего образования ГАО ДПО «КГИРО»
Должность: методист
В качестве примера можно привести первую главу учебника 10 класса «Wunderkinder Plus» «Urlaub und Ferien».
В данную тему входят следующие подтемы: Reiseziele, Im Reisebüro, Freizeitgestaltung im Urlaub, Reiseerlebnisse, Hotelbewertungen, die Reise nach Russland, Urlaub ohne Eltern. Спектр тем, как мы видим, внутри одной главы довольно многообразен, и это дает не только возможность расширить словарный запас учащихся, но и развить коммуникативные навыки в разных сферах жизни.
Первые два урока мы разбирали с учащимися, как предлагается в учебнике, различные цели поездки в страны изучаемого языка, возможности размещения во время путешествия, различные виды отелей и молодежные турбазы. Интересны для обсуждения на уроке различные виды занятий, предложения проведения досуга от отелей, экскурсионные программы. Также ребята собрали аргументы за и против предложенных путешествий. Проведенные уроки показали, насколько интересна и современна лексика в учебнике, обучающимся понравилась групповая работа, предложенная в учебнике.
Так как в 10 классе, в котором я работала, было всего 10 человек, то была возможность разделить учеников на пары. После прочтения текста, каждая пара должна была сообщить другим парам информацию, опираясь на разделы в таблице. Другие пары должны были внести информацию в свою таблицу и задать уточняющие вопросы. Это хорошая возможность организации движения в классе. Учащиеся встают и идут к другим группам или парам, что бы обменяться информацией. Такая технология организации движения, как и другие интерактивные технологии (включая метод «Кarussell», Rückendiktat и др.), представленные в западной педагогике и позаимствованные из психологических тренингов, очень хорошо применимы на уроках иностранного языка, так как позволяют оживить занятие, сделать иностранный язык аутентичным, создавая ситуацию живого общения.
На дальнейших занятиях учащиеся описывали предложенные фотографии, на которых изображена молодежь на каникулах в различных ситуациях. После этого учащимся предлагается запланировать свой отдых за границей на следующий год и, опираясь на языковые структуры и выражения, рассказать собеседнику о предстоящем путешествии. Предполагается работа в парах. Некоторые сообщения я просила рассказать перед всем классом, как образец хорошо составленного рассказа.
В учебнике много разнообразных заданий, среди прочих присутствуют задания на проведение опроса в классе (урок 3 глава 1). Учащимся предлагается опросить своих одноклассников, узнать, чем они занимались на каникулах и представить результаты опроса перед классом, сформулировать собственные идеи, аргументы. Например, проведение дискуссии по теме с разыгрыванием ролей и обоснованием своего мнения.
Также в учебнике авторы предлагают ссылки на разные интернет-источники, по которым учащиеся могут найти полезную информацию по теме.
Третий урок в учебнике называется: «Im Reisebüro». На этом уроке учащиеся учатся составлять в парах диалоги по теме «В бюро путешествий». Второе задание предполагает работу в группах по 4 человека. Предполагается, что каждый член группы будет убеждать остальных троих в преимуществе своего выбора предложения по путешествию. Таким образом, происходит тренировка подбора аргументов и контраргументов на изучаемом языке и их высказывании. Хочется отметить, что грамматика очень органично вписывается в тему уроков.
В каждой главе учебника авторами предложены различные формы работы: работа в парах, в группах, индивидуальная. Каждый вид деятельности четко обозначен в условии задания: работа в парах – «Arbeiten Sie zu zweit», работа в группах – «Arbeiten Sie in Gruppen». Если предполагается индивидуальная работа, то задание звучит, например, так: «Выберете фотографию и опишите ее». Структура учебника построена таким образом, что сначала идут групповые и парные задания, а в конце урока – индивидуальные. На мой взгляд, это оптимальная форма урока. В процессе групповой формы занятий учащиеся совместно решают познавательную задачу, проблемную ситуацию, выполняют упражнение, совместный проект, проводят грамматический разбор, выполняют различные творческие задания, готовят ответы на вопросы, выводят новое правило на основе анализа материала и.т.д. При парной форме обучения организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности между двумя школьниками на равных. Обеспечивается взаимообучение, процесс передачи, восприятия учебного материала, взаимопроверка результатов учебной деятельности. И только когда ученик поработал совместно со своими товарищами и получил опыт в данной теме, он может начать выполнять индивидуальные задания.
Учебник задуман так, чтобы подготовить обучающихся к сдаче ЕГЭ не только в специальном параграфе «ЕГЭ», но и на протяжении изучения всех глав. Имеются задания на выработку описательных навыков, навыка чтения, где ребята должны сопоставить подзаголовки к текстам, задание на подстановку пропущенных слов, причем пропущенные слова ребята должны подставить в таблицу, как на ЕГЭ, задание по письму, например, написать электронное письмо – ответ своему сверстнику (другу), письмо должно содержать 100–140 слов.
В учебнике представлено большое количество заданий на аудирование, и сформулированы они также с учетом формата заданий ЕГЭ. Учащиеся сначала должны прослушать текст с высказыванием немецких подростков по теме «Виды школ в Германии» и сопоставить высказывания из прослушанных текстов с именами ребят, которым эти высказывания принадлежат в таблице.
Могу сказать, что по уровню сложности учебник подходит учащимся разного уровня владения языком и, значит, его можно считать универсальным, так как он рассчитан на базовое и углубленное изучение языка. Ученики справлялись с темами, были вовлечены в процесс обучения, высказывали свои мысли.
Если говорить о выборе учебника то, на мой взгляд, этот учебник максимально соответствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся старшей школы и задачам ФГОС и очень подходит для подготовки к сдаче ЕГЭ по немецкому языку.