«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЦЕННОСТНЫЕ ГОРИЗОНТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ: ЛИДЕРСТВО. ТВОРЧЕСТВО. КОММУНИКАЦИЯ. КООПЕРАЦИЯ

Среда 8 февраля 2023

В настоящее время особую значимость для  повышения качества иноязычного образования, для достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ, приобретает поиск оптимальной содержательной технологичности безопасного коммуникативного пространства в процессе преподавания и изучения иностранных языков. Одним из приоритетных направлений искомого поиска признается на всех уровнях понимания обозначенных аспектов исследования  создание единой региональной системы научно-методического сопровождения ММО учителей иностранного языка.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ

Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования

Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Автор: Змитрович Наталия Ивановна, учитель английского языка высшей квалификационной категории,

Место работы: Кольцовская №5 школа с углубленным изучением английского языка

Должность: учитель английского языка, руководитель ММО р.п. Кольцово

В Новосибирской области поиск становится наиболее продуктивным в ракурсе непрерывного образования специалистов как ценностной составляющей – кооперация, креативность, интеллектуальное самосовершенствование, лидерство, о чем свидетельствуют результаты творческого взаимодействия учителя иностранного языка и кафедры иноязычного образования НИПКиПРО в течение последних десяти лет.

Введение. Ценностные горизонты на фоне неоднозначной современной ситуации преподавания и изучения иностранных языков в отечественных школах рассматриваются автором данного опуса в аспекте культивирования интеллектуального самосовершенствования личности, в основе которого ориентация на кооперацию и коммуникацию, сотворчество и творчество, лидерство и эмоциональный интеллект [1]. А потому в качестве задач первостепенной важности для кафедры иноязычного образования  становится активизация конструктивного взаимодействия в методических объединениях и педагогических сообществах в общеобразовательных учреждениях. И прежде всего, для нейтрализации кадрового дефицита в регионе, для  повышения мотивации к преподаванию и изучению иностранных языков в региональной языковой среде, а также для профилактики их профессионального выгорания и распространения передового педагогического опыта. Одной из организационных форм является обеспечение условий для эффективного повышения квалификации и непрерывного профессионального развития педагогов (включая горизонтальное обучение, сетевую форму, использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения).Методология. Опорой для разработок содержательной технологичности программ непрерывного педагогического образования [1;2;5;6] становится следующий концепт:

Программа непрерывного педагогического образования учителя иностранного языка разработана в соответствии с требованиями к структуре дополнительной  профессиональной образовательной программы (ДПОП), а также в соответствии с квалификационными характеристиками  работников образования. Программа опирается на коммуникативно-деятельностный и интегративный подход к преподаванию иностранного языка в современной школе, на компетентностную модель результатов обучения, что должно обеспечивать реализацию ФГОС в плане достижения образовательных результатов — личностных, предметных, метапредметных результатов обучающихся.

Программа в целом определяет содержание и организацию образовательного процесса, соответствуя основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании” и отражающим:

  • гуманистическую парадигму современного образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • приоритет воспитательной составляющей, включающей  воспитание патриотизма, национального самосознания, социальной идентичности, гражданственности, ответственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье;
  • инновационное единое информационно — образовательное коммуникативное пространство в целях защиты и развития системой образования региональных культурных традиций и социокультурных особенностей изучаемого языка в целях повышения уровня лингвистической и функциональной грамотности обучающихся

Результаты. Научно-методическое сопровождение и поддержка каждого учителя становится одним из приоритетных направлений и инструментов реализации государственной политики в сфере иноязычного образования на территории Новосибирской области в части развития кадрового потенциала, в нашем случае, педагогического сообщества учителей иностранных языков. В общероссийском перечне организаций, осуществляющих научно-методическое сопровождение реализации обновленных ФГОС, а значит и решения актуальных задач воспитания и развития личности, по итогам федеральной профессиональной экспертизы 10% составляют образовательные организации Новосибирской области. Это школы-лидеры, региональные ресурсные центры, муниципальные методические центры, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО (далее институт) и другие учреждения. Значимая часть этих организаций включена в процесс развития системы муниципальных методических объединений (далее ММО) Новосибирской области, научно-методическое сопровождение в соответствии с государственным заданием осуществляет кафедра иноязычного образования НИПКиПРО [6].

Согласно Приказу № 27 от 13.09.2021 в регионе работают 32 ММО, инициированных по основаниям «уровень образования» и «специфика деятельности», создаются для руководителей ММО учителей иностранных языков условия для сотрудничества на региональном уровне в сетевом формате. Стратегическую работу возглавляет проректор по научно-методической работе профессор, доктор педагогических наук, Анна Викторовна Молокова, и руководитель кафедры иноязычного образования НИПКиПРО при активной поддержке руководителей ММО учителей иностранного языков.

