ОПЫТ РАЗРАБОТКИ МЕДИАПРОДУКТА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Автор: Антон КОНСТАНТИНОВ | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Среда 3 августа 2022Данная статья описывает опыт создания медиапродукта на уроках английского языка с обучающимися средней школы. В статье дан краткий обзор литературы, связанной с применением метода проектов, представлена хронология хода работы над проектом, даны некоторые методические рекомендации по организации такого рода работы и описаны особенности обучения с использованием проектов такого формата, даны определения и пояснения к некоторым используемым терминам.
Автор: Константинов Антон Владимирович
Место работы: ГБОУ «Школа №1347»
Должность: учитель английского языка
Автор статьи предлагает методическому и педагогическому сообществу дальнейшее изучение и применение медиатехнологий как эффективного средства обучения в современной школе.
В современных российских документах и примерных образовательных программах школьного образования всех уровней особое внимание уделяется формированию способности обучающихся вести активную учебно-познавательную деятельность и стремления к саморазвитию, в том числе посредством использования новейших информационно-коммуникационных технологий. В то же время во многих школах страны наблюдается недостаточность у детей мотивации и навыков в работе с несложными компьютерными программами и интерфейсами. При этом отмечается, что спрос на специалистов в области медиатехнологий с каждым годом растёт и является одновременно привлекательным в силу потенциально высоко дохода и отталкивающим ввиду кажущейся сложности данной области, вызванной недостаточным уровнем осведомленности школьников о последних разработках и возможностях этой сферы.
В данной статье описан опыт разработки медиапродукта на уроках английского языка в рамках проектного метода в обучении. Работа проводилась на базе общеобразовательной школы города Москвы с обучающимися звена основного общего образования. Отправной точкой послужила заинтересованность учеников в участии в городском конкурсе экологических проектов на иностранных языках, а планируемым результатом стала разработка медиапродукта, способного к достойной конкуренции на рынке современных информационных продуктов.
Стимулом для написания статьи для автора стала недостаточная, на его взгляд, методическая и практическая база педагогических исследований и рекомендаций для реализации такого рода проектов с одной стороны, а также очевидная актуальность и прикладной характер ожидаемых результатов такой работы ввиду наблюдаемого проникновения цифровых технологий во все сферы жизни общества. Цель работы – описать и проанализировать полученный в ходе педагогической деятельности опыт создания медиапродукта в рамках метода проектов, оценить его методическую значимость и предложить возможные перспективы развития подобного рода приёмов. Объектом исследования стала методика использования современных ИКТ технологий при обучении английскому языку.
Метод проектов известен в педагогике достаточно долгое время. Первые исследования на эту тему относятся к XIX веку и ассоциируются, в основном, с работами Джона Дьюи по прагматической педагогике [7]. В XX веке импульс для широкого распространения метода проектов в преподавании иностранных языков дал В. Кильпатрик, понимавший проект как добровольную деятельность обучающихся, которая выбрана ими охотно, и потому выполняется «от всего сердца» [8, с. 42].
Методика преподавания иностранных языков в России стремилась к развитию вслед за европейскими и, прежде всего, американскими разработками и тенденцией к гуманизации образования, освобождения его от жёстких рамок. Одним из первых практиков рассматриваемого метода в России стал С.Т. Шацкий, внедривший метод проектов в обучение воспитанников своего экспериментального общества «Детский труд и отдых», основанного в 1908 году [6, с. 55-58]. Педагог использовал наработки американских методистов в области проектного обучения и перерабатывал их для целей и реалий российской, а позже советской школы. После Октябрьской революции 1917 года Н.К. Крупская, проанализировав имеющиеся на тот момент теоретические и практические наработки [3], лично постановила вводить проектные методы в образовательный процесс народных школ СССР. Несмотря на это, уже в 1931 году метод проектов был осуждён ЦК ВКП(б) и запрещён к применению как «чуждый советской школе». Заметных научных публикаций данных о применении проектного метода в советском среднем образовании вплоть до 1980-х годов не имеется.
