«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РЕГИОНАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Четверг 15 июля 2021

Персонификация российского образования в целом, а также иноязычного образования как ценностная методология и модель педагогической практики в частности, требует пристального внимания педагогического сообщества в условиях смешанной формы обучения (очно-заочная, дистанционная, on-line & off-line, e-learning, гибридное обучение, etc). Эффективное функционирование в пространстве непрерывного образования глобальных компетенций обучающихся, школьников, студентов, слушателей разнообразных дополнительных программ становится ключевой  проблемой, обусловленной множеством факторов. К ним можно отнести и методологическую готовность учителя к кардинальным изменениям, и обеспечение образовательной среды современными УМК, в которых должны быть представлены современный языковой материал и современные технологические инструменты для формирования коммуникативной культуры, как письменной, так и устной иноязычной речевой деятельности. Чрезвычайно http://www.tilt.tc становится вопрос о функциональной грамотности школьников на всех уровнях образования и в пространстве всех учебных дисциплин. Будучи профессионально подготовленным к педагогической деятельности, владея высокой языковой, речевой и коммуникативной культурой, педагог призван соответствовать ценностным ориентирам и приоритетам, о которых и пойдет речь в рамках данной публикации, в частности, об образовательных практиках в аспекте использования иноязычного текста  как ведущего инструмента для развития читательской грамотности школьников.

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

 

 

 

Автор: Гридчина Елена Германовна
Место работы: муниципальное казенное учреждение Ордынского района Новосибирской области – межшкольный информационно-методический центр
Должность: старший методист

 

 

 

1 Введение. Меняется эпоха, наступает период постиндустриального общества, требуются инновации и трансформации, повышается значимость ценностных ориентиров в образовании. А потому становится необходимым новый или обновленный взгляд на систему подготовки и переподготовки учителя в системе рекуррентного профессионального образования и региональных методических центров и служб для актуализации проблемы функциональной грамотности обучающихся как ценностной доминанты и ведущего фактора культурного самоопределения личности.

Интерес к проблеме культурного самоопределения личности педагога, ее индивидуальности и уникальности, сопряжен, прежде всего, с усилением внимания к исследованию разнообразных аспектов управления траекторией профессионального пути, интенсивного развития способностей и скрытых возможностей роста специалиста и профессиональной карьеры обучающихся разнообразных образовательных программ. Наряду с этим актуализация проблемы  рекуррентного образования взрослых, под которой понимается обучение через всю жизнь, обучение с периодами учения и «неучения» (Kallen, Bengtsson, 1973; Белогуров, 2003; Игнатович, 2017; Буланкина, 2016; Буланкина, Брэчер,2018), активизирует разработку разнообразных аспектов профессионального пути личности педагога. Ценностными ориентирами становятся культура как ценность, язык/и как ценность, образование через всю жизнь как ценность, профессиональный рост и карьера как ценность [2;3].

Вокруг данного концепта выстраивается данное микроисследование в рамках научно-методической поддержки работы муниципальных методических центров и служб Новосибирска и Новосибирской области, инициированной региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Причем изложенные позиции становятся ведущим методологическим посылом научно-исследовательской деятельности кафедры, для которой в 2021 году преобладающим направлением становятся вопросы повышения функциональной грамотности школьников и роль региональной методической службы в нейтрализации профессиональных дефицитов педагогов. В свете этих сентенций потребовалось активизировать консультационную работу с методистами и специалистами муниципальных методических центров и школьных методических объединений в плане разъяснения новых образовательных ценностей образования. Если ранее была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты, то в настоящее время требуется при оценивании учитывать интеграцию информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников. Поскольку источниками получения текстовой информации, наряду с бумажными изданиями, становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов изменяются. Это,  в свою очередь, требует от читателей использования новых когнитивных и коммуникативных стратегий в процессе целенаправленного чтения текстов разного вида, жанра и формата. Иностранный язык  в силу  уникальности  своих образовательных возможностей является эффективным средством формирования читательской грамотности как компонента функциональной, а иноязычный текст  инструментом для развития читательской грамотности. Признается, что чтение — универсальный вид речевой деятельности, важнейшее функциональное умение, необходимое в повседневной жизни для выполнения самых разных задач — и в повседневной жизни, и в профессиональной, и в общественной жизни. В современном образователь-ном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить информационно-смысловые связи текстов разного типа и формата, в которых поднимается одна и та же проблема, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и формулировать выводы. Читательская грамотность – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника, которую следует постоянно и системно обеспечивать на всех уровнях образования, а также на разном содержательном материале.

