«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИВАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вторник 30 ноября 2021

Понятию функциональной грамотности, как новому показателю качества образования в школе, уделяется большое внимание: Россия участвует в международных исследованиях качества школьного образования и претендует на место среди ведущих стран мира по качеству общего образования.

Результаты последних проведенных исследований показали, что российские учащиеся обладают высокими предметными знаниями, но испытывают трудности во время трансформации данных знаний в реальные жизненные ситуации, а также показывают низкий уровень развития функциональной грамотности.

 

 

Автор: Бакина Олеся Николаевна
Место работы: МБОУ «Остерская средняя школа»
Должность: учитель иностранного языка

 

 

 

 

А.А. Леонтьев описывает функциональную грамотность как «способность человека использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1].

Читательская грамотность, будучи одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, предполагает «способность человека к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества»  [2].

Исследователи считают, что наши школьники мало учатся работать с текстами разных жанров. В основном они работают с текстами учебников и хрестоматий, затем пишут контрольные работы и сочинения, игнорируя другие виды текстов:  научную статьяю в популярном или академическом журнале, пресс-релиз, авторскую колонку в газете, коммерческое предложение, инструкцию по использованию прибора, отчет о маркетинговом исследовании и т.д. Таким образом, одной из основных задач при обучении любому предмету становится обучение учащихся навыкам читательской грамотности.

Формированию читательской грамотности на уроках иностранного языка способствует работа над развитием следующих умений у учащихся:

  1. Нахождение и извлечение необходимой информации из текста;
  2. Интеграция и интерпретация информации;
  3. Осмысление и оценка прочитанного в тексте.

Развивать читательскую грамотность  в  процессе обучения английскому языку можно по-разному: через чтение и письмо, используя технологию критического мышления, работая над проектами, используя технологию сотрудничества, работая с разными видами текстов, сплошными и несплошными.

Не всегда тексты в учебниках содержат актуальную информацию о нашем постоянно меняющемся мире, некоторые не представляют интереса для обучающихся, что негативно сказывается на мотивации к обучению. Я нашла выход в создании и использовании «интерактивных брошюр», содержащих QR-ссылки на изучаемый, заранее отобранный материал по теме, что значительно облегчает процесс вычленения нужной информации по теме в виду ее огромного количества на разных Интернет-ресурсах с последующим закреплением при работе с интерактивными листами, созданными на платформе LiveWorksheets.

Давайте познакомимся с алгоритмом работы с интерактивной брошюрой «Тур по Лондону».

1.Развернув брошюру, мы оказываемся на первом задании, где нам предлагается с помощью телефонов сканировать QR-код и перейти на страницу видео про достопримечательности Лондона. Во время просмотра обучающимся необходимо записать названия всех достопримечательностей, указанных в видеоролике.

2.Затем брошюра раскрывается полностью, представляя собой 3 учебных поля с заданиями, которые выполняются последовательно слева направо. В первом задании на этой стороне брошюры обучающиеся проходят по QR – ссылке на интерактивный лист с заданиями [3]. Их задача – найти в Упр.1 две достопримечательности, не указанные в видео, и записать их.

3.На красном учебном поле обучающимся предлагается сравнить тексты с точки зрения полноты необходимой информации, а именно, найти и отметить подходящий по ссылке текст, в котором можно найти информацию по двум ранее записанным достопримечательностям. Ниже предлагается найти в этом тексте недостающую информацию и вписать ее в пропуски.

4.При переходе к последнему учебному полю обучающиеся возвращаются к интерактивному листы по ссылке и выполняют два задания по теме «Достопримечательности Лондона»: найти названию достопримечательности соответствующую картинку и викторина с выбором ответа. Далее нажимая на кнопку «Finish», они видят свою оценку, которую записывают в нижней части последнего учебного поля.

Работа с QR-кодами и интерактивными листами не оставляет ни одного ученика равнодушным, внося разнообразие в работу с текстом на уроке и способствуя расширению рамок учебной программы по предмету путем углубления изучаемого материала.

Преимущества интерактивных брошюр заключается в том, что обучающиеся работают и с бумажными и электронными носителями информации, поэтапно переключаясь с одного на другой, систематизируя, анализируя и обобщая разные виды информации.

Создать интерактивные брошюры для учителя не составит труда. Во-первых, необходимо определиться с темой, затем в любом удобном графическом редакторе (я использую сервис canva) в шаблоне «Буклет» выбираем подходящий вариант брошюры и выносим на него подготовленные задания. Ссылки на эти задания в сети Интернет можно создать самостоятельно в генераторе QR-кодов на сервисе qrcoder.ru. Возможности интерактивной брошюры могут быть ограничены целями и задачами урока, а могут содержать заранее отобранный учебный проектный материал.

Давайте идти в ногу с современными технологиями, и мы не потерям читательский интерес обучающихся!

Список литературы:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла./ Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003, с.35
  2. Ковалева Г.С. Результаты международного сравнительного исследования PISA в России
  1. Интерактивный лист «Visit London»

Уважаемые коллеги!

Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте

Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»

можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.

Комментарии закрыты.