«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Вторник 28 февраля 2023

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а их место занимают новые, креативные техники преподавания, основанные на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении. Современный урок английского языка уже не может обходиться без действенных методик преподавания.

Автор: Чуркова Анастасия Владимировна

Место работы: МБОУ СОШ № 35 г. Брянска

Должность: учитель английского языка высшей квалификационной категории

Вопрос, связанный с особенностями построения современного урока английского языка в школе актуален в связи с введением и внедрением в систему образования нового Федерального Государственного Стандарта. Следовательно, возникает вопрос как правильно строить урок английского языка в соответствии с ФГОС и каковы же особенности необходимо учитывать?

Ведь стандарт не дает точных инструкций, рекомендаций к его построению, и не совсем ясно как новый современный урок должен отличаться от урока, построенного по старому стандарту и каковы же его особенности? Поэтому, несомненно точно является важным выявить особенности построения современного урока английского языка в школе, сравнить традиционный урок и урок по ФГОС для выявления данных особенностей, а также разработать методические рекомендации по построению современного урока английского языка в школе.

Сегодня в центре внимания — ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Любой ученик обладает своим определенным потенциалом способностей, которые могут раскрыться в определенных ситуациях, при определенных методах работы педагога. Поэтому основная цель современного учителя — выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Планировать и строить урок английского языка нужно так, чтобы ученики могли погрузиться в творческий процесс, стремились к новым открытиям, а это в сою очередь приведет к увлеченности данным предметом, желанию узнать как можно больше.

К современному уроку английского языка предъявляются определенные требования. Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов. К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока. Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые упражнения, постановку цели урока и его темы. Он длится от 3 до 7 минут. В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время должна происходит выполнение упражнений с опорой на тексты учебника, учебные речевые ситуации, технические средства обучения, дополнительный дидактический материал с использованием межпредметных связей, применением эффективных приемов, форм, режимов работы.

 Это может быть:

— ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока;

— тренировка использования языкового и речевого материала;

— применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности;

— организация аудирования текста для обучающихся в предъявлении учителя (звукозаписи);

— организация монологических, диалогических высказываний обучающихся;

— организация чтения обучающимися текста вслух, про себя.

Что касается, последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение.

В зависимости от типа и цели и темы урока, структурные и содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше. Все структурные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга, в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и последовательность элементов урока. И если нарушается хоть одна составляющая структуры урока, то цель может быть не достигнута, или достигнута, но частично. Поэтому очень важно соблюдать эту структуру и наполнять ее такими содержательными элементами, которые быть лаконично и логично представляли собой организационную форму обучения – урок.

Логика урока иностранного языка проявляется в соблюдении следующих требований:

  1. Соотнесённость всех элементов урока с его главной задачей (целенаправленность урока).
  2. Соразмерность всех элементов урока, их соподчинённость (целостность урока).
  3. Движение по стадиям усвоения материала (динамика урока).
  4. Единство и последовательность упражнений (связность урока).

Чтобы добиться логической стройности и целенаправленности урока необходимо помнить, что при общей вариативности его элементов в нём должно быть нечто постоянное, инвариантное (создание атмосферы иноязычного общения,  вовлечение учащихся в обсуждение проблемы, активные формы  организации педагогического общения и т.д.).

Целостность урока иностранного языка – это  соразмерное соотношение его элементов, являющееся оптимальным для достижения основной практической задачи урока, которая может быть достигнута только тогда, когда  точно определены структурные единицы урока.

Динамика урока зависит от правильной последовательности упражнений и блоков упражнений. При этом необходимо учитывать как адекватность упражнений стадиям (этапам) процесса формирования языковых навыков и развития языковых умений, так и соответствие упражнений уровню обученности и обучаемости учащихся. Динамика урока будет обеспечена только, если учитель

  • правильно определит необходимую последовательность упражнений;
  • правильно оценит адекватность упражнений для формирования определённого языкового навыка или речевого умения;
  • своевременно обеспечит переход от одного упражнения к другому,  что  возможно только при условии, если учитель чётко представляет себе стадии усвоения материала, типы и виды упражнений, их адекватность поставленной задаче.

 Связность урока включает в себя

  • общий речевой материал (характерно для уроков  формирования языковых навыков) – лингвистическая связность;
  • общее предметное содержание урока (характерно для  уроков совершенствования языковых навыков и развития речевых умений) – предметно-содержательная связность;
  • общий смысловой замысел (характерно для уроков обобщающего повторения и уроков развития речевых умений).

Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока. Планирование урока предоставляет каждому учителю возможность проявить свои творческие способности и умения, основой которых являются такие качества, как самостоятельность в принятии ответственных решений, постановке цели и выработке индивидуальной стратегии ее достижения.

