ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ: ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Автор: Валентина ЦЫБАНЁВА | Рубрика: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Вторник 2 ноября 2021На современном развитии иноязычного образования проблема формирования и развития функциональной грамотности у обучающихся занимает особенное место. Ведущими становятся задачи по созданию оптимальных условий для социализации и эффективной адаптации подрастающего поколения в новых условиях, так как именно функциональная грамотность играет большую роль в развитии личности. Однако в рамках данной статьи мы рассмотрим функциональную грамотность учителя иностранных языков, понимая важность данной категории в методической работе учителя.
Автор: Цыбанёва Валентина Александровна — кандидат пед. наук, доцент, доцент кафедры методики обучения английскому языку и деловой коммуникации ГАОУ ВО «МГПУ», автор рабочих тетрадей УМК «Мой выбор – английский язык», «Team-Up» (9 класс), обладатель сертификатов CELTA, DELTA
Функциональная грамотность будет рассматриваться нами как «определенный уровень образованности учителей иностранных языков, показывающий степень овладения ими ключевыми (базовыми) компетенциями, позволяющий успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности» (Сметанина, 2016: 185).
К основным направлениям формирования «функциональной грамотности относится:
- Математическая грамотность
- Читательская грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Глобальные компетенции
- Финансовая грамотность
- Креативное и критическое мышление» (Гормакова, 2018: 11).
Формирование функциональной грамотности учителей иностранных языков, ее развитие происходит в рамках курсовых мероприятий в системе дополнительного профессионального образования (ДПО).
В рамках постдипломного образования необходимо уделять внимание формированию и развитию функциональной грамотности учителя иностранных языков, так как основной целью постдипломного образования «является подготовка квалифицированного работника, владеющего всеми видами профессиональных компетенций и готового сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, а также к социальной и профессиональной мобильности» (Сметанина, 2016: 182).
Функциональную грамотность можно представить в виде следующих уровней:
- Поиск необходимой информации в тексте по простому критерию,
- Поиск необходимой информации в тексте по множественному критерию,
- Противоречивая информация и работа с ней и отрывками,
- Скрытая информация и контекст – установление последовательности отрывков текста,
- Свободный пересказ текста, в том числе с выводами и гипотезами относительно скрытых смыслов и подтекстов.
Разделяя точку зрения Е.В. Бахаревой, мы отметим «различные трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях, что на наш взгляд, свойственно и учителям иностранных языков в процессе профессионального обучения» (Бахтерева, 2009). Более того, особенно существенным здесь является «решение проблемы низкого уровня профессиональной компетентности многих учителей, которые остаются сторонниками традиционной педагогики и в силу этого не могут результативно решать проблему формирования функциональной грамотности на современном этапе» (Там же).
Результаты проведения тестирования учителей английского языка по проверке с точки оценивания некоторых уровней функциональной грамотности представлены на графике:
Сразу же возникает вопрос о том, как развить навыки функциональной грамотности. Разделяю точку зрения современных исследований, мы можем выделить «способы становления функциональной грамотности.
- Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
- Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора; делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
- Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, рассматривать ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
- Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения (http://nauka-pedagogika.com).
- Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы» (4).
Обновление учебных материалов в результате переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «гибкими навыками», — функциональной грамотностью и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен требует целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей иностранных языков.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что функциональная грамотность помогает учителям иностранных языков использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи в образовательном процессе и во внеурочной детальности. Именно функциональная грамотность учителя иностранных языков основывается на их реальной грамотности и широте и знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг. Система ДПО должна отвечать требованиям современного образования и учитывать условия для повышения ее уровня, предлагая различные возможности повышения профессиональной компетентности учителя иностранных языков в общем, а также в развитии функциональной грамотности в частности.
Список литературы:
- Е.В. Бахтерева, Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Педагогические исследования, № 2. – 2009 – С. 54-55.
- В.В. Гормакова, Формирование метапредметных результатов обучения младших школьников средствами учебно-исследовательской деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика, Психология, №4 — 2018 – С. 10-15.
- М.Ю. Сметанина, Подготовка учителей иностранного языка к использованию современных технологий обучения // Язык и Культура, №1. – 2016 – С. 181-198.
- https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1633889950&tld=ru&lang=ru&name=60095234a018b.pdf&text
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.