НАСТОЛЬНАЯ ИГРА «MILITARY COUNTRY STUDIES QUIZ»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Вторник 15 июня 2021Игровые технологии — действенный инструмент обучения, активизирующий мыслительную деятельность учащихся и позволяющий сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком, так как игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Автор: Боброва Галина Николаевна
Место работы: Кадетский корпус (инженерная школа) ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж
Должность: Преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык) Почетный работник общего образования РФ
Автор: Колбасова Ирина Владимировна
Место работы: Кадетский корпус (инженерная школа) ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Воронеж
Должность: Преподаватель отдельной дисциплины (иностранный язык)
«Образовательные игры на уроках английского языка как мотивация к овладению новыми знаниями»
Обучение иностранным языкам в школе направлено на развитие коммуникативной компетенции, на развитие личности ребенка, который бы хотел и был способен участвовать в межкультурном общении на иностранном языке и стремился бы к дальнейшему самосовершенствованию. Совершенно очевидно, что качество достижения любой цели зависит прежде всего от мотивации ребенка, так как именно она вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, а также упорядочивает их для достижения цели.
На начальном этапе обучения ИЯ у большинства детей присутствует интерес к его изучению, но к сожалению, в процессе обучения он постепенно ослабевает. Почему? Наверное, потому что учение – это познание. Нельзя заставить человека познать что – либо, но зато его можно в этом заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.
Общеизвестно, что любая деятельность подразумевает наличие мотива. Следовательно, для формирования мотивов необходимо создать условия и использовать ряд стимулов т.е. внешних побудителей для появления у ребенка внутреннего желания к учению.
С нашей точки зрения, одним из таких стимулов, способных повлиять на формирование мотивов, является игра, т.к. все возрастные периоды в своих основных видах деятельности не только исключают игру, но и продолжают использовать ее в процессе развития ребенка.
Игровые технологии — действенный инструмент обучения, активизирующий мыслительную деятельность учащихся и позволяющий сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком, так как игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
В своей преподавательской деятельности мы отдаём предпочтение настольным играм как на уроках, так и во внеурочной деятельности, так как настольная игра признается как эффективный метод не только подачи материала, но и отличного его усвоения.
В своей статье мы бы хотели поделиться опытом использования одной из своих разработок — настольной игрой «Military Country Studies Quiz».
Описание Игры
Military Country Studies Quiz — это настольная игра для обучающихся 10-11 классов, изучающих предмет «Военное страноведение».
В игре используется два фиксированных игровых поля для игроков (по одному на команду), колода из 37 карточек с вопросами базового уровня, колода из 9 карточек с вопросами повышенного уровня сложности, четыре карточки с описаниями классов игроков (снайпер, сапер, разведчик) и их суперспособностей, кубик с 6 гранями, цветные фишки для перемещения по полю. Игра длится от 30 до 60 минут и задействует от 2-х до 10 игроков.
В процессе игры участники передвигаются по игровому полю навстречу друг другу, отвечая на вопросы. Цель игроков — первыми дойти до финиша, заработав при этом максимальное количество баллов. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд первой не дойдет до финиша. После этого объявляется «стоп-игра» и ведущий подсчитывает количество баллов, набранное участниками.
«Military Country Studies Quiz» разработана по предмету «Военное страноведение» и охватывает географические и военно-исторические аспекты США. Поэтому выбор дизайна игрового поля и «рубашек» карточек был не случаен, все выполнено в стиле «милитари».
Создавая «Military Country Studies Quiz», мы опирались на общие характеристики, присущие играм данного формата, но, тем не менее, постарались внести свои особенности, что сделало нашу настольную игру более оригинальной и не похожей на другие аналоги.
Во-первых, мы учли неудобства, создаваемые во время игры на маленьких игровых полях, и существенно увеличили свое. Это помогает удобно разместить до десяти играющих за столом, а более крупные значки «баз» улучшают способность участников игры следить за ходом событий.
