РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СИНГАПУРСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Автор: Ольга ПЕЧЕНИК | Рубрика: СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Вторник 8 февраля 2022Современный урок иностранного языка должен соответствовать всем требованиям ФГОС нового поколения и разработан согласно примерной программе по иностранному языку. Эти новые приоритеты образования подталкивают педагогов использовать и внедрять современные технологии преподавания. А значит на смену классическому образовательному процессу, должно прийти постоянное взаимодействие, которое позволяет ученикам стать не только пассивным приобретателем знаний, но и активными соавторами образовательного процесса.
Автор: Печеник Ольга Владимировна
Место работы: Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
Должность: учитель английского языка
Чтобы ученики стали успешнее и внесли вклад в развитие общества, современному педагогу требуется обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества работы в команде, овладеть навыками критического и креативного мышления.
Одна из самых эффективных технологий – обучение в сотрудничестве, то есть учится вместе. Одна из таких технологий сотрудничества представляет собой сингапурская методика обучения. Именно эта страна является лидером в развитии школьного образования.
Сингапурская методика оказалась самой эффективной альтернативой традиционному обучению. Ведь она выстроена на методах и структурах общения, которые разработал американский специалист Спенсер Каган. Также он провел множество исследований по вопросам совместного общения. Полное описание можно найти в его популярной книге «Кооперативное обучение» (1997 г.). В основу методики также лежат идеи известных русских педагогов прошлого века и современных российских основателей.
Принципы совместного обучения
Разрабатывая структуру своего предложения, он задумался об основных принципах, которые мы никогда не должны забывать, если мы планируем применять их в своей практике. Они и будут являться элементами фундамента этого типа обучения.
- Положительная взаимозависимость – индивидуальное достижение поставленной цели и задач.
- Индивидуальная ответственность — влияние каждого участника группы на группу в целом.
- Равное участие – равномерная ответственность и возможности для участия в мероприятии.
- Одновременное взаимодействие – взаимное общение между участниками, выражение своих взглядов и мнений.
- Преимущества кооперативного обучения
Метод совместного общения позволяет использовать разработанную серию структур, которые могут быть связаны с разными школьными предметами.
Совместное обучение можно использовать как для обучения школьников, так и для студентов. И тем, кто наиболее креативен, будут несомненно полезны структуры Спенсера, поскольку они позволяют более полное общение.
- Необходимость реализации кооперативного обучения
Применение методики совместного обучения в учебном процессе может возмутить или огорчить учителя. Но в реальности оно требует меньше подготовки, а результат станет эффективным. Конечно многие образовательные организации используют свои определенные методы обучения, но познакомится и попробовать внедрить структуры Кагана все-таки можно, а иначе как мы сможем убедится в достижении хорошего результата.
Учитель не должен забывать о том, что учащиеся должны работать, совершенствоваться, учиться и действовать настолько результативно, насколько это возможно, и для этого они должны применять на практике самые подходящие им стратегии.
Описание сингапурской методики
Применение и разнообразие обучающих структур зависит от поставленных цели из задач урока. В целом весь урок больше схож с увлекательной игрой, которая заставляет учащихся мыслить. Весь класс поделен на группы по 4 участника, которые рассажены за одним столом лицом к лицу. Каждая группа – это сплоченная команда, обеспеченная всем необходимым рабочим материалом. Таким образом у каждого участника есть «партнер по лицу» и «партнер по плечу». Каждый получает свой номер в зависимости от занимаемого места. В независимости от формы урока половина класса одновременно и самостоятельно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Разработанные структуры учителем показывают его сущность работы, который не должен думать, как донести информацию до учеников, а лишь подобрать эффективные модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленные на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик».
Обучающие структуры уроков
Существуют 250 готовых алгоритмов урока, которые можно смешивать между собой, но основными из которых являются 13.
Все структуры выполняются согласно установленному учителем таймеру, и имеют особенности и названия:
- Менэдж мэт — система распределения школьников по командам из четырех человек. Для реализации структуры парты расставляются специальным образом: сдвигаются два стола, и ученики размещаются друг напротив друга. Сидящие за столом являются партнерами по лицу и плечу.
