ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОСКОВСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ»
Автор: Светлана СКВОРЦОВА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, ОПЫТ РЕГИОНОВ Вторник 16 февраля 2021В рамках программы «Московское долголетие» существует курс по изучению английского языка, на который очень активно записываются пенсионеры.
Впервые работая с группой взрослых, еще и такого возраста, я все думала, какой учебник взять и с чего начать. И я начала с азов: повторения алфавита (для кого-то это было первое знакомство с языком), правил чтения английских букв и буквосочетаний, основных базовых правил английской грамматики.
Автор: Скворцова Светлана Васильевна
Место работы: Школа имени героя РФ Е.Н. Чернышёва
Должность: учитель английского языка высшей категории
Итак, проанализировав, что мне нужно для обучения, я взяла учебники Starlight-2 и CityStars-2 издательство «Просвещение», так как эти учебники доступно подают основные правила чтения и основы грамматики. Я бы назвала их учебник-пособие для бабушек, которые помогают внукам с выполнением домашнего задания в начальной школе.
Основной контингент курсов «Московского долголетия» — люди от 50 до 65лет, именно этот возраст очень хороший для обучения иностранных языков, потому что людям около 70 лет уже тяжело изучать иностранный язык. У них не такой большой объем памяти, да и проблемы со здоровьем мешают постоянному посещению этих курсов.
Основными мотивами для изучения иностранных языков, конечно, пенсионеры называли — избежать проблемы с памятью и огромное желание изучать английский язык, который необходим для путешествий. Основными студентами были люди, ранее не изучавшие английский язык, но имеющие базовые знания французского или немецкого языков.
По истечении трёх месяцев пенсионеры уже читали более-менее сносно, и после этого мы решили добавлять какие-то диалоги бытового характера, которые будут необходимы для поездок за рубеж. Но были и сложности.
Во-первых, многие пенсионеры стеснялись выступать перед группой. Второй момент – волнение делать ошибки при ответе домашнего задания. Поэтому, так как у нас не было оценочно-отметочной системы, приходилось очень часто успокаивать своих студентов и морально поддерживать, и даже вдохновлять.
Создание доброжелательной атмосферы необходимое условие для успешного достижения планируемых учителя, потому что люди разных возрастов, разных профессий, разных образовательных уровней были собраны в одну группу. Были некоторые трудности, особенно первые месяцы, когда шла притирка друг к другу, но вместе мы преодолели трудности и даже у нас были выступления.
Одно из таких публичных выступлений произошло на дне открытых дверей школы, где моя группа пела песню на английском языке в ковбойском стиле. Конечно, мы оделись как ковбои, репетировали песню, выучили слова, и исполнили эту песню под аккомпанемент учителя музыки дополнительно образования.
Психологами замечено, что люди очень любят петь на иностранных языках. У них снимается барьер страха выступления перед публикой, страх того, что сделает ошибку перед огромным количеством людей (то есть, когда человек поет в хоре, он как бы сливается в один голос с другими людьми) и люди начинают получать удовольствие от своего выступления.
Ещё одно из любимых форм выступление перед публикой — это театрализация, драматизация сказок или диалогов. На уроках мы ставили детские сказки на английском языке и ещё использовали какие-то элементы костюма, например, маски животных. Им (пенсионерам) понравилось выступать, что они даже попросили организовать драматический кружок или театральный кружок в рамках программы «Московское долголетие».
Кроме того, что я учила пенсионеров, они меня тоже учили: всё-таки люди с большим жизненным и профессиональным опытом. Приведу одну историю. Я задала на дом задание — описать картинку, используя глаголы в настоящем длительном времени. И на следующий урок почти все принесли мне рассказ — описание Картины, именно Картины художников! Я настолько была удивлена, что взяла на заметку для использования на своих уроках. Описания картин были такие поразительными: во-первых, люди описывали картины, которые им нравятся; даже те картины, которые я не видела раньше; во-вторых, они описывали свои посещения картинных галерей и свои впечатления. И мы представили эти картины в виде проектов: то есть картины демонстрировались на электронной доске в хорошем качестве, параллельно шёл рассказ студента на английском языке и потом мы обменивались впечатлениями. Я думаю, что этот урок тоже запомнился пенсионерам надолго.
Песни на английском языке — это ещё один прием, использовавшийся на уроке, как элемент релаксации и расслабления. В конце урока или где-то посредине, порой в начале урока в качестве фонетической зарядки. Можно использовать музыкальную паузу тем, кто очень любит песни на английском языке. Пенсионеры любили петь песни своей молодости: таких групп как АББА и Битлз, также мы пели песни в режиме караоке.
Уже к концу 1 года обучения на лето мои студенты выбирали себе книги для чтения на английском языке элементарного уровня.
Также хотелось отметить, что мои студенты сами любили писать рассказы и статьи, участвовали в конкурсе рассказов издательства «Просвещения», посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В заключении, я хочу отметить, что люди возраста за 50, — отличные ученики, которые мотивированы и хорошо выполняют все требования учителя. Безусловно, мне доставило огромное удовольствие с ними работать, потому что они были настолько отзывчивые и благодарные люди, что в наш беспокойный век это становится редкостью.
И действительно, они ходили на эти уроки с удовольствием, потому что новые знакомства, общение друг с другом, общение с учителем, общение с чем-то новым стало для них жизненной необходимостью, поэтому посещение занятий было довольно активным и продолжительным.