«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УМК «ВМЕСТЕ!» (TEAM UP)

Вторник 7 декабря 2021

Принимая во внимание огромную роль, которую играет начальный этап обучения в формировании личности ребенка с точки зрения его социализации, нельзя недооценивать значение уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Поэтому, в современных УМК по английскому языку все более востребованы материалы и задания, способствующие развитию ребенка  не только с точки зрения его интеллекта, но и с точки зрения эмоциональной сферы.

Эмоциональный интеллект – это (англ. emotional intelligence, EI) сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

 

 

Автор: Костюк Евгения Владимировна
Место работы: ЧОУ СОШ «Частная школа Шостаковичей»
Должность: директор

 

 

Помимо формирования элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, одной из важнейших целей на начальном этапе обучения английскому языку является развитие познавательных интересов, памяти, внимания, мышления и кругозора. Принимая во внимание огромную роль, которую играет начальный этап обучения в формировании личности ребенка с точки зрения его социализации, нельзя недооценивать значение уровня развития эмоционального интеллекта ребенка. Поэтому, в современных УМК по английскому языку все более востребованы материалы и задания, способствующие развитию ребенка не только с точки зрения его интеллекта, но и с точки зрения эмоциональной сферы.

Прежде чем говорить о развитии эмоционального интеллекта у детей, давайте совершим небольшую экскурсию в историю данного понятия. Если понятие коэффициента интеллекта (IQ) существует больше ста лет, то об EQ заговорили только в 1990 году, когда в научном журнале появилась небольшая статья, которая так и называлась — Emotional Intelligence. Ее написали исследователи Джон Майер и Питер Саловей, которые нашли доказательства того, что эмоциональный интеллект можно рассматривать как отдельный вид интеллекта и считать разумной формой подхода к тем данным, которые мы получаем посредством эмоций.

Эмоциональный интеллект – это (англ. emotional intelligence, EI) сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Можно сказать, что эмоциональный интеллект относится к одному из гибких навыков. Дэниэл Гоулман называет целый ряд эмоциональных навыков. Среди них «самоосознание, распознавание, выражение и управление эмоциями, отсрочка удовольствия, избавление от стресса, считывание социальных и эмоциональных сигналов, умение слушать, способность сопротивляться негативным влияниям, понимание точки зрения другого человека и осознание, какое поведение будет уместным в данной ситуации» (1).

Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

Исследователи проанализировали 500 моделей развития лидерства в международных компаниях.

Авторы сгруппировали все умения в три группы:

  • Специальные навыки (педагогика, бухгалтерия, маркетинг и т.д.)
  • Когнитивные способности (аналитические способности)
  • Черты, свидетельствующие о высоком ЭИ (самосознание и способность управлять отношениями)

Выяснилось: 70-80% в способностях, отличающих выдающихся лидеров, составляют навыки ЭИ.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука (2), эмоциональный интеллект «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

Какое же отношение имеет такое важное для профессионала понятие к детям начальной школы. Было проведено достаточное большое количество исследований о роли эмоционального интеллекта в социализации детей и выяснилось, что «дети с развитым эмоциональным интеллектом более здоровы физически, у них более крепкий иммунитет, они меньше болеют, чем дети из тех семей, где не применялись методы развития эмоционального интеллекта. Кроме того, развитие эмоционального интеллекта способствовало формированию стрессоустойчивости: дети меньше и легче переживали из-за каких-либо неприятностей» (3).

Мы рассмотрим наиболее важные для детского возраста компоненты эмоционального интеллекта. Начнем с понимания себя.

Понимание себя начинается с умения идентифицировать и понять свои эмоции. Поэтому, в УМК «Вместе» в самых различных заданиях детям предлагается дать эмоциональную оценку происходящего (текста, игры, иллюстрации, ситуации и др.). Например, описывая свои выходные дни, ребята говорят о том, какие чувства они испытывали. (рис.1).

Рис.1

Пониманию своих эмоций также способствуют задания из раздела Team Up Project. Персонализируя изучаемый материал, учащиеся младших классов получают возможность осмыслить свое отношение к теме общения и соотнести его со своими чувствами. Также, дети говорят о том, что у них вызывает интерес, о любимых игрушках, о лучших друзьях, о школе мечты, то есть учебник помогает учащимся фокусироваться на положительных эмоциях, развивать позитивное отношение к жизни. (Рис.2).

