ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЛИ «ГЛАВНОЕ – НЕ ЗАБЫВАТЬ ГЛАВНОГО»
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Пятница 3 сентября 2021Если мы внимательно посмотрим на задания PISA по разным предметным областям, то мы увидим, что практически все они содержат иллюстративный материал в виде картинок, диаграмм, схем и графиков. Мы считаем, что первым шагом к формированию функциональной грамотности должны стать картинки, а с ними можно работать с самых первых уроков и в течение всей начальной школы, и это умение пригодится на всех предметах. Его можно сформулировать следующим образом: формировать умение внимательно изучать картинки.
Автор: Быкова Надежда Ильинична
Место работы: ГБОУ Школа 1279 «Эврика»
Должность: учитель английского языка, почетный работник общего образования РФ, лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования победитель конкурса лучших учителей России (ПНПО – 2010)
Автор: Поспелова Марина Давидовна
Заслуженный учитель РФ, член авторского коллектива УМК «Английский в фокусе» для начальной школы
Много ли вы помните из курсов школьной программы, закончив школу? Почему, изучая в школе физику несколько лет, люди, встречаясь в жизни с какими-то физическими явлениями, не знают, как себя вести, подвергают свою и чужие жизни опасности? Почему после школьных уроков химии мы, в нашей повседневной жизни, не можем ответить на многие вопросы, например, чем опасны использованные батарейки и почему их надо утилизировать в определённом порядке? Задумывались ли мы о том, для чего необходимы те или иные знания, где они могут пригодиться в дальнейшем и пригодятся ли вообще? Последний вопрос волнует не только школьников, педагогическую общественность, но и руководителей и деловых людей всех стран. И вот уже много лет, начиная с 2000 года, раз в три года пятнадцатилетние школьники разных стран принимают участие в международных исследованиях PISA — программе по оценке образовательных достижений учащихся. Общественность, затаив дыхание, ждёт результатов, так как, по словам Галины Ковалёвой (руководителя центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатора PISA в России), «PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения». В проекте «Образование» говорится, что одной из его целей является вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, и это означает, что появился государственный заказ на функционально грамотного человека. Способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века, и именно это проверяется в заданиях исследования PISA.
Вполне закономерно, что в новой редакции ФГОС начального общего образования появилось новое требование к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, а именно в стандарте написано: «…. должны создаваться условия, обеспечивающие возможность ….. формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию». Если выразить эту идею простыми словами, то это означает, что необходимо готовить обучающихся к тому, чтобы они смогли применять полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.» Как говорит в русском переводе один из персонажей сказки «Алиса в стране чудес» — Куколка (The Caterpillar): «Главное – не забывать главного».
Может быть, кто-то усомнится в возможности формирования функциональной грамотности в начальной школе, ведь она включает в себя разные «взрослые» виды грамотности: в исследованиях PISA проверяют читательскую, математическую, естественнонаучную, компьютерную, финансовую. Другие исследования мониторят гражданскую, общекультурную, юридическую, предпринимательскую грамотность; грамотность в области здоровья, общебытовых вопросах и другие виды грамотности. Кажется, что младшие школьники пока еще далеки от подобного содержания. Да и как нам при 2 часах в неделю научить детей английскому языку и выполнить требование стандарта? На самом деле, мы можем сделать очень много, а именно — заложить основы будущей функциональной грамотности.
Если мы внимательно посмотрим на задания PISA по разным предметным областям, то мы увидим, что практически все они содержат иллюстративный материал в виде картинок, диаграмм, схем и графиков. Картинки играют важную роль в жизни младших школьников. «Что за польза от книги, если в ней нет картинок?» — говорит Алиса из знаменитой книги Льюиса Кэрролла. Мы считаем, что первым шагом к формированию функциональной грамотности должны стать картинки, а с ними можно работать с самых первых уроков и в течение всей начальной школы, и это умение пригодится на всех предметах. Его можно сформулировать следующим образом: формировать умение внимательно изучать картинки. Начнём, конечно, с игр, которые мотивируют ребят внимательно рассматривать картинки и запоминать детали. В УМК предлагаются следующие игры: “I spy with my little eye something in the kitchen/beginning with …”. (Я вижу что-то, начинающееся с буквы …)
Или «Посмотри на картинку упр. 1 в течение минуты, затем закрой книгу и ответь на вопросы учителя (вопросы о местонахождении, если мы проходим предлоги). /Насколько хороша твоя память? Закрой книгу и по очереди называйте с соседом по парте, чего много, а чего не очень много на картинке. Также полезными будут задания на Yes/No или True/False, когда детям дается время рассмотреть картинку, потом закрыть ее и давать верные и неверные утверждения по картинке, например, «На картинке 4 девочки и 5 мальчиков. Два мальчика танцуют.» и т.д. Такую же работу нужно проводить и с сюжетными диалогами. Вопросы к ним прописаны в Книге для учителя, но всегда можно придумать и другие интересные вопросы или утверждения. Обязательно включаем соревновательный элемент, можно выбирать самого внимательного ученика на уроке и отмечать его каким-либо «знаком отличия» — звездочкой, флажком на парте. Также картинки используются для того, чтобы дети рассмотрев их внимательно, смогли выдвинуть предположения, о чем будет текст. Простые упражнения с картинками развивают память, внимание и умение сосредоточиться, что является важным метапредметным умением и способствует успешности в школе по всем предметам.
