ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОСОБИЙ
Автор: Эльчин ГАШИМОВ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 17 февраля 2022Формирование коммуникативной компетенции в условиях искусственного билингвизма подразумевает овладение компетенциями на уровнях лингвистической, социокультурной, социальной, дискурсивной, социолингвистической, стратегической, иными словами, овладение всей кодовой системы языка. При этом необходимо учитывать и интерферирующие явления, которые возникают при изучении нового языка в силу влияния на новый язык норм и узуса родного языка, а особенно родной культуры. Обновленный ФГОС, примерные рабочие программы по иностранным языкам также обращают внимание на то, что при изучении иностранных языков необходимо уделять внимание региональному компоненту в обучении иностранным языкам.
Автор: Гашимов Эльчин Айдынович
Место работы: Центр развития образования городского округа Самара
Должность: д. ф. н., почетный работник общего образования РФ, директор МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самары, член общественного совета при Думе г. о. Самара, руководитель авторского коллектива линии УМК «Team Up!» («Вместе») для 6–8 классов, автор учебного пособия «Samara Files»
В нашей статье мы хотели бы поделиться опытом нашей работы в этом ключе на примере Самарского области.
В Послании Губернатора Самарской области Д.И. Азарова Самарскому региону было указано о необходимости активнее заниматься созданием и развитием в Самарской области новых кластеров, касающихся сфер услуг и туризма. К примеру: село Ширяево может и должно стать центром притяжения для туристов со всей России; создание туристско-паломнического центра в Ташле; создание туристического центра в Переволоках и т.д. Развитие туристического направления, привлекательности Самарской области – это одна из главных задач, что стоит на повестке дня.
В то же время, просветительская работа о Самарской области, о ее истории, географии идет полным ходом. При поддержке Губернатора Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, в образовательных организациях Самарской области используются в учебном процессе пособия «История Самарского края», изданные при поддержке издательства «Просвещение».
Реализации на уроках иностранного языка в общеобразовательных организациях подходов, направленных на формирование краеведческих знаний очень актуальна. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку всегда привлекало внимание со стороны педагогов и методистов.
Проблемы соизучения культуры родного края, а именно Самарской области и культуры изучаемого языка стали особенно интенсивно исследоваться в наше время в связи с социальным заказом общества высококвалифицированных специалистов, владеющих всеми формами коммуникации. Целью данного подходаявляется формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в стране и отдельном регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.
Была интересна заметка в СМИ музыканта и журналиста Михаила Лузина «Я нашел в России скрытый бриллиант» о Самаре, где он отметил, что Самара — настоящая столица русского модерна и деревянного зодчества, визуальной избыточности и стиля, но мало кто об этом знает. У города, как и у области скромный пиар.
Каждый регион, город – уникален по-своему: Сочи – это море, горы; Калининград – море и Европа; Петербург – дворцы, белые ночи, атмосфера; Екатеринбург – конструктивизм; а Самара – модерн, Волга.
Создание нового междисциплинарного проекта – учебного пособия “Samara Files” позволяет реализовать патриотическую направленность образования средствами иностранного языка, а именно английского языка как языка международного, межкультурного общения. Специально отобранная тематика учебника нацеливает обучающихся на обсуждение личности значимой темы «Мой мир», расширяющейся с годами от моего дома до масштабов страны. Это позволяет в процессе усвоения иностранного языка осмыслить многие общечеловеческие ценности.
В учебном пособии используется современный аутентичный, грамматический материал, адаптированный под уровни владения иностранным языком. В учебном пособии представлены краеведческие, историко-культурные материалы, что позволяет представить наш регион более привлекательным в свете стратегии развития Самарской области для туризма, особенного для привлечения иностранцев на английском языке. Также учебное пособие нацелено на достижение еще одной основной цели, что соответствует обновленному ФГОС –– формированию коммуникативной компетенции.
В методическом письме «О преподавании иностранных языков в общеобразовательных организациях Самарской области 2021-2022 учебном году» было отмечено, что в соответствии с фундаментальным ядром основного общего образования целью изучения иностранных языков в школе является формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной (лингвокультурной) направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Предметное содержание речи определяется на основе сфер общения (социально-бытовой, социально-культурной, учебно-трудовой), ситуаций общения и выделенной на их основе тематики общения.
Актуальность продукта
— Знание истории и культуры Самарской области и умение рассказать о ней на английском языке;
— Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку (на старших этапах обучения);
Урочная и внеурочная деятельность;
Развитие функциональной грамотности на основе краеведческого материала.
Характеристика продукта
Самарская область – основная тема для обучения и развития учащихся
Возможность для использования как в урочной, так и во внеурочной деятельности и дополнительном образовании.
Кейсовый подход и развитие функциональной грамотности при раскрытии тем патриотизма, культуры, истории, экономики Самарской области
Развитие коммуникативной и социокультурной компетенции: учимся рассказывать о своей малой родине и представлять её при общении с зарубежными сверстниками и гостями региона.
Соответствие примерным программам и требованиям ФГОС, что позволяет использовать как дополнительное пособие к основному УМК.
Особо хотелось отметить о встраивании модулей “Samara Files” к новому учебному УМК по английскому языку “Team UP”. Как мы видим, в новом учебном продукте, рекомендованным Минпросвещением РФ содержаться разделы “Russian Files”.
Пособие включает в себя материалы по всем темам примерной программы (по иностранным языкам), а именно по чтению, аудированию, говорению и письму, которые можно плавно включить в структуру урока на усмотрение учителя.
Пособия содержат материалы для всех классов по ступеням образования что позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к построению программы. Материалы внутри пособий соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
Самое главное в Samara Files представлена вся Самарская область, включая округа и районные центры.
Уважаемые коллеги!
Для учителей, работающих в начальной, основной и средней школе, в течение учебного года проводятся авторские и методические вебинары, расписание которых вы найдёте на нашем сайте.
Записи всех вебинаров доступны на нашем YouTube канале ПРОСВЕЩЕНИЕ.ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Специализированный плейлист УМК “TEAM UP!” (ВМЕСТЕ)