КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗГОВОРНЫМ ТЕМАМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Светлана БЕЛЬСКАЯ | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Четверг 27 апреля 2023Новый стиль жизни всего общества требует большей самостоятельности, ответственности и креативности. Чтобы соответствовать этой ситуации, необходима личность, способная к конструированию и творческому росту.
Автор: Бельская Светлана Анатольевна
Место работы: МБОУ г. Керчи Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка им. Володи Дубинина»
Должность: Учитель английского языка высшей квалификационной категории
Работая над темами в старших классах я заметила, что хотя все материалы отличаются друг от друга, несомненно, и другое — они содержат в себе ряд повторяющихся структур. И если их
- систематизировать и логично выстроить;
- обозначить рациональные схемы и модели;
- дать рекомендации по их оформлению в зависимости от общей тематики — то с большой легкостью можно сформировать языковые автоматизмы, усовершенствовать навыки и умения творческого применения языковых средств.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта содержанию курса Примерная программа по иностранным языкам. Углубленный уровень (Москва «Просвещение»), авторские программы К.М. Баранова, Дж. Дули, В.В. Копылова и др. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. к УМК «Звездный английский» для 9 класса, авторов В.Эванс Д.Дули, К. Барановой, В. Копыловой, Р. Мильруд — M.: Express Publishing: Просвещение входит в обязательный минимум содержание обязательных программ для 5-9 классов, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьного курса английского языка.
В результате освоения программы (ФГОС) выпускник 9 класса должен уметь: А. В коммуникативной сфере (т.е. во владении иностранным языком как средством общения).
Речевая компетенция: В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка.
Исходя из дифференцированного подхода в обучении видно, что для «слабых» учеников чрезмерная вариативность затрудняет освоение материала, мешает автоматизации языковых структур и тем самым может ослабить интерес к учению. Поэтому при предъявлении тематического материала я стараюсь оптимально сочетать повторяемость формул речевого этикета — структурных схем и вариативность информации.
Систематическая работа по многократному проговариванию самых частотных, употребительных структур, облегчает их запоминание и использование в речи.
В задании устного ОГЭ- Монологическое тематическое высказывание- ученикам предлагается выстроить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на предложенный в задании план, состоящий из 4х пунктов, в последнем из которых, как правило, надо выразить свое отношение к теме. При этом, записи вести нельзя (вам просто не разрешат взять с собой черновик, а на бланк устной части для этого не предназначен).
К приемам, способным подготовить обучающегося к самостоятельному устному высказыванию можно отнести:
- Обсуждение пословиц и афоризмов
- Прием «Definition»
- Активное использование приема “True/False” с пояснениями.
- Прием «Снежный ком»
- Прием «Ассоциации» Прием «Незаконченное предложение». Обучающемуся предстоит завершить предложение, пояснив, почему он так считает, сформулировав 2-3 самостоятельных предложения.
- Пересказ текстов с использованием ключевых слов (не механическое заучивание!)
- Прием «Распространение предложений», например:I like reading. (What kind? When? How often? Why?)
- Систематическое составление собственных диалогов/монологов в парах на уроке.
Фактический материал, как таковую «информацию» желательно подать в страноведческом плане. На основе экзаменационных тем я выбрала для своей работы целый ряд структурных моделей, которые позволяют планировать ход высказываний и создают каркас темы выступления.
Они дают возможность учителю обучать старшеклассников с уже определенным уровнем знаний английского — свободно излагать свои мысли, создавать связные тексты высказываний.
Поскольку не все учащиеся могут одинаково четко и в одном и том же темпе следовать схемам, целесообразно предъявить их дифференцированно — «пошагово» или « комплексно», устно или в виде письменных фиксированных «таблиц», «таблицы-схемы» облегчают работу ученикам любого уровня обученности как на уроке, так и дома. Но чтобы работа на основе структур не заменяла самостоятельный поиск, не сдерживала развития инициативной речи учеников, надо на каждом уроке проводить обучающие самостоятельные работы, направленные на активизацию языкового материала применительно к коммуникационным задачам, к тематике. Я обращаю внимание ребят:
- На ранее выполненные подобные задания;
- Создаю образные ассоциации с лексическими единицами, учу объединять материал новой и выученной темы или тематически близкую информацию.
В итоге ученики могут:
1. самостоятельно переносить усвоенные знания, умения и навыки в
- новую ситуацию
- увидеть новую тематическую функцию знакомых структур
- комбинировать новую схему из известных структур
- иметь альтернативу или «way out» в любой речевой ситуации.
