«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ

Вторник 24 мая 2022

В опусе представлены некоторые размышления авторов о необходимости культивирования в региональной школьной образовательной среде учебных развивающих стратегий, которые становятся эффективными приемами внедрения обновленного ФГОС в целях становления воспитанного и хорошо обученного современного школьника.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Автор: Харламова Наталья Викторовна, учитель английского языка первой квалификационной категории
Место работы: МАОУ Новосибирского района Новосибирской области — лицей №13 п. Краснообск
Должность: учитель английского языка Лицея № 13, п. Краснообск

Не секрет, что языковое образование, в частности, на уроках иностранного языка, способствует расширению границ объективного оценивания реалий глобального мира в условиях диджитализации социума в целом. Особенно это становится актуальным в пространстве неясных ценностных ориентаций, причем в аспекте формирования социальных и коммуникативных навыков личности, а также мотивационной и интеллектуальной готовности обучающихся к реальному общению и обсуждению современных проблем человечества.

Иностранный язык, вне всякого сомнения, является таковым развивающим механизмом, который требует совершенствования языковых и речевых навыков с помощью адекватных средств развивающего характера. Авторы надеются на понимание и творческое осмысление представленного в статье опыта разработки и использования дидактических и методических материалов в формате кроссвордов на уроках английского языка в региональном Лицее города Краснообска, Новосибирской области, деятельность которого всегда отличалась стабильностью, креативностью и лидерскими установками, реализуемыми в рамках муниципального методического объединения учителей иностранного языка под руководством учителя английского языка высшей квалификационной категории, мастера педагогического труда, Татьяны Суриковой.

Сегодня читающего молодого человека можно увидеть практически везде. Доступность информации, с одной стороны, положительное явление, с другой – свободный доступ обесценивает в глазах современного школьника саму извлекаемую информацию. Характер чтения становится всё более поверхностным, выборочным. Сплошной текст без видеосопровождения кажется менее привлекательным. И действительно, работая в школе, наблюдается тенденция к снижению популярности чтения художественной литературы среди подрастающего поколения. Молодые люди отдают предпочтение коротким текстам, изобилующим картинками и музыкой. Информационное поле извне, безусловно, с лёгкостью может заглушить внутренний монолог по осмыслению, анализу и синтезу получаемой информации. Непрерывный поток аудиовизуального контента, чтение в стиле «комиксов», доступность в сети интернет краткого изложения любых произведений классической литературы способствует снижению читательской культуры. Речевые клише, «смайлики» в текстовых сообщениях смартфонов лишают глубины любые человеческие чувства. Феномен современности — клиповое мышление – еще один аргумент в пользу того, что школьники предпочитают более лёгкие литературные жанры (мистику, детективную прозу и т.п.) [1;2]. Отечественный ученый Ф.И. Гиренок, изучающий специфику клипового мышления, отмечает, что «Клип — это часть, которая не отсылает к целому» [3]. Фрагментарное чтение (в том числе, на английском языке) отдельных абзацев приводит к непониманию ценности в работе над текстом. Сюжетная линия требует определённых усилий, чтобы за ней следить. Причинно-следственные связи требуют времени/ Школьник постоянно переключается между разными потоками информации: его усилия и время распределены. Отсутствие необходимой глубины анализа учебного текста, а если нет надобности в оперировании лексикой, то, в конечном счете, это ведёт к ограниченности лексического запаса [9-11].

Тем временем, чтение, а также устная речь служат и средством, и целью изучения иностранного языка. И чтобы найти современные способы приобщения нового поколения к вдумчивому чтению, работе с разноплановой лексикой, обращаемся к базовым средствам нашего арсенала методических средств. Так, младшего школьника первые сложности ожидают уже при попытках самостоятельного чтения на английском языке, что обусловлено несовпадением графического и звукового образов слов, множеством правил чтения и всякого рода исключений. Трудности в произношении могут быть вызваны отсутствием звуков полностью подобных звукам русского языка. В работе используем все компоненты УМК «Английский в фокусе» по классам начальной школы и среднего звена, 5 класс. Благодаря принципу устного опережения и наличию подробного аудиокурса к учебнику «Spotlight» 2 класс, вышеуказанные трудности нивелируются при системной работе с компонентами учебника.

