АРТ-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
Автор: Татьяна МАДАЛИЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 15 декабря 2022В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?
Автор: Мадалиева Татьяна Александровна
Место работы: МАОУ СОШ №5 г. Балашиха
Должность: учитель английского языка
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Она создаётся путём сочетаний условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
С чего начинается успех?
- Успех начинается с признания детьми права учителя учить.
- Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке.
- Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль.
- Необычное начало урока.
Подготавливая урок, я всегда продумываю его начало. Как говорят, начало полдела откачало и, A good beginning is a half of the battle. Моими задачами являются: создание благоприятной обстановки, ситуации успеха, заинтересованности, предвкушения чего-то нового. В этом часто прибегаю к техникам креативного мышления и арт-технологиям, о которых и хочу рассказать в этой статье.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.
Формы и приемы современных арт-технологий многообразны. Включение отдельных элементов искусств дает возможность использовать их на разных этапах урока.
В начале урока для вовлечения учащихся в образовательный процесс я использую следующие нестандартные приемы: Друдлы (или droodles по-английски). Суть метода в том, что ребятам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока.
Примеры друдлов:
Ученику достаются два случайных слова: существительное и глагол. Необходимо нарисовать то, что получилось. Таким образом, этот прием хорошо ориентирует детей на тему урока.
В качестве речевой зарядки учащимся предлагается несколько рисунков -друдлов, по которым они могут догадаться о теме урока, о чем мы будем говорить в дальнейшем. Можно предложить составить по этим рисункам рассказ, как прогнозирование темы, или же показать эти же рисунки в конце уроке в качестве рефлексии.
Самым главным в начальной и средней школе является накопление словарного запаса. Для проверки спеллинга часто использую словарные диктанты или просто диктанты. Но также можно на уроке использовать друдлы. Подготовить серию рисунков, символов и попросить подписать эти картинки, причем вариантов может быть много, чаще всего в таком задании нет правильных ответов. Таким образом, можно проверить и словарный запас, и память и правописание слов. Можно также предложить дорисовать данные рисунки и подписать уже их.
Если же задание направлено на отработку изученной лексики, можно предложить варианты ответов, сопоставить рисунки с ответами, таким образом проверить, на сколько ученики усвоили лексику, понимают о чем идет речь.
На основном этапе урока я часто использую элементы рисования, которые позволяют развивать навыки аудирования, говорения, чтения и при желании письма. Один из приёмов рисования это – диктант-рисунок. Например, учитель читает, а дети рисуют. Этот приём используется для контроля слов по различным темам, а также уровня понимания небольших аутентичных текстов. При выполнении задания «По тексту нарисуйте картинку» (на понимание прочитанного), класс делится на команды, и рисуют только то, что они поняли из рассказа.
There is a small house in the middle of the picture. This house is red with a brown roof. There are 2 windows and a door in the house. To the right of the house there is a big tree. To the left of the house there are many flowers. One flower is blue, the second flower is orange. Under the tree there is a white cat. On the tree there is a small bird.
В конце можно попросить учеников пересказать текст, опираясь на собственную картинку, и выразить свои мысли.
Еще один способ развития креативного мышления – это использование нескольких слов или картинок, которые объединены одним словом. Нужно составить предложения или рассказ на основе этих слов так, чтобы понять как картинка или слово соотносится с общим словом. Найти логическую связь. Опять же правильного ответа нет, задание направлено на развитие логического мышления, воображения, способность находить нестандартные решения проблемы, действовать не по шаблону.
В дальнейшем ученикам самим можно предложить нарисовать или составить такие ассоциативные картинки и по ним составить рассказ.
Friendship is like a smile, because…
Коллаж является еще одним средством арт –технологий. Коллажи могут быть разнообразными и на разные темы. Зачастую у обучающихся возникают трудности при пересказе текста, возникает желание подсмотреть. В таком случае коллаж помогает представить визуально текст: рисунки, картинки из журналов, отдельные слова, которые могут помочь обучающимся вспомнить и воспроизвести текст.