Наиболее значимыми работами в области применения метода проектов в современной отечественной методике преподавания иностранных языков являются публикации доктора пед. наук, профессора ИОСО РАО, Евгении Семёновны Полат. В работе «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» [5] Е.С. Полат и её коллеги дают подробный обзор роли и содержания метода проектов в личностно-ориентированных технологиях обучения, а также рассматривают дидактические свойства и функции компьютерных телекоммуникационных технологий в системе общего среднего образования.
Принимая во внимание беспрецедентную скорость развития современных технологий и особенности психолого-педагогического портрета обучающихся средней и старшей школы как личностей, стремящихся развиваться и вносить собственный вклад в развитие современного цифрового пространства, автор статьи видит необходимость и актуальность постоянной доработки и уточнения методики применения метода проектов с учетом самых современных средств и инструментов, доступных педагогическому и школьному сообществу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Стимулом для начала работы над созданием медиапроекта послужила мотивация обучающихся 8 класса к участию в городском конкурсе проектов на иностранных языках. К участию принимались работы различных видов: проект-событие, инженерный проект, медиапроект и др. В ходе обсуждения было принято решение о разработке медиапроекта ввиду актуальности формата такой работы и наиболее широкого возможного охвата аудитории.
При обучении с использованием метода проектов обычно выделяют следующие этапы его создания [4, с 105]:
- поисковый;
- аналитический;
- практический;
- презентационный;
- контрольный.
Перед началом работы над поиском информации, необходимо определить формат и содержание медиапроекта, а также определить цели и задачи его создания. Основной целью деятельности выбрано создание информационного продукта или медиапродукта как одного из наиболее востребованных форматов обработки материала не только в учебной, но и в профессиональной деятельности, касающихся большинства сфер жизни, что определяет одну из ключевых особенностей метода проектов для обучающихся – его практическую значимость и прикладной характер, демонстрирующий необходимость приобретаемых на уроках умений и навыков и порождающий мотивацию к дальнейшему изучению предмета (в нашем случае ряда предметов: иностранного языка, ИКТ и экологии). На данном этапе мы видим необходимость прояснения формата проекта и обоснование его выбора.
Итак, медиапродукт – это, конечный результат медиатворческой деятельности активного участника системы массовых коммуникаций, выпущенный на медиарынок с целью удовлетворения информационной и рекреационной потребности целевой аудитории. Иными словами, медиапродукт – это информация, обработанная определенным образом для нужд определенных участников цифрового общения [1, с. 46].
Конечным продуктом работы над проектом было выбрано создание информационного веб-сайта и видеоролика, раскрывающих основную цель проекта – информирование местного сообщества (на уровне района, административного округа) об экологической проблеме и путях ее решения.
На этапе поиска информации учащимися был проведен опрос жителей района Солнцево об осведомленности об экологических проблемах, включавший в себя вопрос об основных каналах получения новостей и актуальной информации о состоянии окружающей среды. Опрос показал низкий уровень экологического образования (менее 15% респондентов смогли назвать 3 или более актуальных экологических проблемы) и доминирующее положение Интернета как средства получения актуальной информации. Для выбора тематики содержания медиапродукта группа учащихся обратилась к официальным данным Правительства Москвы о состоянии окружающей среды в городе [2] и выделила актуальность проблемы обезлесения части территорий.
Современный формат и прикладной характер разрабатываемого проекта позволяют разделять обучающихся на мини-группы внутри уже созданной группы класса. Исходя из интересов, дети разделились на области ответственности – съёмка и монтаж видеоролика, разработка и дизайн веб-сайта и содержательное исследование заявленной темы. Необходимо отметить, что учитель, работая с данным типом проекта, должен иметь определенные навыки работы с цифровыми ресурсами, чтобы осуществлять эффективную координацию обучающихся. Удовлетворить данную потребность можно с помощью коллег, преподающих смежные или технические дисциплины, что способствует развитию навыков командной работы, эффективной коммуникации и реализации метапредметных связей в обучении.
На аналитическом этапе каждая мини-группа представила результаты своей поисковой деятельности: обобщение результатов проведенного опроса и выводы из них, обзор доступных онлайн-ресурсов и программного обеспечения, необходимого для практической реализации проекта, создание сценария видеоролика и общей смысловой и дизайн-концепции медиапродукта.