В 3 классе продолжается систематическая работа над правилами чтения, которые отражены в скороговорках, небольших текстах, сюжетных диалогах. Каждый модуль УМК «Английский в фокусе» 3 класс содержит разделы для отработки навыков чтения. На этом этапе обучения в 4 классе в данной линейке учебника объясняются новые правила чтения. Ведется прослушивание и чтение соответствующих скороговорок. Предлагаются упражнения, в которых нужно вписать слова в нужные колонки в соответствии с правилами чтения. Таким образом, происходит плавный переход от чтения полным словом (whole-word-reading – метод «глобального чтения», построенный по принципу запоминания зрительного образа всего слова; данный метод используется в УМК «Английский в фокусе» 2 класса) к чтению по правилам. Каждый модуль учебников «Английский в фокусе» для начальной школы содержит разделы, направленные на обучение чтению, а именно эпизод английской сказки, которая рифмована и записана на аудио и видеодиск: «The town mouse and the country mouse» для 2 класса, «The toy soldier» для 3 класса, «Goldilocks and the three bears» для 4 класса. В УМК «Английский в фокусе» 5 класс прослеживается постепенный переход от учебной деятельности как умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. В каждый модуль включен урок дополнительного чтения, построенный на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum).

Детям 5 класса особенно интересен этот урок, так как он являет собой средство познания окружающего мира. Факультативно используется для чтения адаптированная сказка «Джек и бобовое зернышко» (Jack and the Beanstalk), разбитая на эпизоды. Особую ценность в работе представляет комплекс заданий к текстам (before-reading, while-reading, after-reading tasks). Аудиокурс к книге с выразительным музыкальным сопровождением также всегда находит положительный отклик учеников, снимая возможные трудности чтения на иностранном языке.

В начальном и среднем звене, кроме широкого спектра возможностей самого УМК «Английский в фокусе», считаем полезным и занимательным для учащихся применение следующих методических решений для развития и совершенствования навыков чтения на английском языке.

1. В качестве дополнительного пособия для учащихся 5 классов общеобразовательных организаций можно рекомендовать учителям английского языка применение разработанного авторского сборника кроссвордов, составленного на материале активной лексики к УМК «Spotlight» 5 класс, авторы: Ваулина Ю.В., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В.

Создание сборника для 5 класса обусловлено началом новой ступени обучения, часто сопровождаемой формированием новых классов, необходимостью организации адаптационного периода, а также детальным изучением в начале курса английского как второго иностранного языка. Возможно системное применение сборника на уроках либо во внеклассной работе по предмету на этапе изучения нового материала, обобщающего повторения, в качестве домашнего задания. Названия кроссвордов неслучайно совпадают с названиями тем УМК «Английский в фокусе» 5 класс. Таким образом, каждому ученику психологически легче настроиться на работу и успешно справиться со всеми заданиями. Первые 10 кроссвордов (Starter 1-10) направлены на повторение простых слов за 4 класс: цвета, числа и т.д. Такой подход позволяет поддерживать высокую мотивацию учащихся по выполнению заданий. Затем следуют 20 кроссвордов, по 2 на каждую тему, в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся: 1. Школьные дни. 2. Это я. 3. Мой дом — моя крепость. 4. Семейные узы. 5. Животные со всего света. 6. С утра до вечера. 7. В любую погоду. 8. Особые даты. 9. Жить в ногу со временем. 10. Каникулы.

Ученики могут разгадывать по 2 кроссворда после каждой изученной в школе темы. Первый кроссворд содержит слова из одной определённой темы, во втором кроссворде слова даны на повторение слов из предыдущих тем. Подобное построение заданий позволяет говорить о рециркуляции активной лексики, лучшем её усвоении и запоминании. Ученикам предлагается посмотреть на картинки к каждому слову кроссворда, интерпретировать значение данных картинок, разгадать слова. Количество слов в кроссвордах от 4 до 11. Среднее количество слов: 5-6. Уровень сложности — средний. Использование данного пособия возможно и в рамках других учебно-методических пособий, а также после 5 класса.

2. Считаем эффективным и целесообразным участие в различного рода литературных конкурсах. Внимания заслуживает возможность участия в Областном литературном фестивале, посвящённом юбилейным датам в зарубежной литературе для всех обучающихся образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области. Организует мероприятие факультет иностранных языков ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» ежегодно. Как показывает практика, мероприятие способствует мотивации и интересу к чтению, развитию литературоведческой, лингвострановедческой и социокультурной компетенций обучающихся. Личностно-ориентированный подход при подборе декламаций для учеников – это возможность их творческого самовыражения в форматах и жанрах, которые отвечают их интересам и способностям. Это даёт высокий результат на региональном уровне. В прошлом учебном году на школьном уровне приняли участие  около 30 школьников в рамках начального звена.

