РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ УМК «STARLIGHT» 2-4Е КЛАССЫ
Автор: Наталья МИСЮРКЕЕВА | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Понедельник 22 февраля 2021Особенно важным представляется изучение иностранных языков в свете формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предполагает развитие совокупности анализаторов: слухового, рече-моторного, зрительного, двигательного в их сложном взаимодействии.
Автор: Мисюркеева Наталья Александровна
Место работы: МБОУ СОШ № 4 ОЦ Новосибирск
Должность: учитель английского языка
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»
(В.А. Сухомлинский)
Поликультурное образование современного младшего школьника включает изучение английского языка, как важного предмета, необходимого для успешной социализации в современном многоязычном мире. Английский язык является предметом филологического цикла и формирует коммуникативную компетенцию младшего школьника, способствуя его поликультурному воспитанию, языковому развитию, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и формированию социальных умений вместе с русским языком и литературным чтением, а также другими образовательными программами по предметам начальной школы.
Особенно важным представляется изучение иностранных языков в свете формирования и развития всех видов речевой деятельности, что предполагает развитие совокупности анализаторов: слухового, рече-моторного, зрительного, двигательного в их сложном взаимодействии.
Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. Он овладевает речью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, интонациями, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма, т.е. переходит с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный код.
Родную речь (и через речь, ее знаковую систему – родной язык) ребенок понимает от близких людей, от родителей, окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее – и с самим собой проходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном, уровне, а также с использованием слов и их сочетаний, правил языка, употребляемых в мысленном, мыслительном коде.
Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т.е. словаря и грамматики данного языка. В связи с этим в общей структуре речевой деятельности наряду со средствами выделяются способы ее осуществления – различные способы формирования и формулирования мысли. Им отвечают различные формы организации речевого общения и, соответственно, различные формы речи. Таких форм три – внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Преподаватель и учащиеся имеют дело с тремя группами явлений, составляющими содержание обучения языку: самим языком (как средством общения, хранения и передачи информации), речью (способами общения, реализуемыми в виде текстов и являющимися результатом общения) и речевой деятельностью (процессом общения в виде системы речевых действий).
Обучая речи, преподаватель знакомит учащихся с различными способами формирования и формулирования мыслей (как надо сказать для выражения того или иного содержания); при этом единицей речи и, следовательно, единицами обучения являются высказывания (речевые действия) различной протяженности: слова, словосочетания, сверхфразовые единства, наконец, тексты в виде устных и письменных сообщений.
Речевой материал представлен в содержании обучения речевыми образцами (типовыми фразами), реализующими содержание отобранных для занятий ситуаций общения. Так, интенция «Умение что-то купить» в большинстве учебных пособий представлена следующими речевыми образцами: «У вас есть?», «Сколько стоит…?», «Сколько с меня?», «Мне нужно (-ен, -на)…», «Покажите мне, пожалуйста…» и др.
Единицы речи усваиваются в результате выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию соответствующих речевых навыков.
Навык – это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
Только систематическая тренировка в выполнении упражнений ведет к формированию устойчивого навыка, без которого качественное и безошибочное владение иноязычной речью невозможно.
УМК «Звездный английский», оснащен богатым набором упражнений, позволяющим комплексно развивать речевые навыки. УМК «Starlight» — это инновационный совместный проект российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», разработаный известными российскими и зарубежными авторами.
«В результате проведенного микроисследования было выявлено, что данный учебник полностью соответствует требованиям ФГОС, составлен с учетом принципов коммуникативного подхода в обучении иностранному языку» (5).
Данный учебно-методический комплект строится на принципах сбалансированной активации логических и образных функций мозга учащихся и гуманистического подхода к преподаванию иностранных языков, то есть, создания условий для полной самореализации способностей, интересов и предпочтений младшего школьника, а также их эмоционально-личностного самовыражения. Учитываются также типы познавательных стилей учащихся, такие как визуальный (для учащихся, предпочитающих зрительное восприятие и запоминание материала), аудиальный (для учащихся, успешно формирующих слуховой образ языка) и кинестетический (для учащихся со склонностью активного апробирования языкового материала в речевой деятельности), а также смешанный познавательный стиль, характерный для многих младших школьников.
Развитие диалогической речи достигается, прежде всего, заданиями составить диалог с опорой на картинку. Кроме того, учащиеся участвуют в диалогах в связи с прочитанным или прослушанным текстом. В диалогической речи используются фразы как содержательного, так и этикетного характера. Школьники сумеют поздороваться, поприветствовать других и ответить на их приветствие, обратиться с поздравлением и ответить на поздравление, поблагодарить, извиниться; смогут вести диалог-расспрос, смогут задавать вопросы: кто? что? где? куда? как? почему? и т. д.
