НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Автор: Коллектив АВТОРОВ | Рубрика: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ Четверг 25 ноября 2021В рамках данного опуса авторский коллектив единомышленников представляет результаты целостного видения реалий и перспектив продуктивной опытно-поисковой деятельности педагогического коллектива в части проектирования развивающей образовательной среды на старте создания нового типа школы в формате ТЕХНОПАРКА каким его признают молодые педагоги через призму инновационных практик в коммуникативном пространстве иноязычного образования, которое требует в условиях глобальных информационных потоков пристального внимания. Сотрудничество мастеров педагогического труда и начинающих педагогов-практиков позволяет последним наметить индивидуальную траекторию своего профессионального становления и роста, одновременно качественно решая стратегические и тактические задачи, связанные с повышением культурного уровня школьников.
Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО
Автор: Якушева Виктория Юрьевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории.
Место работы: МБОУ «Лицей Технополис», р. п. Кольцово
Должность: руководитель ММО учителей иностранных языков р. п. Кольцово, заведующая кафедрой иностранных языков, учитель английского языка.
Автор: Бацулина Анжелика Сергеевна, учитель английского языка первой квалификационной категории.
Место работы: МБОУ «Лицей Технополис», р. п. Кольцово.
Должность: заместитель директора по инновационному развитию, учитель английского языка.
Автор: Кузьмина Екатерина Родионовна, учитель английского языка
Место работы: МБОУ «Лицей Технополис», р. п. Кольцово.
Должность: учитель английского языка
Общеизвестный факт — изучение иностранного языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствуя общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций личности. Наряду с этим иностранный язык, выступая инструментом овладения другими предметными областями, становится важной составляющей базы для общего и специального образования (см.: ФГОС). При этом наблюдается изменение взглядов на владение иностранным языком, усиление социокультурных запросов на мобильных людей, способных овладевать новыми компетенциями. Владение иностранным языком, обеспечивая быстрый доступ к передовым международным научным и технологическим достижениям, одновременно расширяет возможности и создает условия для непрерывного образования. Владение иностранным языком сейчас рассматривается как
часть профессии, являясь универсальным предметом для современных школьников независимо от выбранных ими профильных предметов (примерные программы по иностранным языкам, 2021).
Теоретическое и практическое осмысление, а также понимание этой реалии современной школы означает необходимость системной организации инновационного пространства непрерывного образования и для учителей, и для школьников, так как «…Очевидным становится тот факт, что дети в школе должны не только получить знания, но и приобрести навык работы с информацией, получения знаний самостоятельно и, что крайне важно, применения этих знаний в реальных жизненных ситуациях», утверждает педагог и методист, Анастасия Покидова, на чрезвычайно актуальную проблему «Потенциал использования метода «управляемых открытий в рамках формирования и развития навыков 21 века при использовании ИЯ по УМК TEAM-UP «Вместе»» [ОТ 14 ОКТЯБРЯ 2021 ГОДА]. Продолжая, автор статьи приводит следующее определение функциональной грамотности: «Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics дает следующее объяснение понятия «грамотность»: literacy — 1) способность читать и писать на языке (the ability to read and write in a language). 2) Functional literacy – способность использовать навыки письма и чтения для успешного решения вопросов, возникающих во взрослой жизни (refers to the ability to use reading and writing skills sufficiently well for the purposes and activities which normally require literacy in adult life). Современное понятие «функциональная грамотность», о котором мы говорим все чаще и чаще в связи с проведением Международного тестирования PISA, включает в себя ряд «грамотностей», овладеть которыми должны наши школьники по достижении 15-ти летнего возраста. Это математическая, естественнонаучная, читательская и финансовая грамотность». По мнению И.А. Зимней, мы «интегрируем другие науки, у нас нет своего предмета речи, изучать языковые средства ради языковых средств никому не интересно. Все, что мы берем – темы и проблемы, мы берем из других наук».
В свете изложенного цель презентации материалов в рамках данной статьи видится учителям иностранных языков «Лицея Технополис» (Кольцово) в тиражировании результатов инновационных педагогических практик, расширяющих границы региона в части обмена опытом дессиминации эффективных приемов повышения уровня владения иностранным языком и подготовки школьников к итоговой аттестации (ЕГЭ, ГИА, PISA) с помощью учебно-методической литературы отечественных издательств.