Творческое самовыражение, возможность расширить знания о литературе и культуре страны изучаемого языка, развить творческий потенциал учащихся, безусловно, мотивирует больше читать, узнавать, осмыслить. Уровень мероприятия оценивается и по критериям оценки декламаций. Раскрытие сценического образа в полноте внешней и внутренней составляющих, артистизм, соответствие текста и образа, адекватность образа тексту, глубина раскрытия образа. Осмысленность исполнения, выразительность, эмоциональность (тон, настроение, темперамент, интонация, логические паузы, ударение, громкий голос). Контакт с аудиторией, интерактивность, жесты, мимика, произношение. Гигантская работа учащихся над собой, самосовершенствование. Участие в фестивале рассматриваю как долговременный проект. Проработка образа, произношения, интонации со многими участниками требуют тщательной проработки и временных затрат. Для многих школьников само участие в подобного рода фестивалях служит отправной точкой на пути к системному совершенствованию навыков в чтении, аудировании и устной речи, а также развитию читательской культуры. Ученик осознает свой успех, победу на высоком уровне, ценность своей кропотливой работы.

3. Ещё один способ совершенствования навыков осмысленного чтения – работа с текстами разной сложности, которые побуждают к серьёзной мыслительной деятельности. В этом помогает нам добрая библиотека для учащихся, но не простая, а электронная. Ресурс доступен на сайте https://oxfordowl.co.uk. Здесь представлены книги издательства Oxford University Press на двадцати уровнях. Учитывается сложность текста, жанр. В функционале библиотеки есть такой инструмент, как выделение текста, удобный для использования. К книгам идёт аудиокурс, послетекстовые задания в интерактивной форме. Работа с книгами библиотеки на телефоне невозможна. Это только плюс, так как чтение с телефона уменьшает угол зрения текста, его охват, целостность восприятия материала. Выбор текстов доступен — возраст, уровень сложности, изучаемая лексика. Практикуется домашнее чтение более лёгких текстов, так как это необходимо для развития навыков чтения, а также запоминания новых слов.

В заключение отметим, что целенаправленная работа с текстами разных жанров и сложности, индивидуальное, эмоционально окрашенное восприятие данных текстов, разнообразное представление и системное изучение лексики позволяют максимально вовлекать школьника в учебный процесс. Чтение и его результаты — понимание прочитанного, возможность применить на практике полученные знания (а не только извлечение информации) – очень ценно в современном мире. Через системное чтение приобретается информация из различных областей знания, развивается интеллект, происходит становление человека как личности. Чтение как вид речевой деятельности формирует развитого человека, готового вдумчиво, осмысленно воспринимать информацию, осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.

Список литературы:

  1.  Буланкина Н.Е. Ценностные аспекты профессионального становления педагога в контексте радикальной смены образовательной парадигмы // Кант. 2020. 3(36). С.220-226. DOI: 10.24923/2222-243x.2020-36.42
  2.  Буланкина Н.Е Ориентация на непрерывность и готовность к образованию в свете принципов управления системами на основе качества: по страницам методики Е.Н. Солововой // Дискурс профессиональной коммуникации. 2021. Т. 3. № 4. С. 64-72.
  3. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества// Общественные науки и современность. 2013 № 2.
  4. Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2018.
  5. Калашникова Л. В. Клиповое мышление как формат подачи информации в процессе образовательной деятельности // Образование, наука и производство. 2014. № 4.
  6. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ. зв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019.
  7. Ломбина Т.Н., Юрченко О.В. Особенности обучения детей с клиповым мышлением. Общество: социология, психология, педагогика. 2018.
  8. Русских Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге // Вестн. Брянск. гос. ун-та. 2015.
  9. Galskova N. D., Levchenko M. N., Shabanova V. P., Skitina N. A. Multicultural Language Education as an Imperative of Modern Educational Policy in the Field of Foreign Languages // ASTRA SALVENSIS – Revist de istorie şi cultur -stra Salvensis – review of history and culture, year VI, Special Issue 2018. P. 797–805.
  10. Просвещение. Иностранные языки. – 2021. – 8 июля. URL: https://iyazyki.prosv.ru/2021/07/08/ (дата обращения 26.08.2021 — Гуманитарная среда научно-методического обеспечения и поддержки учащейся молодёжи средствами иноязычного образования в России/ /Буланкина Н., Придня А. Ю., Арканова Т. В.
  11. Просвещение. Иностранные языки. – 2021. – 15 июля.URL: https://iyazyki.prosv.ru/2021/07/15/ (дата обращения 26.08.2021) — Региональная развивающая среда научно-методической поддержки учащейся молодёжи на уроках иностранного языка: функциональная грамотность // Буланкина Н., Гридчина Е.

Комментарии закрыты.