Цель данного опуса видится в представлении и тиражировании результатов системной исследовательской работы кафедры иноязычного образования с базовыми школами, стажировочными площадками и методическими центрами города и области в аспекте функциональной грамотности школьников на уроках иностранного языка.

2 Методология, программа и материалы исследования. Ценностный подход, исследовательские проекты личностно ориентированной направленности, а также учет особенностей регионального уровня становятся важными этапами и факторами эффективной организации целенаправленной деятельности педагогического сообщества в аспекте совершенствования иноязычной подготовки обучающихся.

С учетом перечисленных задач и региональных реалий разработана и предлагается для внедрения трехуровневая многокомпонентная ценностная модель тьюторского сопровождения обучающихся, триединая по цели и направленная на а) создание развивающей профессиональной среды в пространстве диалога/полилога специалистов как языковых личностей, б) развитие полиязыковой культуры с использованием выразительных средств -языков/вербальных и невербальных, б) культивирование  педагогических практик новой формации (перевернутый класс, ТичМит и другие практики) в рамках тьюториала, цель которого гармонизация взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса.

Апробируя критерии надежности модели, приходим к выводу, что именно гуманитарная самоорганизация личности как результат КС личности педагога в пространстве тьюториала открывает горизонты для самообразования, самообучения, что мы и наблюдаем в последнее пятилетие, которое подготовило учителя ИЯ к работе в режиме  тотального дистанта в 2020 году. Этому способствовали: а) содержательная технологичность всего процесса обучения педагогов, б) модульная система формирования научно-методического программного обеспечения, в) учет потребностей и интересов учителя ИЯ, в) очно-заочная/дистантная форма обучения, системно обновляемая и обеспеченная контентом современного характера и электронно-цифровыми ресурсами.  Внесенные изменения в содержательную технологичность учебного процесса включают:  а) соотношение очного обучения — 30%, он-лайн, e-Learning — 70% (в котором ежегодно принимают участие более 500 чел.); б) доля теоретических занятий варьируется — не менее 10% и практических  не менее 60% (в зависимости от проблемы программы); в) входное и выходное тестирование (100% — добровольное участие) по вопросам языковой и методической готовности учителя к решению актуальных проблем образования.

Результаты апробации и внедрения ценностной модели профессионального развития педагога находят отражение в разных организационных формах, которые также обновляются. В этих целях культивируется экспериментальная разработка лучших образовательных практик в аспекте реализации ценностных ориентиров иноязычного образования: а) в формате экспертной деятельности учителя при выборе УМК для реализации примерных программ по иностранным языкам в отсутствии государственной концепции и технологии ОИЯм  в общеобразовательной школе; б) в режиме Перевернутых учебных занятий (Flipped Classrooms), когда учителя сначала изучают содержание самостоятельно, а затем в условиях интерактива и самообучения ТичМит (TeachMeet);  в) в форме обсуждения полученной информации  относительно экспертизы при выборе базового УМК; г) в процессе использования  инновационных технологий в качестве основы для лучших образовательных практик; д) при проведении ежегодной областной предметной олимпиады учителей ИЯ как важного  продукта тьюториала.

В контексте этих образовательных практик результативные эффекты приобретают персонифицированную окраску; практикум/дискуссия// микросеминар/стажировочная площадка/олимпиада/конференция/сессия рассматриваются как важное событие для педагогов; результаты исследовательской деятельности представляются учителями, участниками программ, для обсуждения на уровне регионального и российского педагогического сообщества в формате публикаций.