В современном мире для формирования всесторонне развитой личности большую важность приобретает образовательная среда. Все родители в наши дни стремятся отдать своего ребенка в заведения, высоко оснащенные с технической точки зрения. Лицей «Технополис» — это инновационное образовательное учреждение, педагогический коллектив которого способен успешно решать задачи повышения качества образовательного процесса на разных уровнях. Основное направление в лицее — информационные технологии. Лицей становится стартовой площадкой для подготовки кадров цифровой экономики. Углубленное изучение математики, физики, английского языка и информатики; спецкурсы по основам информационной безопасности, основам компьютерной графики, инженерному дизайну CAD, современным цифровым технологиям прототипирования, основам интеллектуальной робототехники, основам AR/VR программирования, большим данным и машинном обучении, основам беспилотных авиационных систем, инженерии космических систем, анализу космических снимков, научно-инженерной коммуникации, основам программирования на языке Python, современной мультимедийной журналистики, интернету – вот, что отличает лицей «Технополис» от других образовательных учреждений.
Для реализации образовательных программ в лицее оборудован собственный технопарк, мастерские дерево- и металлообработки с парком станков с ЧПУ, кабинет домоводства оборудован по стандарту WorldSkills. Все кабинеты иностранных языков имеют современное лингафонное оборудование, что повышает качество преподавания и развития у обучающихся навыков аудирования и говорения. Каждый кабинет в лицее оснащен интерактивной доской SmartBoard, что позволяет проводить уроки на высоком уровне, используя презентации, интерактивные задания, видео- и аудио-упражнения, различные цифровые сервисы.
Изучению английского языка в лицее «Технополис» уделяется большое внимание. На каждой параллели есть класс «Я» (языковой), обучающиеся которого занимаются этим предметом на углубленном уровне. В качестве основных УМК учителями английского языка были выбраны программы издательства «Просвещение» — «Английский в фокусе» (Spotlight) и «Звёздный английский» (Starlight).
(Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. учебник «Английский в фокусе» для 2 класса с аудиоприложением. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020. – страница 12).
(Английский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс). – 12-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020. – ил. – (Английский в фокусе) – страницы 102-103).
(Английский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка/ Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. – 7-е издание – М.: Express Publishing: Просвещение, 2019. – 184 с.: ил. – (Звездный английский) – страница 13).
Эффективность обучения английскому языку в общеобразовательной организации невозможно без четкой системы контроля и оценивания знаний. Вместе с тем важно учитывать тот факт, что большинство оценочных процедур сопровождаются стрессом для обучающихся, что, в свою очередь, является объективным препятствием для эффективной демонстрации полученных знаний.
Существуют также мнения о необходимости учета такой особенности мышления современных школьников как «клиповое мышление», характеризующееся трудностями концентрации и фокусировки внимания на одном объекте в течение длительного времени.
В этой связи для учителя английского языка актуальной задачей стал поиск и внедрение новых эффективных форм контроля и оценки знаний обучающихся на своих уроках.
Современные электронные образовательные технологии (например, геймификация, дополненная и виртуальная реальность) позволяют учитывать особенности современных школьников, делать процесс обучения более увлекательным, а процедуры контроля и оценки более комфортными.
Широкими возможностями в данном контексте обладает цифровой сервис Plickers, который позволяет мгновенно проверять знания обучающихся в интерактивном режиме.
Педагогическая новизна заключается в простоте и удобстве использования данной технологии. Работа с сервисом сокращена до минимума: получение результата опроса происходит на занятии, не требует длительной проверки и наличия смартфонов или компьютеров у обучающихся.
Практическая значимость определяется возможностью использования данной технологии в повседневной деятельности учителей и обучающихся при проведении фронтальных опросов по заданной тематике, исследовании общественного мнения.
Основу для проведения текущего контроля с помощью сервиса Plickers составляет установленное на мобильное устройство (IOS или Android) одноименное приложение, сайт (plickers.com) и распечатанные карточки с QR-кодами (Quick Response – с англ. «быстрый ответ»).
