«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

Вторник 14 декабря 2021

Анализ работы педагога занимает одно из главных мест в портфолио учителя. Это замечательный способ показать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, увидеть свои недостатки, продемонстрировать успехи и достижения. Кроме того, именно анализ работы помогает определить верное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

 

 

Автор: Чепа Елена Геннадиевна
Место работы: ГОУ ЛНР «КШ №4»
Должность: учитель английского языка

 

 

 

 

Анализ работы педагога занимает одно из главных мест в портфолио учителя. Это замечательный способ показать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, увидеть свои недостатки, продемонстрировать успехи и достижения. Кроме того, именно анализ работы помогает определить верное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

В условиях современной школы требования к качеству преподавания неуклонно возрастают. Педагогам предстоит долго и упорно работать для того, чтобы в современных реалиях найти результативные методы ведения уроков. С развитием информационных технологий разнообразие методов и их воплощение поражает воображение. Чтобы просто ознакомиться с ними, не говоря уже о применении, нужно потратить немало времени.

Однако просто иметь на вооружении современные методики преподавания недостаточно. Необходимо отслеживать их результативность и пользу в формировании личности учащегося согласно государственным стандартам, которые за последние десять лет неоднократно менялись. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их внедрение. Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществляется в сентябре 2021 года. Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания, а главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость.

Помимо новых стандартов, учителю необходимо освоить новые методы работы. Кроме того, очень важно все результаты работы фиксировать как на бумаге, так и на электронных носителях. Это поможет сделать качественный анализ проделанной работы педагога.

Анализ работы занимает одно из главных мест в портфолио учителя. Это замечательный способ показать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, увидеть свои недостатки, продемонстрировать успехи и достижения. Кроме того, именно анализ работы помогает определить верное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

Необходимость анализа работы

Очень часто под анализом работы учителя подразумевается монотонная работа по заполнению бесконечных форм и отчётов, огромное количество бумаги и часы работы за компьютером. И это лишь вершина айсберга. Но отчёты важны. При аттестации учителя сложно вспомнить ту исполинскую работу, которую учитель выполнил за пятилетний период, все достижения и награды, конкурсы и публикации. Грамотно составленный анализ позволяет отследить не только фактическую работу, но и развитие педагога как личности, как профессионала. Для самого педагога анализ работы поможет поставить цели на следующий период, осознать недочёты и упущения, а также выявить свои сильные стороны.

Анализ работы – это процесс подробного исследования работы с целью установления составляющих ее заданий и определения требований, предъявляемых работой к человеку, который ее выполняет.

Анализ работы учителя – это, по сути, заключительный этап работы за некоторое время, будь то урок, мероприятие или более длительный период времени. Для успешного анализа необходимо знать цели предшествующей работы, план выполнения и полученные результаты.

От постановки цели зависит результат работы, поэтому очень важным этапом в любой работе является обоснование актуальности деятельности. Здесь впервые мы встречаем понятие анализа. Зачем? С какой целью? Что это даст учащимся?

После постановки задачи необходимо тщательно разработать план выполнения работы, анализируя логичность и необходимость каждого пункта. Определяется ожидаемый результат.

После завершения работы и получения результата следует анализ не только результата, но и хода выполнения всей работы. Это поможет избежать ошибок в будущем, или наоборот, выделить особенно удачные методы работы.

Учителя в процессе своей работы постоянно проводят самоанализ уроков, особенно когда работают в параллельных классах. Здесь можно увидеть, что идеального урока не существует: в одних классах некая методика работает с потрясающим успехом, а в параллели может не сработать совсем, очень много факторов нужно учитывать при подготовке и в процессе самой работы.

Самоанализ и его критерии для учителя в государственном образовательном учреждении

В течение своей педагогической деятельности учитель составляет самоанализ своей работы, состоящий из множества пунктов, и предоставляет его заместителю директора по УВР. В этом документе отражаются как цели и задачи текущего периода, так и достижения, полученные в прошлом, такие как участие в общешкольных и городских мероприятиях, публикации в изданиях педагогического направления, награды и благодарности. А также можно выразить пожелания или намерения в участии во внеклассной или иной учебной деятельности.

Самоанализ должен быть составлен так, чтобы наиболее полно отображать всю работу педагога. Наиболее опытные учителя ведут файл, где в течение всего периода работы заносят свои достижения.

Этот файл разбивается на несколько блоков, каждый из которых освещает отдельный вид работы.

Например:

1 БЛОК. Самообразование учителя

1.1. Тема самообразования, над которой работал учитель в течение года

1.2. Тематика работы учителя на следующий год

Здесь учитель указывает темы, задачи и результаты своей работы, указывая сроки, промежуточные и конечные результаты.

2 БЛОК. Результаты качественной успеваемости учащихся по предмету

2.1. Качество освоения учебных программ за год

Здесь важно вести статистику качества знаний учащихся, причины негативных и позитивных тенденций, необходимые меры по коррекции, сравнение качества освоения учебных программ в сравнении с итогами за прошлые учебные годы. На основании качества знаний аттестационная комиссия выносит решение о присвоении категории педагогу. Это один из важных факторов, на который нужно обратить внимание и регулярно отслеживать.