Искомые полученные материалы и методические рекомендации как авторские проекты для тиражирования на всероссийском уровне представляют отечественные Изд-ва Просвещение и Титул, публикуя статьи в рамках профессиональных проектов учителей в электронных журналах «Иностранные Языки. Просвещение» и «Английский язык в школе»,  а также в региональном журнале «Сибирский учитель».

3 Результаты исследования. Функциональная грамотность школьника – региональный проект муниципальных методических центров Новосибирской области – 2021-2022.

В контексте идей и принципов аксиологизации обучения кафедра иноязычного образования, находясь в поисках своего места в гуманитарном пространстве региона, «запускает», наряду с системой повышения квалификации, два образовательных проекта  «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (в формате дополнительных образовательных программ подготовки учителя иностранного языка (ИЯ) и профессиональной переподготовки неспециалистов в области иноязычного образования) [1], позволяющие устранять кадровый дефицит в школах, а также активизировать работу по повышению функциональной читательской грамотности учащихся. Наряду с этим их целевая установка — разработка и апробация организационно-педагогических условий научно-методической поддержки деятельности муниципальных методических центров и служб Новосибирска и Новосибирской области в аспекте повышения уровня иноязычного образования, которая требует повышенного внимания.

В рамках тьюториала представленный ниже концепт является результатом обобщения педагогического опыта в одном из региональных ММЦ Новосибирской области, ММЦ Ордынского района, в плане формирования функциональной грамотности школьников, в частности, инновационная практика использования иноязычного текста для развития читательской грамотности как лучшая в районе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киоссе Елена Борисовна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области — Ордынская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.Д. Гаранина, одна из участников проекта, выпускница дополнительной программы кафедры иноязычного образования НИПКиПРО.

Предложенное в исследовании PISA определение  читательской грамотности как способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни учителем берется за основу. Елена Борисовна строит работу с различными видами текстов по типу  модели «deep level of processing», принимая за структурную единицу не слово, а текст.

Слово «текст» подразумевает печатные или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, картинок, карт, таблиц, графиков. При подборке текстов акцент делается на такие их общие особенности как реалистичность и  фактографичность; это могут быть деловые и научно-публицистические тексты; художественность и вымышленность – характеристики в основном художественных текстов; тексты могут быть как сплошными, так и несплошными.

По аналогии с  моделью обработка информации происходит в 3 этапа:

  1. Structural/visual processing (appearance) – восприятие только «физической оболочки» текста;
  2. Phonemic processing – знакомимся со звуковой оболочкой текста;
  3. Semantic processing –«раскодируем» сущностное значение текста и анализируем его с точки зрения схожести с другими фактами/мнениями/точками зрения и т.п.

Чем «глубже» уровень обработки информации, тем легче ее запомнить, воспроизвести и соответственно использовать в нужной ситуации. Исходя из выше изложенного, стратегия работы с текстом предполагает реализацию следующих шагов:

Structural/visual processing (appearance):

Шаг 1:

Цель: погружение читателей в содержание темы через соответствующее изображение и/или цитату, которые наводят на размышление. Стоит дать учащимся шанс подумать над содержанием и над тем, в какой ситуации эта информация может оказаться полезной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

What desert is mentioned in the title? What are the arguments for your choice?

Why are these men running if we can see a car following them?

Why has the author chosen this proverb?

Шаг 2:

Цель: формирование навыков смысловой,  языковой догадки, таких навыков чтения как predicting и scanning.