Во-вторых, мы спроектировали траектории движения команд на поле таким образом, что они идут не параллельно, а навстречу друг другу к единой финишной линии, что придает игре особый соревновательный дух.
Кроме того, мы заложили в некоторые «базы» возможность выбора вопроса разного уровня сложности, это способствует развитию стратегического мышления, готовность к риску и возможность увеличить свое количество очков.
Также, для повышения мотивации к игре обеих команд, мы предусмотрели возможность получить дополнительные очки при ответе на вопрос, на который не смогла ответить команда-соперник. Это способствует тому, что команды внимательно следят не только за своими, но и за вопросами другой команды.
Более того, мы решили не привязывать вопросы к «базам» игрового поля, а вынесли их на карточки, которые достаются игрокам в произвольном порядке. Это делает игру более вариативной и захватывающей.
Еще один момент, который делает игру более захватывающей, это наличие карточек, которые определяют класс игроков и наделяют их суперспособностями.
- «Снайпер» один раз за игру может воспользоваться способностью перейти вперед на два хода.
- «Сапер» один раз за игру может воспользоваться способностью обезвредить штрафную «базу».
- «Разведчик» один раз за игру может воспользоваться способностью забрать вопрос у другой команды, если ее игроки уверены в правильности ответа на него.
- «Связист» один раз за игру может воспользоваться правом на ошибку.
Немаловажным отличием является и тот факт, что победителем становится не та команда, которая дошла первой до финиша, а команда, набравшая большее количество очков. Те же, кто дошли до финиша первыми, получают бонусные три баллов, что увеличивает их шанс на выигрыш.
Необходимое ресурсное обеспечение при применении игры
Игра «Military Country Studies Quiz» проста в использовании, так как требует минимального ресурсного обеспечения и материальных затрат:
игровое поле;
карточки с заданиями;
карточки классности и суперспособностей;
игровые фишки;
игровой кубик;
песочные часы.
Такую игру легко организовать как в учебной аудитории, так и на природе, распечатав необходимые для нее материалы. При необходимости карточки можно обновлять, добавляя при этом новые задания.
А самым важным ресурсным обеспечением этой, как и любой другой игры, является наличие заинтересованных и готовых сразиться на поле знаний игроков, а также учителей-энтузиастов, не разучившихся придумывать, создавать и играть.
Технология проведения игры
Начиная игровое занятие ведущий знакомит участников с легендой, погружая их таким образом в игровую атмосферу и мотивируя к участию. Легенда представляет собой небольшую предысторию и, собственно, правила игры.
Далее происходит деление на команды. Это можно осуществить следующим образом:
- по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — играют во второй, что не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах;
- по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;
- игроки сами набирают команду. Выбираются капитаны, которые сами определяют состав своей команды, делая поочередный выбор.
Участники занимают свои стартовые позиции и бросают поочередно игровой кубик. Команда, выбросившая наибольшее количество очков, начинает игру и имеет право первой выбрать себе «класс».
Описание эффектов, достигаемых при использовании игры
Игра «Military Country Studies Quiz» является своего рода рефлексией, т.к. содержит в себе материал, изученный на уроках военного страноведения за год.
Для учителя эта игра — возможность проверить насколько хорошо обучающиеся овладели учебным материалом, а для ее участников – возможность проверить свои знания в неформальной игровой форме.
«Military Country Studies Quiz» также развивает у обучающихся пространственное мышление, т.к. даёт возможность представлять объекты в пространстве, создавая последовательные динамические картины, что помогает не только изучать точные науки (что немаловажно для нашего физико-математического профиля), но и творчески подходить к решению поставленных задач.
«Military Country Studies Quiz» положительно влияет на развитие коммуникационных навыков, т.к. во время игры приходится договариваться, принимать общее решение, прислушиваться к мнению каждого, помнить о том, что обучающиеся являются командой и проходят это испытание все вместе.
В процессе игры развивается такое немаловажное качество для будущих военных, как умение стратегически мыслить. Игроки стараются предугадать действия соперника, продумывают свои дальнейшие ходы, самостоятельно принимают решения и учатся на своих ошибках.
