ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ
Автор: Ольга КАЗАКОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Вторник 26 апреля 2022Современный старшеклассник – это продукт современной жизни. Он сложен, интересен, противоречив. Возрастное своеобразие этого периода отличается большой определенностью и сказывается на всех сторонах его жизни. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. После бурных скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся старших классов вступают в более плавную и спокойную фазу.
Автор: Казакова Ольга Геннадьевна
Место работы: МАОУ СОШ №14 г. Череповец
Должность: учитель английского языка высшей категории
В плане умственного развития укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер.
Интеллектуальная деятельность приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Это аффективное стремление создает своеобразное мышление в этом возрасте.
Назначение периода юности состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и самого себя, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе, определить свои жизненные задачи. Отсюда – интерес к познанию человеческих возможностей, к внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке. В умственной деятельности сочетаются активность анализирующей мысли, склонности к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность.
Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение коммуникативности и общего эмоционального самочувствия, большая дифференцированность эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Становление социально-активной позиции личности старшеклассника осуществляется в каждый момент школьной жизни и определяется нормой установленных отношений и характером общения. На уроках иностранного языка это относится к индивидуализации общения, способам его регламентации и регулирования, тематике и направленности диалогов. Использование учебного материала, тех или иных приемов, способов, упражнений должно преломляться через призму личности обучаемого – его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей. Также предполагается, что учитель максимально учитывает национальные, возрастные, статусные особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания должны стимулировать его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживать и направлять его деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки или неудачные действия.
Огромный потенциал содержит организация устного общения на уроках иностранного языка. Этот потенциал реализуется при правильной организации этой деятельности, куда включается тематика, направленность содержания, личностная ориентация. Интерес и глубокий эмоциональный отклик как предмет общения вызывает человек с его свойствами, возможностями, достоинствами и недостатками и, прежде всего, собственное «я» учащегося. В связи с этим живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей, человеческих отношений, чувств. Поэтому старшеклассники охотно принимают участие в обсуждении таких жизненных тем как роль молодежи в современном обществе и ее связь с предыдущими поколениями, отношения в семье и с друзьями, увлечения, интересы и досуг сверстников. Для организации дискуссий я использую групповую форму работы, когда учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, что дает возможность каждому высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Старшеклассникам с их возрастной умственной пытливостью импонирует такая организация общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками зрения, альтернативными подходами, отстаивание своей точки зрения. Организация такой содержательной интерпретации материала, которая включает сопоставление различных позиций и мнений, возможна при работе с любой тематикой. Предпосылкой успешной организации такого общения на уроке является личностная индивидуализация, сущность приемов которой заключается в максимальной соотнесенности учебных заданий с компонентами личностной подструктуры индивидуальности каждого ученика, что предполагает учет контекста деятельности ученика, его жизненного опыта, сферы интересов, желаний, духовных потребностей, эмоционально-чувственной сферы. В этом направлении актуально написание эссе-мнения, где старшеклассники имеют возможность сравнить разные точки зрения и высказать свое личное мнение по волнующим их проблемам. Приведу лишь несколько примеров тем для эссе, которые мы пишем на уроках английского языка в 10-11 классах.
В 10-11 классах стимулом для бесед и дискуссий становятся современные, актуальные для молодежи темы. На основе текстов можно обсуждать проблемы молодежи, знакомиться с особенностями жизни молодых людей в других странах, вести разговор о международной ситуации, о проблемах общества, о взаимоотношениях людей. Тексты для старшеклассников должны соответствовать определенным требованиям: быть аутентичными, доступными в информационном и языковом плане, эмоциональными, проблемными и актуальными, а также отвечать возрастным особенностям учащихся.
Это могут быть газетные статьи, отрывки из литературных произведений, научно- популярных брошюр и т.п. Главное, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к прочитанному: истории успеха знаменитых людей, роль СМИ и интернета в нашей жизни, как строить отношения с другими людьми, обзор различных профессий и другие. Некоторые тексты дают толчок для последующего более глубокого изучения темы в рамках проектной и исследовательской деятельности старшеклассников.
Таким образом, мы видим, что на старшем этапе обучения формируется психологическая готовность учащихся к личному самоопределению, включающему систему мировоззрения и ценностных ориентаций, явно выраженные интересы. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность. Это возраст становления общей культуры речи, причем письменная речь может опережать развитие устной речи. Происходят позитивные сдвиги и в развитии умения старших школьников осуществлять общение в различных ситуациях, используя при этом адекватные средства и способы воздействия. На старшем этапе учащийся приближается к оптимуму своих возможностей, что должно быть учтено учителем иностранного языка при выборе коммуникативных задач, организации обучения различным видам речевой деятельности и для решения основной цели обучения – формирования старшеклассника как личности.