Для планирования урока иностранного языка учителю необходимо:

  • знать основные требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка;
  • знать программные требования к уровню практического владения навыками и умениями по каждому классу для данного типа школы;
  • понимать методическую концепцию автора (ов) УМК, понимать дидактическое значение входящих в него компонентов и отдельных заданий;
  • учитывать возрастные психологические особенности учащихся, в том числе индивидуальные, их уровень общего развития;
  • учитывать уровень владения иностранным языком учащимися данного класса, отношение учеников к предмету.

Для достижения профессионального успеха учитель должен владеть целым комплексом методических умений, среди которых следует выделить: проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контролирующие, исследовательские, вспомогательные.

Основными чертами урока являются:

1. Формирование и развитие речевых, коммуникативных навыков и компетенций.

2. На уроке иностранного языка должна быть одна главная цель. Она обеспечивает логику урока, превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное время урока — до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели.

3. Соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели.

4. Строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и умений.

5. Комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности.

6. Создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой, доступной для понимания.

7. Индивидуализация процесса обучения — когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать.

8. Контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока, в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.

В целом, современный урок иностранного языка должен быть личностно-ориентированным, т.е. развивать способности к языку. Он должен совершенствовать память, речь внимание, мышление, фонематический слух. Также, урок воспитывает толерантность, симпатию, сочувствие. Он должен быть коммуникативным, то есть на уроке должно осуществляться общение на иностранном языке. На уроке формируются и развиваются все виды речевой деятельности, все аспекты языка.

Особенности урока иностранного языка на разных ступенях общеобразовательной школы

 Начальная ступень. Закладываются основы владения иностранным языком: формируются фонетические навыки, усваиваются основной лексический, грамматический и речевой материал, формируются навыки техники чтения, графики и орфографии, развиваются элементарные умения аудирования, говорения, чтения. Для прочного усвоения учебного материала важным являются умения учителя  наглядно демонстрировать функционирование языковых средств с помощью изобразительной наглядности, действий,  организовывать тренировку с опорой на образец, создавать игровые ситуации, использовать стихи, рифмовки, песенки.

 Средняя ступень. Возрастает образовательная и развивающая ценность предмета, уравновешиваются цели обучения устному общению и чтению про себя, возрастает осознанность изучения иностранного языка, увеличивается роль самостоятельной работы, усложняется содержание текстов для чтения и аудирования и речи учащихся, начинается систематизация грамматических явлений.

 Старшая ступень. Основной задачей становится обучение зрелому чтению аутентичных текстов разной типологии, совершенствуются умения аудирования, расширяется активный и рецептиный словарь, обеспечивается регулярное повторение ранее изученного материала, обобщается и систематизируется грамматический материал, содержание речи учащихся становится более аргументированным, проблемным, учитываются их профессиональные интересы, большое место занимает самостоятельная работа.

Ключевые отличительные характеристики урока ИЯ:

1. На уроке иностранного языка формируются и развиваются  речевые навыки и умения (при традиционных подходах происходит передача знаний).

2. На уроке должна быть одна главная цель, которая обеспечивает логику урока (до 30 минут). Другие задачи урока подчинены главной цели.

3. Все задания должны быть адекватны главной цели.

4. Необходима строгая последовательность выполняемых упражнений.

5. Создание  атмосферы общения – важнейшее условие эффективности урока.

6. Создание условий для  достижения успеха каждому ученику (индивидуализация обучения) обеспечивает результативность урока.

7. Контроль усвоения материала, рефлексия результатов, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее  —  необходимое условие для поддержания уровня мотивации учащихся.

Логические шаги для составления тематического плана серии уроков

Проанализировать и определить:

I.  Сложность темы: да / нет.

II. Необходимость разбить тему на подтемы: да / нет.

III. Объём учебного материала: оставить / сократить / дополнить.

IV. Размещение упражнений в логической последовательности.

V.  Количество упражнений в зависимости от условий обучения: добавить/ исключить.

VI. Взаимосвязь различных видов речевой деятельности: аудирование / говорение / чтение / письмо.

VII. Включение учебного материала для повторения в зависимости от успешности его усвоения в данном классе: включить / нет необходимости.

VIII. Объём домашнего задания: наличие дифференцированных и индивидуальных заданий.

IX. Оснащение урока: необходимо / нет.

X. Объекты учёта и контроля: контроль домашнего задания / устный контроль / письменный контроль…

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

На сегодняшний день требования к современному уроку английского языка таковы:

  • четкое формулирование триединой дидактической цели;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
  • выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1) уроки изучения нового учебного материала;

2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);

3) уроки обобщения и систематизации;

4) комбинированные уроки;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что современный урок английского языка немыслим без использования информационных компьютерных технологии, различных интернет-ресурсов и мультимедийных источников, презентации PowerPoint и т.д.

Комментарии закрыты.