Механизмами осуществления научно-методического сопровождения являются образовательные и методические события (тематические семинары, открытые учебные и внеучебные занятия, конкурсы, публикации (Гимназия №1, Кольцовская 5 школа, Ордынская школа №1, Экономический Лицей, Гимназия №10 и другие), обеспечивающие выявление и тиражирование лучших педагогических практик, мотивацию и организацию непрерывного образования учителей иностранных языков, и, как следствие, профессиональный рост педагогов [3-5;7;8] . Яркими примерами таких событий в 2022 году становятся системно обновляемые формы организации методической работы. Интерактивный формат — ежемесячные встречи и цикл сессий (стратегических, методических и проектировочных), проводимых кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО для региональных руководителей ММО учителей иностранных языков по следующим актуальным проблемам, содержательная часть которых отражает материалы обновленного ФГОС НОО и СОО: а) организационные аспекты учебного исследования школьников на уроках иностранного языка; б) целеполагание: урочная и внеурочная деятельность; в) проектирование и реализация образовательного процесса в безопасной информационно-образовательной коммуникативной среде школы; г) стратегии эффективной коммуникации в рамках корпоративного/кооперативного/командного обучения (учебные стратегии проф. Кагана (Dr. Spencer Kagan’s Strategies, 1970-2020) российской психологической  школы Л.С. Выготского и А.Р. Лурия)  на уроках иностранного языка; д) современные технологии интегрированного обучения иностранным языкам и некоторые другие актуальные аспекты, культивируемые кафедрой в рамках аксиологизации обучения и воспитания молодежи.

кафедра обеспечила работу 350 слушателей по вопросам внедрения эффективных приемов формирования коммуникативных умений в свете обновленных ФГОС; 21 человек успешно завершили двухлетнюю программу профпереподготовки «Лингвистика: теория и методика преподавания иностранных языков и культуры» (820 час.), получив диплом с правом преподавания английского/немецкого языков в общеобразовательной школе. Кафедра приняла участие в региональном проекте по подготовке студентов 3 курса ФИЯ НГПУ (35 чел.) к педагогической практике в НСО; организовано участие учителей в запланированных сессиях (от 30 до 200 чел), в работе Интерактивного министерства (180 чел), в ежегодной олимпиаде
Педагог — Профессионал(150 чел.).

Системно  осуществляя критический анализ результатов взаимодействия руководителей ММО с методическими объединениями учителей иностранных языков региональных образовательных организаций, кафедрой были подготовлены к публикации в профессиональных журналах (12 наименований за 2021-2022гг.) обновленные методические рекомендации для расширения границ взаимодействия методической работы в муниципалитетах при активном участии учителей [3;7].

Специалисты кафедры иноязычного образования НИПКиПРО активно участвуют в заседаниях ММО по запросу муниципалитетов: в прошлом году состоялось шестнадцать таких заседаний, важный аспект которых обмен передовым опытом и тиражирование гуманитарных практик через вклю-чение руководителей ММО, всех педагогов  в интерактивные события, в конкурсы профессионального мастерства.

В качестве примера не один год инициируется предметная  Олимпиада «Педагог-Профессионал». 14 декабря 2022 г. было проведено награждение 5 победителей и призеров. Всего участников в Олимпиаде 83 чел., заявок – 150. Из них: учителя АЯ —  74 чел.; учителя НЯ – 9 чел. Руководитель ММО учителей немецкого языка Новосибирского района,  Сапронова Е.А., учитель немецкого языка заняла 1 место и стала победителем Олимпиады.

24 января 2023 года в р.п. Кольцово НСО состоялось открытие конкурса «Учитель года 2023». Первое испытание — творческая презентация на тему «Моё педагогическое кредо». Наталия Ивановна должна была продемонстрировать личностную коммуникативную  культуру и педагогические убеждения, основываясь на опыте своей профессиональной деятельности. Руководитель ММО учителей иностранного языка р.п. Кольцово, Змитрович Наталия Ивановна, преподаватель английского языка высшей квалификационной категории Кольцовской №5 школы с углубленным изучением английского языка приняла участие в первом испытании.

Весной 2022 года руководители ММО были нацелены на педагогическую диагностику уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся. Наибольшую активность в решении этой задачи проявили лидеры  – Кольцово, Новосибирск, Ордынское, Новосибирский район, Маслянино, Коченево. В Новосибирске проводились (руководитель ММО – Лазутина Екатерина Алексеевна), в Кольцово (новый руководитель ММО – Змитрович Наталия Ивановна), в Маслянино (руководитель ММО – Акзамова Елена Анатольевна) регулярно заседания по искомой теме с использованием предложенных специалистами кафедры (Буланкина Н.Е., Шубкина Т.Н.) методических и дидактических разработок [8]. Это также позволило повысить мотивацию педагогов к созданию и тиражированию авторских инновационных практик. Информация обо всех ярких событиях регулярно помещается на сайте НИПКиПРО (см.: кафедра иноязычного образования) и зафиксирована в расширенных заметках в новостной ленте (всего 16 событий). Очная проектировочная сессия на базе ИПК по искомой проблеме  24 октября оказалась чрезвычайно полезной и продуктивной в плане формирования профессиональных умений руководителей  ММО, в частности, это показали результаты проведенного экспресс-мониторинга предметных знаний.

