ИСПОЛЬЗОВАНИЕ IT ТЕХНОЛОГИЙ НА ОНЛАЙН ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Автор: Анжелика ГУСЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 23 декабря 2021Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Автор: Гусева Анжелика Ивановна
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г.Красный Сулин Ростовская область
Должность: учитель английского языка
В последние годы обучение онлайн обретает особую популярность. Качественно разработанный сайт начинает сочетать в себе функции дистанционного обучения и онлайн услуг, предоставляемых круглосуточно. В этом свете онлайн ресурсы начинают оказывать самую действенную помощь в изучении английского языка.
Год назад, в условиях пандемии, на смену традиционной очной форме обучения пришла дистанционная, с широким разнообразием онлайн инструментов. Страшно было представить, что за это время школьники могут получить пробелы в обучении английскому языку. Но проанализировав проведенную работу, сделала интересный вывод: цифровые технологии помогают «слабым ученикам». Их результаты на тестировании по английскому языку стали на порядок выше, чем при традиционном обучении. Это объясняется тем, что когда ученик работает с цифровым инструментом, он сразу видит ошибку и может устранить её. Обычный урок не дает подобной возможности. Сдав тетрадь на проверку проходит некоторое время, и получив назад тетрадь, ученику, порою, трудно вспомнить в каком аспекте была допущена ошибка.
IT технологии в условиях дистанционного обучения позволяют прорабатывать практически все виды речевой деятельности. При обучении чтению обязательно ставим таймер, чтобы некогда было отвлекаться — времени должно быть в обрез. Объявляем ученику время на чтение до задания: ‘You have 2 min to read the text and to find the answer, ok?’ Среднее время чтения зависит от уровня ученика, объема текста и самого задания. На уровне Elementary тексты предлагаются небольшие, средний ученик прочитает такой текст за 2-3 минуты. А еще у нас появляется повод поработать над стратегиями быстрого чтения — пригодится на экзамене.
При обучении аудированию контролируем звук сами, иногда можно поставить аудио на паузу и задать быстрый вопрос — о чем сейчас было сказано? а услышали, как спикер тут произнес?
При обучении письму используем возможности Google документа, так будет видно, кто работает, а кто нет. В Google документе можно сделать таблицу с отдельной строкой для каждого или дать ученикам разные части страницы (вверху и внизу), чтобы избежать списывания. В программе Jamboard можно завести отдельную страницу для каждого. В Padlet — каждому отвести свою колонку и обеспечить возможность организации коллективной деятельности в режиме реального времени и работы с визуальным контентом, а также размещения материалов как с любого носителя, так и из сети Интернет (фото-, видео-, аудиофайлы). На доске Miro и в Google Docs видно, когда ученик ушел со страницы — например, на другую вкладку — так можно гарантировать прозрачность выполнения работы.
Обучение грамматике в дистанционном формате хотелось превратить не только в полезное, но и интересное занятие. Когда мы слышим в начале урока «The Present Perfect используется для обозначения…» — это очень скучно и обыденно. И онлайн-уроки открывают перед нами новые возможности: можно быстро найти постер любимого фильма или сериала, отметить на Google карте страны, в которых ты бывал. Какая грамматика пригодится, чтобы об этом рассказать? Конечно же живая, основанная на личном опыте учащихся. Людям приятно, когда у них спрашивают их мнение, а не просто указывают, что делать. Когда объясняете модальные глаголы, выводите на экран несколько предложений и спрашивайте у учеников: « “It must be in Italy” – это факт или мнение, ты как считаешь? А на сколько процентов человек уверен в этом мнении, на 90 или на 100?». Это помогает ученикам осмыслить то, как использовать эти конструкции в речи.
Интересной находкой стало использование сессионных залов на платформах Zoom и Google meet. Когда вы объясняете новую грамматическую конструкцию и приводите примеры, имеет смысл делать это в общем зале, чтобы не повторять одно и то же много раз. А вот когда ребята начинают делать практические упражнения, лучше отправить их в сессионные залы по 2-3 человека. Там они смогут что-то друг другу подсказать и вместе проверить ответы, а не ждать своей очереди, пока 8-10 других учеников будут читать вслух по одному предложению. Важно — дать четкие указания: что нужно делать, что должно получиться в итоге и сколько у них есть на это времени. Более «сильные» ученики могут исполнять роль тьютора в своей группе в сессионном зале: приходить на помощь и контролировать правильность ответов.
Использование обучающего видео на онлайн занятиях подогрело интерес к изучению языка. Мы использовали Ted Ed — библиотеку анимированных образовательных видео от создателей платформы TedTalks. Ими удобно заменить скучный текст в учебнике или дополнить тему, которая мало проработана. Видео короткие: 3-4 минуты, у них есть субтитры, которые легко скачать. Можно найти видео на любую тему: экология, космос и многое другое. На сайте есть готовые материалы для учителей. Есть видео более простые и более сложные. Все зависит от языковой подготовки учеников.
Проработать лексику можно в Quizlet или Wordwall. Quizlet – это бесплатный онлайн-сервис для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр различных видов и категорий. Основой данного приложения являются сэты (sets) – списки слов, перечни различных понятий, картинок или фотографий с описанием.
Чтобы создать сет на 5-8 новых слов, нужно всего 5 минут. Программа WordWall проста в использовании и помогает создавать упражнения, оптимально подходящие, как для интерактивной доски, так и для индивидуальной работы на компьютерах, позволяет создавать интерактивные упражнения с использованием изображений и тестов. Встроенный искатель изображений автоматически находит и предлагает изображения. Кроме того, редактор, работающий онлайн, позволяет выполнять упражнения дистанционно, и собирать статистику выполнения заданий учащимися. Среди младших школьников живой интерес вызывает игра «самолетик», который собирает облака согласно заданию, прописанному внизу. Один из плюсов сервиса WordWall – это существование программы для создания и использования упражнений даже офф-лайн. На любом компьютере без выхода в интернет можно установить программное обеспечение и на электронном носителе предоставить упражнения. У программы понятный пользовательский интерфейс на многих языках. Для любого этапа урока можно найти подходящий шаблон.
Для повышения мотивации к исследовательской и проектной деятельности в условиях дистанционного обучения нами применялся конструктор интерактивных плакатов Glogster.edu. Данный конструктор объединяет два популярных метода визуализации из разных эпох – стенгазету и компьютерную презентацию. Сервис позволяет поместить всю информацию на одну страницу, но не задает ограничений по формату: в дело идут как тексты, так и рисунки или видеоролики. Подготовку глогов можно предложить в качестве домашнего задания или сделать частью урока – готовые работы учитель проверяет, комментирует и оценивает прямо в онлайн среде.
Подводя итог, нужно сказать, что дистанционное обучение и применение IT технологий уже не является для нас чем — то далеким и непостижимым. Мир стремительно меняется и мы вместе с ним. Сейчас самое время сделать «перезагрузку», наши ученики по достоинству оценят наши старания и порадуют своими успехами.
Список литературы:
- Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
- Позднякова Т.А. Организация дистанционного обучения в преподавании английского языка для младших школьников в период карантина // Всеобразование, 2020.