Стандартный набор из 40 карточек доступен для скачивания в формате PDF на официальном сайте разработчика. Перед проведением оценочной процедуры каждому обучающемуся выдается карточка с уникальным QR-кодом. Каждой стороне карточки соответствует один вариант ответа (A, B, C, D). Учитель заранее создает список вопросов в системе, затем выводит их по очереди на интерактивную доску или панель, обучающиеся при этом выбирают правильный вариант ответа и поднимают карточку соответствующей стороной вверх (см. рис. 1).
(рисунок 1)
Ответы считываются с помощью планшета или смартфона учителя в связке с ноутбуком. Камерой смартфона (планшета) учитель сканирует поднятые обучающимися карточки с QR-кодами. Данная процедура повторяется до тех пор, пока тестируемые не ответят на все вопросы.
Результаты сохраняются в базу данных и доступны как напрямую в мобильном приложении, так и на сайте для мгновенного или отсроченного анализа. Результат опроса можно вывести на экран, перейдя во вкладку “Scoresheet” на компьютере. Результаты представляются в процентном соотношении и обозначаются разными цветами, что удобно для выставления отметок по пятибалльной шкале оценивания.
Ричард Бирн, бывший учитель, ныне ведущий блога, посвящённого новым технологиям для учителей, предложил следующие способы применения Plickers:
I способ – приложение используется для получения сиюминутной реакции аудитории на вопрос учителя «Всем понятно?», при этом ученики поднимают в ответ карточки с ответами «да» или «нет». Приложение мгновенно отображает статистику класса, и, исходя из этого, учитель может перейти к следующему вопросу или остановиться на текущем.
II способ – с помощью Plickers можно проводить небольшие обзорные тесты в конце темы. Для этого необходимо занести в приложение список класса и список вопросов. Ученики поднимают свои карточки одновременно, а смартфон преподавателя выдает информацию о том, как справился каждый из них. Данный способ опроса, в отличие от устного, позволяет охватить весь класс, а не отдельных обучающихся.
III способ – Plickers можно использовать в начале занятия для проверки наличия учеников в классе. Всего несколько секунд потребуется для того, чтобы отсканировать карточки присутствующих на занятии лиц.
Опыт показал, что школьники с энтузиазмом относятся к новому формату контроля. Потраченное учителем время на создание электронного опроса в Plickers в дальнейшем способно упростить его работу за счет исключения из процесса обработки результатов рутинной ручной проверки тетрадей.
Таким образом, сервис Plickers позволяет контролировать процесс усвоения знаний обучающимися на уроках английского языка, делает его более увлекательным и эффективным, снижает психоэмоциональную нагрузку, возникающую в ситуациях текущего контроля знаний. Кроме того, сервис позволяет проводить мгновенную проверку посещаемости, активизировать познавательную деятельность на уроке.
Во время первых осенних каникул в Лицее Технополис, пока учащиеся отдыхали и набирались сил перед новым учебным модулем, педагоги кафедры английского языка лицея делились своим профессиональным опытом с будущими учителями. В рамках соглашения о сотрудничестве с Новосибирским государственным педагогическим университетом на базе лицея была организована методическая площадка для студентов факультета иностранных языков по теме «Современные технологии обучения английскому языку». Пять групп четверокурсников по очереди поучаствовали в мастер-классах, подготовленных для них учителями лицея, побывали на ознакомительной экскурсии и обсудили возможности дальнейшей совместной работы, в том числе в форме студенческой педагогической практики.
Учителя кафедры английского языка представили фрагменты уроков с применением информационно-коммуникационных технологий, показали, каким образом они используют различные онлайн-платформы наряду с основными УМК в своей повседневной работе, и поделились энтузиазмом в адаптации этих сервисов для решения сложных педагогических задач. Первоочередной из них несомненно является повышение мотивации и вовлеченности учащихся, и есть немало способов зажечь интерес не в ущерб основному академическому процессу.
(Английский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс). – 12-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020. – ил. – (Английский в фокусе) – SS2-SS3).
Один из эффективнейших в этом плане приемов — использование аутентичных песен, которые дети сами слушают в свободное время. Однако из миллионов ютуб-роликов нужно выбрать именно такой, чтобы и откликнулся эмоционально, и дал воспитательный эффект, и соответствовал уровню обучения. Мастер-класс учителя высшей категории Юрищевой А.М. позволил студентам на собственном опыте рассмотреть методику выбора материала, исследовать возможности эмоционального отклика, а также поработать самостоятельно с различными онлайн-сервисами, обрабатывающими тексты песен для тренировки языковых навыков.
