«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Четверг 28 апреля 2022

Главным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому основная задача школы напрямую зависит от задачи организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.

Автор: Печеник Ольга Владимировна
Место работы: Государственное общеобразовательное казенное учреждение Амурской области «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания»
Должность: учитель английского языка

Профессиональная компетентность педагогических кадров является решением поставленной задачи. Это доказывают слова из «Профессионального стандарта педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования».

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога.

Так как профессиональная компетентность представляет собой совокупность профессиональных и личностных качеств, то и профессиональная компетентность педагога — это единство и теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

При переходе к ФГОС нового поколения перед педагогами появилось множеством проблем:

  • Низкая информированность о содержании ФГОС — преподаватели несвоевременно проходят соответствующие курсы повышения квалификации, не учувствуют в консультационных, разработческих и методических семинарах, не изучают педагогический опыт лучших учителей России как напрямую, так и с помощью интернета;
  • Необходимость отказа от традиционных поурочных разработок– сложный отказ от устоявшейся системы преподавания, и овладение новой системой;
  • Владение не в полной мере технологией накопительной оценки «Портфолио» — страх и отказ преподавателями от участия в  профессиональных конкурсах, сложность в обобщении своего педагогического опыта, определенные трудности перед аттестации;
  • Редкое транслирование собственного положительного опыта в педагогическом сообществе – отсутствие распространения своего передового опыта, обмена своими авторскими разработками, размещения своих публикаций на различных сайтах и в печатных изданиях, отказ от выступлений на районных и областных методических объединениях, непосещение районных открытых уроков и областных мероприятий;
  • Недостаточное знание психологии и психофизиологии познавательных вопросов обучающегося – редкое использование современных методов и приемов в педагогической деятельности, в связи с этим возникает отсутствие мотивации у обучающихся к изучению предмета;
  • Слабое развитие индивидуального подхода – неправильный подбор и анализ УМК преподавателями, отсутствие индивидуального и разноуровневого подхода к обучению;
  • Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности –недостаточный опыт создания собственного педагогического проекта у преподавателей.

Ни одна из проблем не будет решена, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Комментарии закрыты.