  1. Phonemic processing

Шаг 3:

Цель: предъявление звуковой оболочки  текста, актуализация лексики, грамматических конструкций

  1. Semantic processing

Шаг 4:

Цель: полное понимание текста, определение его сущностного назначения

 

 

Таким образом, учащиеся получают возможность обсудить и написать не только о проблемах, затронутых в тексте, но и перенести данную проблематику в сферу личного сознания, расширить контекстные рамки, проходя языковую и речевую подготовку в данном формате. Такой подход к организации обучения в полной мере соотносится с понятием «читательская грамотность», так как включает и понимание прочитанного, и рефлексию (размышления о содержании и структуре текста, перенос  их на себя), предоставляя возможность использования содержания прочитанного в разных ситуациях общения. Учебная и методическая литература, используемая в качестве базовой (УМК Изд-во Просвещение —  «Spotlight», «English», «Happy Hearts», «Starlight» и некоторые другие), становится стартовой площадкой (Start Up) для формирования читательской грамотности на уроках английского языка.

Спасибо издательству «Просвещение» и авторским коллективам учебно-методической литературы по иностранным языкам!

В заключение подчеркнем, что ценностный контекст инновационных процессов в развивающей среде современного иноязычного образования на региональном уровне затрагивает те доминанты, которые находят отражение, прежде всего, в способности ориентироваться в окружающем мире, т.е. в реальном, а не мнимом воплощении в пяти основных компетенциях педагога;  во-вторых, коммуникативная, информационная, компенсаторная, речевая и языковая компетенции, вне всякого сомнения, способны обеспечить непрерывный профессиональный рост педагога и культурное самоопределение личности в образовательном процессе [1;2].

Работа в формате персонифицированного обучения с учителями региона (Personalized Teaching and Learning) доказывает необходимость реализации ценностных доминант в аспекте повышения уровня методологической и мотивационной готовности учителя ИЯ к непрерывному образованию (Recurrent Education). И, прежде всего, к профессиональному росту в плане построения индивидуальной траектории профессионального развития как ценностной доминанты, без которой невозможно решать актуальные проблемы, связанные с ценностным контекстом инновационных процессов общего образования на региональном уровне [4]. Более подробное и полное освещение результатов тьюторского сопровождения в регионе можно найти в наших публикациях и публикациях наших учителей на страницах журнала «Иностранные языки. Просвещение» [3;4].

В качестве продукта тьюториала  можно признать участие сотрудников кафедры  в рамках совместного проекта  с ВГАПРО (Волгоград, 2011- 2019 гг.) «Тьюторское сопровождение учителя»: изданы программно-методические материалы, в том числе курс лекций «Теория и практика индивидуализации образования», 2013; монография «Проблемы индивидуализации образования», 2013; учебно-методические рекомендации всероссийского уровня; материалы III Международной НПК «Тьюторские практики: от философии до технологии». Волгоград, 2013, а также материалы научно-методической конференции по искомой тематике, Волгоград, 2019. В результате долгосрочного проекта приходим к выводу, согласно которому в своей деятельности тьютор руководствуется следующими принципами:

а) помочь обучающимся в создании и осознании образа самого себя, концепции личности;

б) способствовать осознанию образовательных и профессиональных интересов, помочь в составлении ресурсной карты для их реализации, в выработке индивидуального образовательного маршрута;

в) обеспечивать индивидуальное предметное движение в разных областях научного знания;

г) стимулировать освоение технологий (не только суммы знаний), обеспечивающих возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе образовательного процесса;

д) развить индивидуальную социальную активность.

Список литературы

  1. Буланкина Н.Е. Концептуальные основы преподавания иностранных языков в Новосибирской области: ценностный контекст // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары, 2020. С. 96-99.
  2. Буланкина Н.Е. Философские проблемы моделирования полиязыковой образовательной среды в эпоху постмодернизма//Наука и инновации – современные концепции.Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва, 2020. С.77-83.
  3. Буланкина Н.Е. Культурное самоопределение личности как технология формирования установки на новые образовательные ценности // Филология, лингвистика и лингводидактика: вопросы теории и практики. Сборник по материалам Всероссийской с международным участием конференции. Елец, 2019. С. 62-67.
  4. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Коммуникативная культура педагога в аспекте современных  образовательных ценностей // Педагогический имидж. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 442-451.
  5. УМК изд-ва Просвещение.

 

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех  вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

 

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия  по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.​

Комментарии закрыты.