Преимуществом такого рода проектов является возможность дистанционной координации работы во внеурочное время, а также возможность обмена любыми материалами в удобное время ввиду того, что все материалы представлены информационными продуктами. Эффективными инструментами для такого взаимодействия являются мессенджеры и т.н. облачные хранилища. Эти инструменты и были выбраны в качестве основных для установления эффективной коммуникации внутри группы.
Практический этап работы включает в себя компилирование всех разработанных материалов в два взаимосвязанных продукта. Т.к. видеоклип должен быть размещен на стабильном онлайн-ресурсе и быть доступен без ограничений любому пользователю Интернета, группа обратилась к администрации школы с предложением выложить созданное видео на канал организации на сайте youtube.com. После публикации клипа обучающиеся перешли к созданию лендинг-страницы в Интернете. Лендинг – это автономная веб-страница, главной целью которой является привлечение внимания посетителей к определенной теме или продукту, а также размещение краткой информационной справки. Как правило, страницы такого типа содержат в себе кнопку с броским призывом или рекламой типа «перейти», «зарегистрироваться», «купить» и проч. В нашем случае была создана кнопка «watch our film» (англ. посмотреть наш фильм), содержащая ссылку на созданный ролик, размещенный на видеохостинге.
Разработка веб-сайта на сегодняшний день не всегда требует особых навыков программирования и обязательную покупку интернет-домена, т.к. существуют ресурсы-конструкторы сайтов, предлагающие создание сайта под собственным доменом с помощью интерфейса конструктора, помогающего визуально располагать и настраивать различные блоки веб-страниц. При работе с обучающимися было принято решение воспользоваться бесплатным сервисом tilda.cc [9] и с его помощью создать веб-страницу проекта [10].
Данный этап объединения собранных материалов в комплексный информационный продукт играет важную роль в развитии умений работы в команде, отбора значимой информации и презентации созданного проекта. С точки зрения методики преподавания иностранного языка, обучающиеся, во-первых, ставят перед собой цели и учатся решать поставленную коммуникативную задачу – информирование аудитории о выбранной проблеме, а во-вторых, безусловно, пополняют лексический запас и развивают навык работы со словарём, т.к. большинство получаемой информации нуждается в переводе на английский язык и тщательном отборе.
Городской конкурс, в котором принимала участие команда, проходил в два этапа. После выхода во второй этап конкурса учащимся необходимо было представить результаты своей работы в виде устного сообщения, сопровождающегося презентацией. На данном этапе проект требует некоторой доработки, т.к. уже имеющиеся материалы не полностью пригодны для визуальной презентации хода работы. Для эффективного представления результатов проведенного исследования необходимо создать, по сути, еще один мини-медиапродукт, отражающие основные этапы, содержание и практическую реализацию разработанного проекта. При оформлении презентации необходимо учитывать в большей степени визуальную составляющую: отсутствие или читаемость и уместность текстовых фрагментов, актуальность рисунков и графиков, отражающих основные тезисы работы и соответствующих сопровождающей их устной презентации, соблюдение временного регламента презентации.
Последний, контрольный этап проектной работы помогает решить ряд важных педагогических задач. С одной стороны, учащиеся получают внешнюю оценку своей деятельности, экспертное независимое мнение, опирающееся на чёткие критерии и общее впечатление от представленной работы. С другой стороны, важную роль в подведении итогов такого рода работы играет саморефлексия всей группы и каждого её участника в отдельности. Каждый участник и вся группа в целом должны ответить на ряд вопросов: «Удалось ли достигнуть конечной практической цели проекта?», «Какой вклад внёс каждый участник и был ли он значимым для конечного результата?», «Каковы дальнейшие перспективы развития или совершенствования проектной работы?», «Какие навыки и умения помогла получить или развить работа над проектом?».
