«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Вторник 16 мая 2023

Данный проект посвящен инновационным педагогическим практикам одной из ведущих образовательных организаций Новосибирска. В частности, речь пойдет о деятельности консалтингового центра  Экономического лицея,  опыт которого неоднократно освещался на страницах электронного журнала ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. ПРОСВЕЩЕНИЕ, в рамках долгосрочного сотрудничества стажировочной площадки кафедры иноязычного образования ИПК работников образования (НИПКиПРО).

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников
образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующая кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Автор: Охина Е.В. учитель английского языка, ВКК
Место работы: г. Новосибирск, МБОУ ЭКЛ
Должность: руководитель МО учителей иностранных языков, учитель английского языка, ВКК

Автор: Романова В.П. учитель английского и немецкого языков, ВКК
Место работы: г. Новосибирск, МБОУ ЭКЛ
Должность: учитель английского и немецкого языков

Автор: Айдарова Т.В. учитель английского и немецкого языков, ВКК
Место работы: г. Новосибирск, МБОУ ЭКЛ
Должность: учитель английского и немецкого языков

Любой язык ставит человека перед необходимостью и одновременно дает ему возможность представлять континуум мирозданья как дискретное множество разных вещей, которое поддается упорядочению при помощи системы ценностей, являющихся значениями слов. Эту задачу решает каждый человек, овладевая первым, родным, языком.

Соответствующая способность видеть мир через слова остается пожизненно, это необходимая компонента того качества, которое называется разумом. Причем полноценное понимание родной культуры невозможно без знакомства с культурой и языком других стран, так как, изучая язык того или иного народа, человек изучает исторически сложившуюся у него систему понятий, сквозь которые он воспринимает действительность. В свою очередь, культура – это тот идеал, который выполняет системообразующую роль для технологии социального воспроизводства. И роль учителя-гуманитария, а любой предметник в образовании гуманитарий, тем более учитель-филолог, учитель-лингвист, чрезвычайно важна и социально значима в аспекте решения поставленных на государственном уровне задач гуманизации и повышения статуса школы и учителя  [1].

Этот методологический концепт становится ведущим при системной работе школы, которой в этом году исполняется 85 лет. Методическое объединение учителей иностранных языков МБОУ «Экономический лицей» продолжает традиции работы таких педагогов как  Зыкова Н.И., заслуженный учитель Российской федерации, кавалер ордена Дружбы Народов, отличник народного просвещения,  Жучкова И.Э., Фомина Л.Е.,  отличники народного образования, подготовившие не один десяток призёров олимпиад и конкурсов различного уровня. Именно эти педагоги заложили фундамент и дали начало хорошим традициям сотрудничества лицея с образовательными организациями города Новосибирска. Целью работы педагогического корпуса является обеспечение качественной реализации ФГОС начального и основного общего образования за счет создания педагогами МО оптимальных условий для формирования современных ключевых компетенций на уроках иностранного языка и во внеклассной работе в соответствии с новыми требованиями ФГОС 2022. На базе МБОУ ЭКЛ работает консалтинговый центр «Обучение английскому языку в средней школе в условиях реализации ФГОС 2022 НОО, ООО и СОО», центр оказывает методическую поддержку учителям иностранного языка Центрального округа города Новосибирска, а также Новосибирской области в целом.

В данной статье остановимся на том, какая работа проводится в свете реализации основных требований обновленного ФГОС на уроках иностранного языка в целях формирования безопасного коммуникативного пространства. В первую очередь, готовится сам учитель. Учителя лицея регулярно совершенствуют свое методическое и педагогическое мастерство через профессиональное самообразование, курсы повышения квалификации, участие в работе методического объединения и консалтингового центра, освоение новых педагогических технологий и стремление к самосовершенствованию. В своей работе каждый учитель придерживаться правила 4С: Critical Thinking, Communication, Creativity and Collaboration. Получение учителями кафедры сертификатов, подтверждающих высокий уровень владения методикой преподавания английского языка в соответствии с требованиями международных стандартов (ТКТ), победы в региональном конкурсе «Современный мультимедийный урок», статус финалиста международного конкурса педагогического мастерства «Rybakov Foundation Teacher’s Lab» является подтверждением профессионального мастерства наших педагогов.