Этап презентации нового материала, а также взаимодействие с аудиторией во время онлайн-уроков можно разнообразить и вывести на новый уровень с помощью сервиса видео-презентаций Prezi.com, которому был посвящен мастер-класс учителя первой категории Павловой А.О. В каждом учителе есть творческое начало, и благодаря интерактивным видео-шаблонам можно дать ему выход, примерить на себя роли ведущих новостей, модных блогеров, консультантов из туристической сферы и многие другие, в зависимости от темы урока. Даже за ограниченное время мастер-класса студенты успели не только познакомиться с возможностями сервиса, но и записать пробный ролик, который можно применить как для профессиональных, так и для личных целей.
Студенты познакомились также с цифровой платформой Wordwall, отлично зарекомендовавшей себя в качестве быстрого и простого способа превратить этап закрепления и повторения материала в увлекательную игру. На мастер-классе Кузьминой Е.Р. студенты поиграли, посоревновались, почувствовали себя в роли школьников, и тут же потренировались создавать такие игры самостоятельно, буквально за несколько минут.
Для решения задач завершающего этапа педагогического цикла, т.е. для контроля и проверки знаний, в арсенале учителей лицея так же имеется удобный онлайн-инструмент, альтернатива устному или письменному опросу. Особенности цифрового сервиса Plickers были рассмотрены на мастер-классе заведующей кафедрой английского языка Якушевой В.Ю., участники потренировались использовать карты с qr-кодами для автоматического подсчета баллов, после чего сами попробовали провести опрос через приложение Plickers на своих сматртфонах.
Помимо методических мастер-классов студентам были продемонстрированы возможности освоения языка при просмотре англоязычных фильмов в планетарии лицея, а также проведена подробная экскурсия, в подтверждение того, что современная школа – это сочетание современных технологий и высокого профессионализма педагогического состава. При подведении итогов как принимающей стороной, так и гостями, были озвучены самые теплые пожелания дальнейшего плодотворного сотрудничества, а также благодарность старшему преподавателю кафедры английского языка ФИЯ НГПУ Митюшовой Е.С. за помощь в организации мероприятия.
Некоторые выводы
В заключении считаем, что данный опыт авторского коллектива Лицея – лишь первый шаг на пути расширения интеллектуальной составляющей концептосферы личности обучающихся в аспекте формирования корпуса региональных профессиональных проектов.
Методологическая и мотивационная готовность учителей Лицея к поисковой деятельности – залог успешного долгосрочного сотрудничества с кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО в условиях реализации регионального проекта «Информационная поддержка деятельности муниципальных методических объединений учителей иностранных языков по направлению «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся».
Сотрудничество нацелено на активное формирование учителями ИЯ всех видов функциональной грамотности обучающихся, причем аналитический акцент делается на методических особенностях формирования коммуникативной функциональной грамотности.
Руководитель МО ОО организует и сопровождает процесс формирования Функциональной грамотности обучающихся, анализирует используемые в ОО муниципалитета образовательные технологии, учебники и учебные пособия, другие средства обучения; проводит мастер-классы, посещает открытые уроки, создавая условия для диссеминации передового педагогического опыта формирования функциональной грамотности школьников.
Список литературы:
- Буланкина Н.Е. Методическая поддержка педагогов: ракурс непрерывного повышения квалификации в условиях дистанционного обучения //Methodological Support for Educators: recurrent professional development perspectives in the aspect of distance learning// Pedagogical IMAGE. 2020 Vol.14. No 4 . P.648-657. Иркутск. ИПКРО. In Engl. DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-4-648-657 (in Engl.)
- Egorova E., Bulankina, N.E., Mishutina O.V. Features of pedagogical design of a digital language course for the university students. INTED2021 (14th annual International Technology, Education and Development Conference) Dates: 8th-9th of March, 2021 Organization: IATED Session Technology for language learnimg. https://library.inted.org (In Engl.)
- Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. учебник «Английский в фокусе» для 2 — 4 класса с аудиоприложением. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020.
- Английский язык. 5 — 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / (Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс). – 12-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2020. – ил. – (Английский в фокусе).
- Английский язык. 5 — 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка/ Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. – 7-е издание – М.: Express Publishing: Просвещение, 2019. – 184 с.: ил. – (Звездный английский)