«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  РАЗГОВОРНЫМ ТЕМАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Четверг 27 апреля 2023

Новый стиль жизни всего общества требует большей самостоятельности, ответственности и креативности. Чтобы соответствовать этой ситуации, необходима личность, способная к конструированию и творческому росту.

Автор: Бельская Светлана Анатольевна
Место работы:
МБОУ г. Керчи Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка им. Володи Дубинина»
Должность:
Учитель английского языка высшей квалификационной категории

Работая над темами в старших классах я заметила, что хотя все материалы отличаются друг от друга, несомненно, и другое — они содержат в себе ряд повторяющихся структур. И если их

  1. систематизировать и логично выстроить;
  2. обозначить рациональные схемы и модели;
  3. дать рекомендации по их оформлению в зависимости от общей тематики — то с большой легкостью можно сформировать языковые автоматизмы, усовершенствовать навыки и умения творческого применения языковых средств.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержанию курса Примерная программа по иностранным языкам. Углубленный уровень (Москва «Просвещение»), авторские программы К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. к УМК «Звездный английский» для 9 класса, авторов В.Эванс Д.Дули, К. Барановой, В. Копыловой, Р. Мильруд — M.: Express Publishing: Просвещение входит в обязательный минимум содержание обязательных программ для 5-9 классов, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса английского языка.

В результате освоения программы (ФГОС) выпускник 9 класса должен уметь: А. В коммуникативной сфере (т.е. во владении иностранным языком как средством общения).

Речевая компетенция: В говорении:

  • начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
  • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
  • рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
  • сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка.

Исходя из дифференцированного подхода в обучении видно, что для «слабых» учеников чрезмерная вариативность затрудняет освоение материала, мешает автоматизации языковых структур и тем самым может ослабить интерес к учению. Поэтому при предъявлении тематического материала я стараюсь оптимально сочетать повторяемость формул речевого этикета — структурных схем и вариативность информации.

Систематическая работа по многократному проговариванию самых частотных, употребительных структур, облегчает их запоминание и использование в речи.

В задании устного ОГЭ- Монологическое тематическое высказывание- ученикам  предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4х пунктов, в последнем из которых, как правило, надо выразить свое отношение к теме. При этом, записи вести нельзя (вам просто не разрешат взять с собой черновик, а на бланк устной части для этого не предназначен).

К приемам, способным подготовить обучающегося  к самостоятельному устному высказыванию можно отнести:

  • Обсуждение пословиц и афоризмов
  • Прием «Definition»
  • Активное использование приема “True/False” с пояснениями.
  • Прием «Снежный ком»
  • Прием «Ассоциации» Прием «Незаконченное предложение». Обучающемуся предстоит завершить предложение, пояснив, почему он так считает, сформулировав 2-3 самостоятельных предложения.
  • Пересказ текстов с использованием ключевых слов (не механическое заучивание!)
  • Прием «Распространение предложений», например:I like reading. (What kind? When? How often? Why?) 
  • Систематическое составление собственных диалогов/монологов в парах на уроке.

Фактический материал, как таковую «информацию» желательно подать в страноведческом плане. На основе экзаменационных тем я выбрала для своей работы целый ряд структурных моделей, которые позволяют планировать ход высказываний и создают каркас темы выступления.

Они дают возможность учителю обучать старшеклассников с уже определенным уровнем знаний английского — свободно излагать свои мысли, создавать связные тексты высказываний.

Поскольку не все учащиеся могут одинаково четко и в одном и том же темпе следовать схемам, целесообразно предъявить их дифференцированно — «пошагово» или « комплексно», устно или в виде письменных фиксированных «таблиц», «таблицы-схемы» облегчают работу ученикам любого уровня обученности как на уроке, так и дома. Но чтобы работа на основе структур не заменяла самостоятельный поиск, не сдерживала развития инициативной речи учеников, надо на каждом уроке проводить обучающие самостоятельные работы, направленные на активизацию языкового материала применительно к коммуникационным задачам, к тематике. Я обращаю внимание ребят:

  1. На ранее выполненные подобные задания;
  2. Создаю образные ассоциации с лексическими единицами, учу объединять материал новой и выученной темы или тематически близкую информацию.

В итоге ученики могут:

1. самостоятельно переносить усвоенные знания, умения и навыки в

  1. новую ситуацию
  2. увидеть новую тематическую функцию знакомых структур
  3. комбинировать новую схему из известных структур
  4. иметь альтернативу или «way out» в любой речевой ситуации.