Обучая старшеклассников раскрывать тему, я опираюсь не только на языковые формы английского языка, но и на интеллектуальную деятельность учащихся. А интеллектуальная деятельность заключается в актуализации полученных знаний и навыков, использовании приемов, методов и средств овладения английским языком. Общие знания — это содержательная сторона, а умения, навыки — функциональная сторона. Поэтому конструктивный подход в организации темы считаю наиболее результативным и я учу:
- видеть главное, но не упускать важность доказательных деталей,
- рассуждать логично, в «порядке»,
- отбирать информацию,
- композиционно строить текст высказываний,
- уметь трансформировать его в схемы, тезисы, даже графики.
- вырабатываю умение строить и перестраивать свои действия в связи с конкретной ситуацией общения.
Такая работа носит конструктивный характер — это значит посредством конструкций, схем, структур.
Конструктивный подход к изучению тем включает в себя следующие умения учащихся, они же служат заданиями при работе над темами.
- Определить главную мысль, выделить логику.
- Составить план сообщения.
- Выделить ключевые слова, выражения.
- Делать вступление к теме.
- Полно и подробно изложить материал на основе плана (наглядной опоры), использовать примеры, фактический материал.
- Составить схемы, таблицы, графики, иллюстрирующий текст.
- Корректировать и перестраивать содержания темы в ходе выполнения индивидуальных, групповых, коллективных заданий.
- Формулировать и задавать вопросы по содержанию и в связи с темой.
- Обобщать и кратко излагать содержание, составлять тематические сообщения на основе нескольких источников.
- Делать небольшие устные сообщения без предварительной подготовки
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика, т.е. обучение происходит при помощи сотрудничества и общения на языке.
Я представляю это в такой схеме:
Учитель — схема I Ученик — схема II
Общение = ученик + учитель схема I + схема II+ схема…
Общение = развитие темы =(цель)
Такая системность, конструктивность сохраняется при изучении любой новой темы. При этом каждый этап отталкивается от предыдущего и добавляет новое тематическое содержание, требуя применения уже имеющих знаний, предусматривая их постепенное усложнение, что способствует их развитию и создает условия для формирования новых.
Английская пословица «A good beginning makes a good ending« подчеркивает важность хорошо начать изложение, настроиться на тему. С этой целью предлагаю ряд «начальных», вводных конструктивных блоков практически для любой темы
Sport, Holidays, School
Music, Reading, Profession
TV Travelling
- We cannot imagine our life without… (Sport)
- (Music) plays a great role in our life.
- It is necessary for us all.
- (Travelling) … is important |essential| part of people’s lives/
- So modern life is impossible without…
Если ученик растерялся или просто не знает с чего начать, эти фразы помогут выйти из затруднительного положения, недаром русская пословица гласит «Лиха беда — начало»
Для красочности и выразительности речи используются эпитеты и фразы, выражающие впечатления говорящего, помогающие построить ряд предложений (т.е. блоков, которые построят конструкцию темы)
Блок «А«
- Wonderful/Fascinating/Exciting/ Thrilling/ Tremendous/ Splendid/ Delightful /Perfect /Brilliant/
Примеры: It is tremendous… to visit majestic…
It is delightful… to watch marvelous…
It is thrilling …to read incredible attractive remarkable…
Блок «В»
- to be impressed
- to be delighted
- to be excited
- to be thrilled
- to be fascinated
- to be enchanted by…, with.
Соединим блок «А» и блок «В» в произвольном порядке по теме
«Cities» | 1. Moscow is a remarkable city; I am enchanted by its history and beauty. |
«Book» | 2. Poems of Pushkin are really brilliant and majestic. People are fascinated by his poetry. |
«Sports» | 3. It is thrilling to watch «Spartak» matches. Thousands of fans are excited by perfect, splendid playing of this team. |
Личность с развитым конструктивным мышлением необходима для современного общества и система образования должна учитывать этот фактор. Поэтому проблема способности к обучению зависит от способности к конструктивным действиям. Умение структурировать зависит от умения распознавать ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой уже известно. Такая работа носит конструктивный характер — посредством конструкций, схем, структур и может широко использоваться на уроках английского языка.
ЛИТЕРАТУРА
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
- Борисов С.В. Образование «по причине» или образование «по привычке»: что остаётся, когда все выученное забывается? // Дэвид Юм и современная философия: Материалы конференции. – 2011. – Т. 6. – С. 39-43
- Великанова А.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. /А.В. Великанова и др./Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 2. — Самара: Профи, 2002.-92с
- Пустовойтов Виктор Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономических дисциплин, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск Идеи педагогики конструктивизма и тактика личностно ориентированной парадигмы образования [Электронный ресурс]
- Олешко Т.В., Саямова В.И. Конструктивизм в педагогическом процессе обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе // Международный Журнал Экспериментального Образования. – 2017. – № 5. – С. 57-61.