Активно развивается монологическая речь. На основе изученного текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе, о друге, о семье, о режиме дня; о доме; описывают людей, животных; персонажей мультфильмов, рассказывают историю с опорой на картинку и т. д. Объём монологического высказывания составляет 5–6 фраз.
УМК «Звездный английский 2–4» рассчитан на развитие у учащихся коммуникативных умений аудирования. Для этого предусмотрена регулярная работа с аудиозаписями на уроке и дома. Учащиеся постоянно слышат аутентичную речь носителей языка, что формирует у них образ звучащей английской речи и помогает развитию адекватного произношения. Слушание с пониманием и повторение за носителями языка помогает учащимся легко усваивать ритмико-интонационные особенности английской речи, имитируя их.
Большое значение в обучении аудированию имеет речь учителя с чётким произношением, дидактически обусловленным темпом и лаконичными инструкциями. Учащиеся также начинают понимать собеседника в учебно-диалогическом общении и монологические тематические высказывания и сообщения одноклассников, построенные на изученном материале. Слушанию с пониманием помогают опорные картинки, что способствует развитие у младших школьников языковой догадки.
В УМК используются традиционные и новые подходы в обучении чтению (глобальное чтение – whole-word reading) и сочетание чтения «целым словом» с чтением по правилам, эффективность которых для данной возрастной группы доказывает практика. Во втором классе используется в основном чтение целым словом, однако для реализации дидактического принципа сознательности в обучение также вводятся правила чтения букв и буквосочетаний и необходимые транскрипционные значки.
Практика опытных педагогов показала эффективность следующей последовательности обучения технике чтения: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, чтение этих же слов и структур, их использование в диалоге, затем – чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами. Далее учащиеся не только узнают знакомые слова, но и учатся читать новые слова и словосочетания в связном тексте (объём текстов до 100 слов, артикли не учитываются). Предъявляются требования как к правильному произношению слова, так и соблюдению ударения в словах, предложениях, а также интонации предложения. Все тексты учебника записаны на диски и начитаны носителями языка.
В третьем и четвёртом классах проходит интенсивное изучение основных правил чтения и вводятся все знаки транскрипции.
УМК «Звездный английский 2–4» последовательно обучает письму как виду речевой деятельности. Предусмотрены разнообразные письменные задания: от списывания текстов, в которые необходимо вставить недостающие слова, до написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений.
Лексический минимум УМК «Звездный английский 2–4» составляет примерно 600 лексических единиц. Активная лексика представлена на дидактических карточках и демонстрационных плакатах, что облегчает её запоминание. В учебнике представлены простейшие устойчивые словосочетания (be late, ride a bike, go to bed, go home, have fun, have breakfast, lunch, supper, put on a jumper и т. д.), оценочная лексика (Well done. Fine. Yummy. It’s fun. и т. д.).
В учебнике даётся начальное представление о способах словообразования: суффиксация (суффиксы —er, —or, —tion, —ist, —ful, —ly, —teen, —ty, —th): teach – teacher, friend – friendly; словосложение: bathroom, sunglasses; конверсия: dream – to dream, hope – to hope. Интернациональные слова также представлены в материалах УМК (project, portfolio, garage, tennis, football и т. д.).
Основное преимущество “Starlight” — это направленность на развитие коммуникативной компетенции учащихся на ранней стадии обучения английскому языку. В этом его отличие от учебников старого поколения, перегруженных грамматикой, где с третьего класса вводился Past Simple, a с четвертого — Present Perfect. В итоге учащиеся не могли вступить в коммуникацию, имели мало навыков социального общения на английском языке (в лучшем случае это были заученные наизусть «топики»).
УМК «Starlight» для 2-4х классов рассчитан на эффективное использование учащимися начальной школы доступных им языковых средств и удовлетворение их коммуникативных потребностей и способствует развитию всех видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения и письма) с помощью современных коммуникативных заданий и упражнений.
Список литературы
- К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. УМК «Звёздный английский» для 2 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
- К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. УМК «Звёздный английский» для 3 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
- К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс. УМК «Звёздный английский» для 4 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации [речевой онтогенез] / Предисл. Р.Г. Котова, А.И. Новикова — М.: наука, 1982-157с.
- Н.Е.Буланкина «Современный УМК по английскому языку как средство продвижения прогрессивной методологии овладения иноязычной культурой: в чем загадка УМК Starlight для учащихся и учителей»
- Н.Е.Буланкина «Система развивающих заданий в обучении иностранному языку»
- Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2000. – С. 248.
- Мильруд Р. П., Суворова Ж. А. Английский язык (рабочие программы) Пособие для учителей общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением английского языка