Критический анализ профессионального развития учителей иностранных языков и обобщение передового опыта в ходе реализации научно-методического сопровождения ММО системно осуществляется в соответствии с требованиями квартальных и годовых отчетов кафедры. В 2022 году опубликован результат этой деятельности в 22 научных статьях в рецензируемых изданиях, включенных в список ВАК, и изданиях РИНЦ и одном наименовании Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности на страницах электронного журнала ПРОСВЕЩЕНИЕ. Иностранные Языки от 24 марта 2022г.  Кроме того, инновационные практики в 2022 году широко представлены кафедрой на 4 Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и Форумах, на встречах с писателями в Областной библиотеке.

Заключение и перспективы. К эффектам внедрения искомого регионального проекта можно отнестиактивную включенность руководителей ММО учителей иностранных языков в деятельность по совершенствованию методической работы в аспекте преодоления профессиональных дефицитов – педагогическая диагностика, самообследование и самоаналитическая работа, последующее самообразование, планирование дальнейшего развития работы ММО в единой региональной среде. Учителя с интересом предлагают новые формы взаимодействия в ходе анкетирования.

Увеличилось число обращений к специалистам кафедры (в 2022 было зафиксировано почти ежедневное обращение) по вопросам участия в курсовом повышении квалификации по вопросам создания безопасной образовательной среды в аспекте формирования коммуникативной компетенции учителя ИЯ.

На 2023 год запланированы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по предметной подготовке и готовности к проведению учебного и внеучебного занятия с использованием УМК ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Предусматривается организация системной деятельности руководителей ММО в очном формате по реализации запланированного с обновленным составом руководителей и с активом работников школ региона. Готовится обновленный проект на проведение ежегодной предметной Олимпиады по иностранным языкам в ноябре 2023 г.
Запланирован вебинар на 11 октября 2023 в рамках Интерактивного министерства на тему «Современные технологии повышения мотивации к преподаванию и изучению иностранных языков в общеобразовательной школе». При выборе позиционных линий кафедра иноязычного образования постоянно обращается к дидактическим и методическим разработкам издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ (см.: Лекторий). Участникам предложен для обсуждения материал следующей направленности:

Навыки XXI века: коммуникация, сотрудничество, развитие критического мышления – залог успешного изучения иностранного языка в российской школе.

К вопросу об интерференции в условиях формирования коммуникативной компетенции. Лингвокультурологический подход.

Взаимопроникновение и взаимообогащение культур.

Проектирование безопасного языкового пространства как ценностный ориентир повышения качества в преподавании иностранных языков в трудах отечественных методистов.

Профессиональный имидж современного учителя иностранного языка. Интегрированное развитие коммуникативных умений.

Использование отечественных УМК.ПРОСВЕЩЕНИЕ как инструмента формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка.

Развитие индивидуальности в диалоге культур в контексте проблем современного иноязычного образования. Развитие эмоционального интеллекта личности средствами иностранного языка. Предварительное обсуждение и культивирование обозначенных выше позиций в региональной концепции иноязычного образования с руководителями ММО г. Новосибирска на 2023 год позволило уточнить стратегию и тактику научно-методического сопровождения деятельности школьных методических объединений. Кафедра иноязычного образования НИПКиПРО и учителя иностранных языков Новосибирска и Новосибирской области надеются на всемерную поддержку и научно-методическое сопровождение от сотрудников и авторских коллективов УМК издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Список литературы

1. Буланкина Н.Е. Ценностные реалии современного иноязычного образования в педагогической культуре учителя иностранного языка// Иностранные языки. Просвещение. 3февраля 2022 https://iyazyki.prosv.ru/2022/02/03

2.Буланкина Н.Е. Методический дизайн профессиональной среды регионального иноязычного образования: вопросы преемственности // Иностранные языки в школе. № 9. 2022.С.92-96.

3. Буланкина Н. Е., Харламова Н.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка как ценностная составляющая современного иноязычного образования: развивающий аспект   // Иностранные языки в школе  № 6 . 2022. С.52-57.

4. Буланкина Н. Е., Харламова Н.В. Ценностные аспекты современного иноязычного образования: методология и технология // Сибирский учитель, № 4 (144). 2022. С.15-20.

5. Буланкина Н. Е., Цыбанева В.А. Ценностные приоритеты профессионального иноязычного образования: средовый подход // Сибирский педагогический журнал.  №5.  2022. С.84-96.

6. Молокова А.В.,Буланкина Н.Е. Ценностно-смысловые приоритеты формирования единой научно-методической среды в ракурсе патриотического воспитания и развития личности: аксиологический и региональный подходы // Сибирский учитель, № 4 (144). 2022. С.5-10.

7. Буланкина Н. Е., Якушева В.Ю. и др. Инновационные тенденции в развитии регионального образования: педагог, образовательная организация, цифровизация, иноязычное образование//Иностранные языки. Просвещение. 10 Март, 2022 https://iyazyki.prosv.ru/2022/03/10/

8. Буланкина Н.Е. Вызовы современного иноязычного образования: требования к формированию профессиональных компетенций// журнал электронный « Иностранные языки. Просвещение» от 24 Марта 2022, Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности, 400с. https://iyazyki.prosv.ru/2022/03/24

Комментарии закрыты.