- Хай файф — специальный сигнал, обозначающий тишину. Используется для привлечения внимания учеников. На практике это выглядит следующим образом: учитель поднимает руку и говорит «Hi five!», а школьники в ответ должны поднять свою руку и замолчать. Этот способ учит концентрации внимания на преподавателе и дает возможность подготовиться к следующей части урока.
- Клок баддис — структура, позволяющая осуществлять эффективное взаимодействие. Группа школьников работает над выполнением отдельного задания определенное количество времени. После того как прозвучит сигнал учителя, состав команды должен измениться.
- Тэк оф-тач даун — структура, позволяющая получить информацию о работе класса. Например, если утверждение учителя школьники считают верным, они встают со своих мест, если неверным — остаются сидеть.
- Джот тост — сигнал учителя о необходимости записать основные идеи в конспект. Например, учитель называет несколько слов и просит учеников написать, что они могут сказать о них. Все ответы выкладываются на середину парты и поочередно зачитываются.
- Стэ зе класс — дети должны свободно перемещаться по классу для сбора максимального количества мыслей и идей по своему списку. После этого ребята должны проанализировать полученные результаты и в течение 30 секунд дать ответ учителю на поставленный вопрос.
- Конэрс — распределение учащихся по углам класса на основании выбранных ими вариантов ответов.
- Симантиниус раунд тэйбл — выполненные письменные работы проверяют друг у друга соседи по парте.
- Микс пэа шэа — произвольные перемещения под музыку и образование случайных пар для обсуждения тем и ответов на вопросы учителя.
- Таймд тим чир — перерыв на веселые упражнения для того, чтобы поощрить учащихся за работу.
- СРТ — командные письменные ответы. Педагог задает вопрос, а ученики должны написать на своем листочке ответ. После этого листы передаются соседям по парте, а учитель продолжает опрос.
- Сингл Роунд Робин — учитель задает вопрос и дает время подумать. Ученики из одной команды должны по очереди дать на него свой ответ.
- Тик–Тэк–Тоу– «крестики–нолики» — структура, используемаядляразвитиякритическогоикреативногомышления, вкоторойучастникисоставляютпредложения, используятрислова, расположенныхвлюбомрядуповертикали, горизонталиидиагонали.
- Таймд Пэа Шэа – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Фрагмент урока по английскому языку с обучающими структурами
- Парты расставлены по всему классу. Распределены группы по 4 человека лицом друг к другу. В центре стола находится табличка с номерами участников для организации эффективного учебного процесса в командах. Все ученики в группах за установленное учителем время, обдумывают или пишут свои увлечения в виде списка. Учитель использует таймер.
- Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней части и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3.
- Центральный треугольник подписывается ―Everybodу.
- Каждый участник делится со всеми одним из своих увлечений, остальные слушают и жестом большого пальца показывают вверх или вниз, совпадает ли их увлечение с его или нет. Если все участники команды поднимают большой палец вверх, то предложение записывается в центральный треугольник Everybodу. Если согласны три участника команды, то предложение записывается в прямоугольник под номером 3, если участников два, то в треугольник под номером 2, если один участник, то в треугольник под номером 1 и так далее. Задание выполняется участниками, пока не закончится таймер.
- На следующем этапе ученики обсуждают полученный результат работы. Один участник каждой группы сообщает классу какие предложения есть в первом (втором, центральном) треугольнике „ Два человека нашей команды занимается футболом…Один из нас увлекается теннисом», и так далее. Учитель координирует работу участников и корректирует предложения при необходимости. Ученики могут исправить свои и чужие ошибки, за установленное учителем время.
- На заключительном этапе, выделяются общие предложения, объединяющие всех участников команды. Они выбирают слоган команды “Let‘s choose … as a slogan, I think … is better” — «Мы всей командой любим заниматься плаванием!»
Благодаря обучающим структурам каждый ученик вовлечен в равную работу на уроке. Каждый представляет себя неотъемлемой частью коллектива, где они активно взаимодействуют друг с другом. Также присутствуют на уроке все типы восприятия обучения: визуальное, аудирование, мысленное, четкое формулирование. Данный этап работы на уроке занимает минимальное время с максимально эффективным результатом.
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
В интернет-магазине учебной литературы издательства «Просвещение»
можно заказать учебники и учебные пособия по английскому языку.
Рекомендуем воспользоваться регулярными акциями, чтобы получить дополнительную скидку и бонусы при покупке.