«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вторник 27 июля 2021

 

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими

Константин Кушнер

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.

Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий.

 

 

Автор: Федулкина Анастасия Геннадьевна
Место работы: МБОУ «Лицей №1»
Должность: учитель иностранных языков

 

 

 

За основу своей концепции я взяла хорошо известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю Алексею Алексеевичу Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Герману Константиновичу Селевко. В своей работе я использую идеи деятельностного и личностно-ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Евгении Семеновны Полат, Ефима Израилевича Пассова.

Лев Толстой писал: «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти». Развивать ребёнка, а не натаскивать – основное правило в моей работе. Воплотить эту идею в жизнь позволяет мне применение интерактивных технологий.

Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, что и было продемонстрировано на моём уроке.

Одной из интерактивных технологий, которые я применяю на своих уроках является технология «Лэпбук».

Технология Лэпбук. Это сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Чтобы понять концепцию лэпбукинга, важно заглянуть в историю возникновения термина и проанализировать саму систему работы этого метода.

Лэпбукинг является отраслью технологии предметно-языкового интегрированного обучения, когда какой-то школьный предмет преподается на иностранном языке. Т.е. иностранный язык в таком контексте выступает не как цель обучения, а как средство для изучения другого материала. Впервые термин лэпбук появляется в книге американской писательницы Тэмми Дьюби в 2006 году. Тэмми Дьюби являлась мамой, реализующей семейное обучение в штате Вирджиния, США. Семейное обучение в США и Европейских странах весьма распространено, и есть целые сообщества мам, которые применяют лэпбуки для воспитания, обучения и развития на дому.

Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности педагога с воспитанниками. Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление и четкую структуру Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и в группах. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Если разобраться в плюсах и минусах такого варианта работы с лэпбуками именно в общеобразовательной школе, то можно увидеть, что плюсов значительно больше, чем минусов. Лэпбук – это мощный справочный инструмент, совместная проектная деятельность, дифференциация заданий, информативность, интерактивность, наглядность, «хвасталка».

Однако, как выяснилось, для такого использования лэпбука в классе есть несколько сложностей. Это, конечно же трудоемкость (как в создании шаблонов, так и в создании самого лэпбука), времязатратность, а также, как выяснилось, плохо развитая мелкая моторика детей. Скользить пальцем по экрану смартфона они умеют, а, вот, ножницами вырезать квадратик у детей получается хуже.

Кроме того, мною используются и другие интерактивные технологии.

Технология «Карусель». Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие или стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно. На моем уроке с помощью данной технологии ученики развивали умение диалогической речи по теме: «Книги».

Перечень используемых интерактивных технологий можно продолжать до бесконечности это броуновское движение, свеча, ментальная карта и т.д

Применяя интерактивные формы обучения на занятиях, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:

— стараюсь вовлечь в работу всех учащихся;

— забочусь об их психологической подготовке. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи провожу разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

— Стараюсь, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.

— Отношусь с вниманием к подготовке помещения для работы. Класс готовлю с таким расчетом, чтобы учащимся было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами, создаю для учащихся физический комфорт.

Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник учебного процесса. Интерактивные технологии соответствуют требованиям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС и направлены как на освоение предметного содержания, так и метапредметных компетенций (общеучебных умений, универсальных способов образовательной деятельности). Кроме того, интерактивные технологии успешно применяются для профилактики развития господствующего у нынешних школьников клипового мышления.

Современное информационное общество предъявляет новые требования к образованности специалиста. Новые ценности образования зафиксированы в известных задачах: научиться учиться, научиться жить, научиться жить вместе, научиться ответственности.

Эти задачи вполне решаемы интерактивными методами, вот почему они и рассматриваются в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях как методы 21 века. Ну а мне хочется еще раз подтвердить, что эти методы позволяют не только успешно решать задачи подготовки педагога современной школы, но и значительно интенсифицируют этот процесс и становятся условием повышения качества обучения.

 

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия  по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.