3 БЛОК. Индивидуальная работа с учащимися

3.1. Работа с неуспевающими детьми

3.2. Индивидуальная работа одаренными детьми

Здесь также отмечается работа с родителями детей, полученные результаты, запланированные результаты.

4 БЛОК. Результативность участия в олимпиадах, конкурсах

4.1. Участие в олимпиадах, конкурсах

4.2. Участие в проектно-исследовательской деятельности

Здесь отражается работа с одарёнными детьми, которые принимали участие в различных конкурсах и заняли призовые места.

5 БЛОК. Повышение профессиональной компетентности учителя

5.1. Обобщение и распространение передового педагогического опыта

Здесь следует указать свои публикации, включая вид публикации, библиографическое описание опубликованного материала, название, место издания, название издательства, год, количество страниц

5.2. Участие в работе педагогических и методических мероприятиях, семинарах, выставках

6 БЛОК. Инновационная деятельность учителя

Здесь нужно указать тему и результат проекта, над которым работает учитель.

Следует также указать испытывает ли затруднения учитель и в какой методической помощи он нуждается.

Удобнее всего каждый блок представить в виде таблицы, которая будет расширяться по мере добавления пунктов. Необходимо фиксировать все свои достижения, здесь скромность не уместна. Сейчас появилось огромное количество вебинаров, участие в которых отмечается сертификатом, его тоже надо фиксировать, это является работой по самообразованию.

Анализ работы педагога с позиции администрации и контролирующих органов

Работа педагога оценивается по итогам анализа его результатов комиссией компетентных представителей сферы образования. Администрация учитывает все достижения учителя, поданные в самоанализе, и дополняет его новыми критериями.

Конечно, главными критериями являются профессионализм и глубокое знание своего предмета, способность мотивировать школьников к овладению этими знаниями. Однако, не последнюю роль играет знание методики преподавания. Вы можете быть невероятно творческим и талантливым педагогом, но, если вы не провели физкультминутку во время урока, вам сделают замечание. При составлении плана урока нужно правильно распределить время, чтобы успеть объяснить домашнее задание и объявить оценки. Документация, тетради учеников, анализы контрольных работ должны быть в полном порядке, и администрация имеет право их запросить в любое время.

Кроме профессионализма и результативности очень важны коммуникативные способности учителя, взаимодействие с коллегами, детьми и родителями учеников. Согласно новым стандартам образования, работа с родителями имеет важное значение для воспитания гармоничной личности ребёнка. Умение найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированные задания, особые методы поощрения являются необходимыми критериями при анализе работы учителя.

Если педагог ведёт классное руководство, что несёт дополнительную нагрузку на учителя, у него гораздо больше возможностей установить со школьниками хорошие взаимоотношения, составить более чёткую личностную характеристику ребёнка.

Общение с коллегами также не заканчивается обсуждением текущих проблем, более важна взаимопомощь, наставничество, совместные проекты и поиски новых форм работы. Профессия учителя является одной из самых интересных в плане творчества. Педагоги разрабатывают новые формы уроков, различные внеклассные мероприятия, пишут статьи и методические пособия, ведут блоги и форумы. Здесь очень важен отклик со стороны коллег. Это может быть выражено в написании рецензии на разработку урока, рекомендации другим коллегам на своём учительском сайте, даже в выражении благодарности за идею на форуме или в социальных сетях. Внимание и одобрение – самая ценная валюта современности, не удивительно, что всем людям нравится получать «лайки» или сердечки на любое своё действие в сети.

Плодотворное взаимодействие с коллегами, учениками и их родителями способно вдохновить учителя на новые интересные формы работы, поиск идей и методов.

Кроме того, администрация учитывает участие педагога в общешкольных и общегородских мероприятиях, творческий подход и способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях. В настоящее время мир меняется с невероятной скоростью, поэтому очень важно уметь быстро перестраиваться, быть открытым новым знаниям и требованиям. Стрессоустойчивость – одно из самых ценных качеств современного учителя.

Заключение

Согласно критериям анализа образ педагога вырисовывается практически нереально-идеальным. Учитель – это личность, такая же, как и другие люди, со своими проблемами, страхами и вечной нехваткой времени.

Кроме того, довольно сложно держать в голове все требования, которые необходимо соблюдать для формирования образа хорошего педагога. Здесь нам поможет привычка вести файл самоанализа, где будет отражаться каждое действие педагога, вестись вся статистическая деятельность, задаваться направление дальнейшей работы и отмечаться достижения и поощрения.

Однако, целью анализа работы является не только подсчёт регалий и статистические данные, немаловажно увидеть свои слабые стороны и принять меры по работе с ними. Некоторые проблемы потребуют обратиться за помощью к коллегам или администрации, не стоит воспринимать это как слабость, пусть это будет ещё один хороший повод пообщаться и наладить хорошие отношения.

Список источников

  1. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
  2. https://gigabaza.ru/doc/80716.html

 

Комментарии закрыты.