Следующее важное умение, которое нужно формировать уже в начальной школе – это умение читать и понимать несплошной текст, то есть разные способы предъявления информации: таблицы, схемы, диаграммы, графики. Дети овладевают этим умением на уроках чтения, окружающего мира и математики, и его сформированность проверяется на специальных диагностиках МПУ (метапредметных умений) четвероклассников. Следовательно, на уроках английского языка детям не нужно специально объяснять, что такое неспошные тексты и как с ними работать.
Нам нужно тренировать, оттачивать это умение на материале английского языка и давать различную информацию, представленную в интересных формах. Например, дети читают текст и представляют его в форме таблицы, вписывая необходимую информацию. Или наоборот, на станице учебника дана таблица, и нужно представить информацию в виде текста, в приведенном примере в виде предложений.
Работая с календарем, дети используют важные когнитивные способности: внимание и мышление. Прочитав исходное предложение и посмотрев на календарь, нужно написать предложения, проведя трансформацию, заменив дату на соответствующее словосочетание (вчера, 3 дня назад, в прошлый вторник и т.д.). В УМК и сборниках упражнений широко представлены таблицы другого типа, в которых проставлены галочки и крестики, и учащимся нужно написать/сказать предложения по данной тематике. Несмотря на то, что чаше всего это грамматические задания, важно, чтобы дети понимали их логику, с чем они в итоге легко справляются.
К несплошным текстам также относятся рекламные постеры, билеты, объявления, план местности, географические карты, инструкции, меню. Именно с текстами такого формата мы, в первую очередь, встречаемся в повседневной жизни. На самом начальном этапе можно предлагать учащимся несплошные тексты, в которых некоторые слова заменены картинками. Информация в таких текстах представлена в явном виде, и дети, если помнят слова, хорошо выполняют такие задания, что повышает их мотивацию. Интересно проходит работа с рекламным постером.
Например, предлагается информация о спортивном центре, которая представлена картинками, подписями к картинкам и днями недели, когда работают определенные секции. Учащимся нужно превратить этот несплошной текст в сплошной в устной или письменной форме. Можно задать вопросы о том, сколько секций работает в понедельник, четверг и субботу, в какие дни работает только две секции. По итогам этих вопросов можно предложить детям построить простую диаграмму по дням недели.
Работу с библиотечным формуляром можно провести в парах, закрыв сначала вопросы и предложив детям внимательно изучить карточку в течение минуты. Затем попросить одного ученика открыть вопросы и задать их соседу по парте. Наверняка ответы на вопрос о возрасте и классе будут получены быстро, фамилию вспомнить труднее, если не сформирован навык внимательно изучать все детали несплошного текста. Единицы назовут правильно номер телефона, состоящий из 9 цифр. Можно попросить всех детей еще раз посмотреть на номер, постараться его запомнить и провести соревнование, кто запомнил правильно номер. Чтобы больше тренировать работу с подобными заданиями, можно давать детям в качестве домашнего задания принести реальные билеты в кино, театр, цирк, на поезд, программки, рекламные постеры и т.д.
Например, перед вами билет в театр, и в зависимости от уровня подготовки детей и класса, в котором они учатся, можно задать такие вопросы: What is the name of the show? When does the show start? How much is the ticket? What is the number of the seat? Where is the show? и т.д. На первом уроке по работе с билетом/постером можно провести сначала фронтальную работу, помочь детям с построением вопросов. На последующих уроках появятся новые вопросы, в зависимости от предлагаемого несплошного теста, и дети могут работать в парах или группах. Информация на информационных материалах на русском языке, но это нисколько не умаляет значение таких упражнений: включается внимание и мышление, используется перевод с русского на английский (несплошной текст, представлен на русском, а спошной текст на английском). Работа с реалиями позволяет эффективно формировать функциональную грамотность и повышает мотивацию. Ведь можно попросить учащихся сказать несколько предложений о том, когда ребенок ходил в театр, с кем, какие эмоции испытывал.
Следует отметить, что в УМК «Английский в фокусе» содержится большое количество заданий, которые формируют различные УУД и которые не упомянуты в данной статье. Если кого-то интересует эта тема, то можно посмотреть вебинары по формированию метапредметных умений, в которых авторы подробно рассказывают о формировании регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и типах заданий, приведя примеры заданий на сравнение, классификацию, построение речевых высказываний, формирование читательского интереса, использование разных видов чтения и так далее.
Цель данной статьи – показать, как можно использовать имеющиеся ресурсы (УМК и опору на другие предметы) и активизировать когнитивные умения учащихся, чтобы формировать функциональную грамотность на уроках английского языка. Появляются различные пособия по функциональной грамотности и скоро их будет столько, что учитель английского языка в начальной школе может растеряться и засомневаться в своих способностях учить предмету и одновременно формировать функциональную грамотность. Но это взаимосвязанный процесс: задания должны быть уже встроены в УМК, чтобы можно было выполнить программу, это задача авторов. А учителю нужно понимать, что именно развивает то или иное упражнение и как правильно работать в современных условиях, чтобы средствами нашего предмета мы вносили вклад в формирование функциональной грамотности.
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Специализированный плейлист УМК «АНГЛИЙСКИЙ В ФОКУСЕ» 2-11
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку серии «Английский в фокусе»
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.