Важным результатом контроля здесь является не получение формальной оценки или баллов рейтинга, а, в первую очередь, оценка обучающимися собственного вклада в работу команды и объективная оценка работы других членов команды. Необходимо отметить, что такого рода контроль и обсуждение оптимально проводить под наблюдением учителя, для того, чтобы правильно сформировать у учеников способность адекватно и обоснованно выражать своё мнение: приводить сначала положительные, а затем отрицательные отзывы о работе других членов команды в доброжелательной форме, учиться признавать свои ошибки и планировать свою дальнейшую деятельность с учётом высказанных замечаний, адекватно оценивать свои достижения. При этом чрезвычайно важным методическим замечанием является необходимость выставления одинаковой оценки всем членам группы, вне зависимости от вклада того или иного её участника. В то же время, рекомендуется давать формальные оценки, опираясь на сложность и трудоёмкость такого вида работы, ввиду чего крайне нежелательно выставление неудовлетворительных оценок, что может вызвать негативное отношение к проектной деятельности и снижение мотивации к изучению предмета у обучающихся.
Одной из отличительных черт контрольного этапа в использовании метода проектов как средства обучения является возможность проведения итоговых конференций на уровне города, страны или нескольких стран. Такого рода конференции предполагают не привычный для обучающихся формат оценивания работы учителем и одноклассниками и получение формальных оценок, а живое обсуждение своего проекта с преподавателями и учащимися других учебных заведений города или страны. Такой формат итогового контроля позволяет решить целый ряд важных педагогических задач: развитие умений поиска и отбора информации, навыков диалогической и монологической речи на иностранном языке критическое оценивание представляемых работ, умение задавать уместные вопросы по работе других и работать в группе (учебные), а также воспитание уважительного отношения к представителям разных культур и национальностей, уважение мнений и точек зрения других людей, развитие умения слушать и проявлять эмпатию, развитие самоорганизованности, работе в рамках заданного регламента конференции (воспитательные).
ВЫВОДЫ И ДАЛЬШЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ
Подводя итоги проведенной работы, можно сказать, что разработка медиапродуктов является перспективным направлением в рамках метода проектов в обучении иностранному языку. Данное направление предлагает широкий спектр возможностей для развития креативности обучающихся, сопровождающегося высоким уровнем мотивации и повышением заинтересованности обучающихся в создании такого рода работ.
На момент написания статьи описанная проектная работа получила положительные отзывы и высокую оценку экспертов Городского методического центра города Москвы и рекомендована научно-педагогическим коллективом ГБОУ «Школа №1347» к принятию в изучение и практику учителями иностранного языка, естествознания и ИКТ. Группа учащихся, разработавшая медиапродукт, рассматривает дальнейшие перспективы его развития в русле совершенствования и усложнения технической составляющей веб-сайта, а также более глубокого изучения темы и выведения её на новый практический уровень решения рассматриваемой экологической проблемы.
Медиапродукты являются одними из ключевых единиц современного цифрового пространства и выполняют широкий спектр функций – от учебных исследований до бизнес-продуктов и предложений. Владение базовыми навыками создания таких проектов позволяет обучающимся получить первичные представления о мире IT-технологий и устройства цифровой экономики. При систематическом подходе к работе с предложенным методом и слаженной работе педагогических коллективов организаций среднего и среднего-специального образования, выпускники российских школ смогут свободно ориентироваться в сфере цифровых услуг и применять свои навыки для дальнейшего обучения, сотрудничества, а также построения собственных бизнес-моделей.
Список литературы:
- Войченко, Н. Г. Двойственная природа информационных медиапродуктов, их целевое назначение для читателей и для рекламодателей в условиях современного медиарынка / Н. Г. Войченко // Научный журнал байкальского государственного университета экономики и права. – 2014. — № 3. С. 46–53.
- Доклад «О состоянии окружающей среды в городе Москве в 2020 году» /Под ред. А. О. Кульбачевского. – Москва, 2021. – 330 с.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 11 т. М., 1962 Т. 10
- Крылова, Н. Проектная деятельность школьника и педагога / Н. Крылова // Народное образование. — 2015. — № 7. — с. 105–111.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
- Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР,1964. — (С. 55—58.)
- J. Dewey. Art as experience. — Library of Congress Catalog. — New York, USA: First Perigee Painting, 1980. — 355 p. — ISBN 399-50025-1.
- Kilpatrick, V. Method of Projects [Text] / V. Kilpatrick. – L.: Brokegause-Efron, 1925. – 43 p.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
- Конструктор сайтов: [сайт]. URL: https://tilda.cc/ru/
- Разработанный сайт: [сайт]. URL: http://ecoteam1347.tilda.ws