Рис.2

Следующим этапом развития эмоционального интеллекта является понимание других, к которым относятся одноклассники, учителя, родные люди, а также просто незнакомые дети и взрослые. Большую роль в развитии этого компонента эмоционального интеллекта играют сюжеты и ситуации, описанные в текстах. С одной стороны, тексты описывают разные эмоциональные состояния героев (грусть, радость, сожаление, испуг, удивление и др.), что позволяет учащимся познакомиться  и научиться узнавать различные человеческие эмоции. С другой стороны, содержание текстов направлено на сопереживание героям, авторы также предлагают, разыграть истории из учебника, почувствовать себя на месте различных персонажей и, таким образом, лучше их понять. Ситуации, представленные в текстах, отражают мир и жизненные проблемы современного младшего школьника и связаны с более глобальными проблемами, с которыми ребенок может столкнуться. Например, учащиеся знакомятся с работой центра помощи Балтийским нерпам и узнают о центрах помощи животным, которые есть в их собственных городах. Текст помогает воспитать сочувствие животным, страдающим от плохого отношения людей. (рис.3).

Рис.3

Еще один пример текста, записи в личном дневнике, описывают ситуацию, с которой сталкиваются многие дети – это ситуация перехода в новую школу. Учащиеся встречаются с такими эмоциями, как волнение, беспокойство, чувство неуверенности, и учатся понимать новых учеников в классе и вести себя в подобных ситуациях. (Рис.4).

Рис.4

Немаловажную роль в развитии эмоционального интеллекта играют тексты комиксов. Каждый раздел учебника содержит комикс по теме, в котором ребята наблюдают за событиями, происходящими со сквозными героями учебника. Герои комиксов оказываются в забавных, грустных, трогательных, трудных ситуациях, в которых раскрывается их внутренний мир. Работая с содержанием текстов, учащиеся задумываются над смыслом истории и развивают способность к эмпатии.

Следующим уровнем развития эмоционального интеллекта является управление своими эмоциями и чувствами. Уже в начальной школе учащиеся учатся понимать, как контролировать свои эмоции, какие эмоции уместно демонстрировать, а какие – нет, как правильно показать свои эмоции близким людям. Например, учащиеся готовят подарок для своих мам и пишут письмо маме, рассказывая о своем отношении к маме. (Рис. 5).

Рис.5

Управлению собой также способствуют различные алгоритмы, выполнение заданий по плану, следование точной инструкции. Например, на начальном этапе обучения письменной речи мы поддерживаем учащихся, предлагая им развернутый план написания текста. Следуя за подробными инструкциями, учащиеся пишут электронное письмо другу, рассказывая о важных для себя событиях, например, о каникулах. (Рис.6).

Рис.6

Поскольку, один из основных смыслов эмоционального интеллекта – более эффективно осуществлять общение с другими людьми, то, конечно, основным и наиболее сложным его компонентом является управление другими людьми. Несмотря на несколько негативное название, в данном случае «управление» подразумевает не манипулятивное поведение, а правильную организацию общения в позитивном ключе. Английский язык в этом направлении предоставляет огромное количество возможностей, так как иноязычная коммуникативная компетенция как раз и ставит перед нами задачу научить учащихся справляться с решением коммуникативной задачи наиболее эффективным образом и с соблюдением норм вежливости. Для достижения этой цели развитие эмоционального интеллекта будет серьезным подспорьем. Ведь, если мы хорошо понимаем своего собеседника, его эмоциональное состояние, то нам проще прийти к согласию. Уже в начальной школе важно создавать различные ситуации общения, позволяющие учащемуся взять управление общением в свои руки. В УМК «Вместе» система заданий, нацеленных на развитие умения управлять общением включает в себя несколько типов заданий. Например, в учебнике присутствует целый раздел, который называется “Team Up”, подразумевающий командную работу. Также, есть рубрика “Communicate”, которая предлагает учащимся различные стратегии речевого поведения в разнообразных ситуациях. Не маловажное место при этом занимает этикетный диалог, который служит опорой и основой для эффективного общения в подобных ситуациях в дальнейшем. (Рис. 7).

Рис.7

Рубрика “Communicate” также представлена различными играми, которые не только учат учащихся стратегии речевого поведения, но и способствуют положительного эмоционального фона на уроке и радостного настроения. (Рис. 8).

Рис. 8

Подводя итог, можно сказать, что в учебнике для 2-4 классов “Team Up” («Вместе!») планомерно развивается эмоциональный интеллект младших школьников. При этом, иностранный язык становится не только увлекательным и запоминающимся как предмет, но и значимым в эмоциональном мире ребенка.

Литература

  1. Гоулман Д., Эмоциональный интеллект, Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2017
  2. Стейн Стивен Дж., Бук Говард И., Преимущества EQ: эмоциональный интеллект и ваши успехи, Баланс Бизнес Бук, 2007
  3. Д. Деклер, Д. Готтман, Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей, Изд. «Манн, Иванов и Фербер», 2021

 

Комментарии закрыты.