Игра «Military Country Studies Quiz» отлично развивает познавательные способности и мотивирует к стремлению получить новые знания в области военного страноведения.
Психологический аспект этой игры таков, что для достижения успеха, играющие должны применять такие способности как сила убеждения, дедукция, интуиция, логика, память и сообразительность.
«Military Country Studies Quiz» содержит в себе не только мощный интеллектуальный, но и эмоциональный потенциал.
Наличие карточек, определяющих класс игроков, добавляет остроты в процесс игры и делает игру более захватывающей.
Выполнение правил «Military Country Studies Quiz» требует от играющих строго определённых действий, что повышает возможность формирования регулятивных умений и конкретных навыков, заложенных в игре. А умение контролировать свои действия со временем перерастает в способность концентрироваться на учебных задачах.
Возможные сложности при использовании игры и пути их преодоления
На разных этапах игры могут возникнуть определенные трудности, которые необходимо спрогнозировать, предупредить или решить в ходе игры.
Так, например, одной из трудностей может стать разный уровень подготовленности участников к игре. Это может касаться уровня владения английским языком или недостаточных знаний по предмету «Военное страноведение». Такая проблема решается правильным распределением на команды. Необходимо убедиться, что силы соперников примерно равны, поэтому в этом случае распределение на команды должно носить контролируемый характер, осуществляемый ведущим игры.
Следующим препятствием может стать недостаточное включение участников в процесс игры или низкая мотивация к участию. Для того, чтобы такая проблема не возникала, необходимо увлечь участников, погрузить их в атмосферу игры. В этом может помочь подготовленная организаторами интересная легенда, с которой ведущий знакомит игроков перед началом состязания.
Недостаточное умение корректно и логично представить результаты также может стать определённой сложностью в игре. Иногда команда знает правильный ответ, но не может его правильно сформулировать на английском языке. Организаторы игры могут предупредить подобную проблему, подготовив полезные языковые опоры, которые помогут оформить высказывание должным образом.
Могут возникать трудности с соблюдением правил игры участниками. В этом случае, ведущий игры должен быть предельно внимательным и корректно делать замечания игрокам, чтобы не нарушить атмосферу игры и эмоциональный настрой.
Несогласие части участников с итогами может стать причиной негативного впечатления от игры. Такая проблема не возникнет, если во время игры проводится четкий подсчет очков и оглашение промежуточных результатов ведущим.
Недостаточное развитие у участников игры навыков работы в коллективе тоже может послужить препятствием для её проведения. Здесь важно организаторам ещё во время подготовительного этапа провести диагностику участников на наличие у них такой компетенции, как умение работать в команде, и тогда игра пройдёт более успешно.
Отсутствие способности позитивно относиться к трудностям и поражениям – тоже одна из возможных сложностей, которая может возникнуть во время игры или при подведении её итогов. И здесь ведущий должен проявить весь свой талант и актёрское мастерство, и настолько вовлечь участников в процесс игры, чтобы ошибки и поражения вызывали у них только азарт, интерес и желание попытаться ещё раз. В этом случае игроки почувствуют себя успешными вне зависимости от результата.
В общем, если нам необходимо, чтобы ребята хорошо учились, стойко переживали ошибки и неудачи, проявляли упорство и силу воли в любой деятельности (занятия спортом, учёба, участие в соревнованиях), умело выстраивали отношения со своими сверстниками и взрослыми, следует использовать огромный потенциал настольных игр и, в частности, игру «Military Country Studies Quiz» и результат не заставит себя ждать!
Уважаемые коллеги!
Напоминаем, что для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение всего учебного года проводятся авторские вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте. Кроме того, существует возможность посмотреть записи вебинаров в любое удобное для вас время на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
По представленной в статье тематике предлагаем посмотреть вебинар «Активизация познавательной деятельности в процессе реализации курса «Первые шаги в военной карьере»
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серий «Военное страноведение» и «Первые шаги в военной карьере»
Все цены в официальном магазине сохраняются на уровне производителя. Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.