Обучая старшеклассников раскрывать тему, я опираюсь не только на языковые формы английского языка, но и на интеллектуальную деятельность учащихся. А интеллектуальная деятельность заключается в актуализации полученных знаний и навыков, использовании приемов, методов и средств овладения английским языком. Общие знания — это содержательная сторона, а умения, навыки — функциональная сторона. Поэтому конструктивный подход в организации темы считаю наиболее результативным и я учу:

  1. видеть главное, но не упускать важность доказательных деталей,
  2. рассуждать логично, в «порядке»,
  3. отбирать информацию,
  4. композиционно строить текст высказываний,
  5. уметь трансформировать его в схемы, тезисы, даже графики.
  6. вырабатываю умение строить и перестраивать свои действия в связи с конкретной ситуацией общения.

Такая работа носит конструктивный характер — это значит посредством конструкций, схем, структур.

Конструктивный подход к изучению тем включает в себя следующие умения учащихся, они же служат заданиями при работе над темами.

  1. Определить главную мысль, выделить логику.
  2. Составить план сообщения.
  3. Выделить ключевые слова, выражения.
  4. Делать вступление к теме.
  5. Полно и подробно изложить материал на основе плана (наглядной опоры), использовать примеры, фактический материал.
  6. Составить схемы, таблицы, графики, иллюстрирующий текст.
  7. Корректировать и перестраивать содержания темы в ходе выполнения индивидуальных, групповых, коллективных заданий.
  8. Формулировать и задавать вопросы по содержанию и в связи с темой.
  9. Обобщать и кратко излагать содержание, составлять тематические сообщения на основе нескольких источников.
  10. Делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки

Таким образом, взаимодействие учителя и ученика, т.е. обучение происходит при помощи сотрудничества и общения на языке.

 Я представляю это в такой схеме:

Учитель  —   схема I               Ученик   — схема II

Общение   =  ученик + учитель  схема I + схема II+ схема…

Общение = развитие темы =(цель)

Такая системность, конструктивность сохраняется при изучении любой новой темы. При этом каждый этап отталкивается от предыдущего и добавляет новое тематическое содержание, требуя применения уже имеющих знаний, предусматривая их постепенное усложнение, что способствует их развитию и создает условия для формирования новых.

Английская пословица «A good beginning makes a good ending« подчеркивает важность хорошо начать изложение, настроиться на тему. С этой целью предлагаю ряд «начальных», вводных конструктивных блоков практически для любой темы

Sport,                              Holidays,                        School

Music,                             Reading,                          Profession

TV                                  Travelling

  1. We cannot imagine our life without… (Sport)
  2. (Music) plays a great role in our life.
  3. It is necessary for us all.
  4. (Travelling) … is important |essential| part of people’s lives/
  5. So modern life is impossible without…

Если ученик растерялся или просто не знает с чего начать, эти фразы помогут выйти из затруднительного положения, недаром русская пословица гласит «Лиха беда — начало»

Для красочности и выразительности речи используются эпитеты и фразы, выражающие впечатления говорящего, помогающие построить ряд предложений (т.е. блоков, которые построят конструкцию темы)

Блок «А«

  • Wonderful/Fascinating/Exciting/ Thrilling/ Tremendous/ Splendid/ Delightful /Perfect /Brilliant/

Примеры: It is tremendous… to visit majestic…
It is delightful… to watch marvelous…
It is thrilling …to read incredible attractive remarkable…

Блок «В»

  1. to be impressed
  2. to be delighted
  3. to be excited
  1. to be thrilled
  2. to be fascinated
  1. to be enchanted  by…, with.

Соединим блок «А» и блок «В» в произвольном порядке по теме

«Cities»1. Moscow is a remarkable city; I am enchanted by its history and beauty.
«Book»2. Poems of Pushkin are really brilliant and majestic. People are fascinated by his poetry.
«Sports»3. It is thrilling to watch «Spartak» matches. Thousands of fans are excited by perfect, splendid playing of this team.

Личность с развитым конструктивным мышлением необходима для современного общества и система образования должна учитывать этот фактор. Поэтому проблема способности к обучению зависит от способности к конструктивным действиям. Умение структурировать зависит от умения распознавать ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой уже известно. Такая работа носит конструктивный характер — посредством конструкций, схем, структур и может широко использоваться на уроках английского языка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  2. Борисов С.В. Образование «по причине» или образование «по привычке»: что остаётся, когда все выученное забывается? // Дэвид Юм и современная философия: Материалы конференции. – 2011. – Т. 6. – С. 39-43
  3. Великанова А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. /А.В. Великанова и др./Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. — Самара: Профи, 2002.-92с
  4. Пустовойтов Виктор Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск Идеи педагогики конструктивизма и тактика личностно ориентированной парадигмы образования [Электронный ресурс]
  5. Олешко Т.В., Саямова В.И.  Конструктивизм в педагогическом процессе обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе // Международный Журнал Экспериментального Образования. – 2017. – № 5. – С. 57-61.

Комментарии закрыты.