«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Вторник 18 октября 2022

Функциональная грамотность является одним из центральных понятий в образовательном процессе современного мира.

Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков.

Автор: Лучкова Мария Викторовна

Место работы: МОУ СОШ № 1, г. Егорьевск

Должность: Учитель английского языка

Так как основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

На уроке английского языка мы формируем, развиваем и совершенствуем такие компоненты функциональной грамотности, как: глобальные компетенции, креативное мышление, читательская грамотность. Последний компонент мы и рассмотрим более подробно в данной статье. В исследовании PIZA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Считается, что формировать читательскую грамотность в школе можно только на уроках русского языка и литературы. Однако, это совершенно не так. Мы развиваем читательскую грамотность на всех предметах, где встречается работа с текстом. На уроках английского языка мы часто работаем с текстами, которых в учебниках много и они разные по уровню сложности.

Прежде всего стоит сказать, что работу с текстом на уроке английского языка можно разделить на три этапа: предтекстовый (pre-reading), текстовый (while-reading) и послетекстовый (post-reading).

Разберем виды заданий, формирующих читательскую грамотность учащихся на примере данного текста про полеты животных в космос.

На текстовом этапе развивать читательскую грамотность можно следующим образом.

  1. Прочитать текст и заполнить пропуски словами из списка, в котором встречаются лишние слова.
  2. Прочитать текст вслух, не произнося, например, неопределенный артикль a/an.
  3. Расставить абзацы в хронологическом порядке. Во время чтения делать пометки на полях о знакомой, новой информации, о том, что непонятно.
  1. Упражнение Bingo дети всегда находят интересным. Учитель раздает таблицы со словами, которые есть в тексте.  Ребятам предлагается прослушать текст, и, по ходу прослушивания, отмечать прозвучавшие слова. Тот, кто отметил все слова, кричит Bingo!
  1. Отличным примером работы с текстом после прочтения является создание синквейнов. Основные правила их создания:
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  •  Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  •  Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
  •  Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  •  Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Написание синквейна требует от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Для развития читательской грамотности после прочтения текста можно использовать следующие задания:

  1. Составить план текста.
  2. Кратко пересказать его от другого лица (например от лица участника).
  3. Перечислить факты, которые узнали впервые.
  4. Придумать продолжение, новый финал истории.
  5. Дополнить предложения с помощью текста:

Complete the sentences using the text:

  • The first organisms to travel from Earth to space were _____ but fruit flies.
  • The monkey, named Gordo, survived ______ of being launch into space coming back to Earth.
  • The Soviet leader at the time gave ______ to the American president’s wife.
  1. Ответить на вопросы с множественным выбором:
  • According to the article, what were the first living creatures to travel from Earth to space?

a) mice

b) dogs

c) fruit flies

d) human beings

  • What would be a good title for this passage?

a) A Brief History of Space Animals

b) How the Soviet Union won the Space Race

c) “Ham” – The Bravest Space Chimp

d) Should We Use Animals for Dangerous Experiments?

  • According to the article, which of the following statements is NOT true?

a) Fruit flies were the first living organisms to be sent into space

b) Almost all of the animals were launched into space survived the journey

c) One of Strelka’s pups went into space with president Kennedy

d) Prior to Ham’s flight, NASA scientists were unsure if people could perform tasks in space

  1. Составить рекламную брошюру по теме текста.
  1. Составить вопросы по тексту.

Каждый вид заданий можно разнообразить. Например, для написания вопросов к тексту «Животные в космосе», можно попросить каждого из обучающихся составить по одному вопросу, написав его на стикере, и прикрепить на доску.

Ярким примером задания для формирования читательской грамотности является «Шесть шляп мышления» Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Каждой группе достается шляпа определенного цвета. Красная предполагает выражение своих чувств, синяя – общие выводы из текста, желтая – что было хорошего и почему, белая – перечень фактов из текста, черная – выявление негативных фактов в тексте, зеленая – найти, где и как применить изученный материал.

В заключение хочется сказать, что все эти задания очень интересные и нравятся детям. Они учат их работать с текстом; понимать, оценивать, использовать информацию текста; думать, рассуждать, высказывать свое мнение.

Комментарии закрыты.