В целях тиражирования педагогического опыта системно проводятся обучающие семинары, мастер классы и консультации. Каждый год учителя лицея приглашают коллег познакомиться с системой работы, обменяться опытом, поделиться методическими находками.  За последние 3 года проведены семинары,   посвященные следующим темам:«Современные подходы и технологии в обучении иностранным языкам»; «Формы и методы реализации образовательной программы по иностранным языкам в условиях дистанционного обучения»; «Использование образовательной платформы CORE в преподавании английского языка на трёх уровнях лицейского образования»;  «Развитие функциональной грамотности с применением онлайн ресурсов в учебном процессе МБОУ ЭКЛ»; «Структурные изменения в ЕГЭ 2022 г.: теория, практика, КИМы»; «Современные подходы в обучении иностранным языкам. Активные методы обучения на уроках английского языка». Каждый семинар всегда содержит практическую часть. Это дает возможность участникам семинаров увидеть применение педагогических технологий и методических приемов в — повседневной работе, в урочное и внеурочное время. Остановимся на одном из последних событий, практико-ориентированный семинар, проведенный 15 февраля для учителей иностранного языка Новосибирска на тему «Современные подходы в обучении иностранным языкам. Активные методы обучения на уроках английского языка» в рамках ежегодной городской Недели иностранного языка. Цель семинара: презентация опыта работы учителей английского языка, использующих разные методические приемы при организации работы на уроках английского языка с разными группами обучающихся. Семинар открыла заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ЭКЛ Придня А.Ю; учителя английского языка Айдарова Т. В., Охина Е. В. и Романова В. П. представили свой опыт работы, проведя обучающие мастер-классы.

Учителя английского языка Батенева Е. С. и Лапыгина М.Л. провели открытые учебные занятия в 4 классах

Охина Елена Викторовна, МБОУ ЭКЛ, учитель английского языка, ВКК представила опыт по организации работы с текстом на уроках иностранного языка в целях повышения уровня функциональной грамотности школьников. Письменная речь всегда является организованной и полной, нет отклонений от литературных норм языка, правил грамматики и орфографии. Если письмо – продуктивный вид речевой деятельности, то чтение – рецептивный, имеющий своей целью извлекать информацию из письменного текста. Правильно организовав работу с текстом на уроке иностранного языка, мы помогаем нашим обучающимся овладеть иностранным языком и использовать полученные знания в других видах речевой деятельности. Современные УМК по английскому языку содержат обязательно раздел, посвященные обучению чтению. В старших классах это информативное чтение. Материал должен соответствовать коммуникативно – познавательным интересам и потребностям обучающихся, содержать интересную и соответствующую по степени сложности информацию для каждой возрастной группы. Методика работы с такими текстами будет тоже разной. Учитель, как правило, сочетает и комбинирует как традиционные, так и инновационные технологии, и методы в соответствии с целями, условиями обучения и другими важными факторами. Поэтому, не всегда представленных упражнений в учебнике бывает достаточно для достижения поставленных целей и решению задач урока в каждом конкретном классе. Подготовленный мною «шаблон-пример» позволяет использовать его при работе с любым текстом на любом уровне обучения. Его можно дополнить различными упражнениями коммуникативной направленности, что позволит расширить словарный запас обучающихся и стимулировать их к речевому высказыванию с выражением собственного мнения и отношения к прочитанному.

Работа с текстом (шаблон — пример)

  1. Lead-in
    Готовим несколько утверждений в тему и проводим опрос. Учитель дает утверждение, есть 3 опции на ответ: agree/agree to some extent/disagree. Можно провести opinion dictation с такими же вариантами ответов.
  2. Read the text and do true/false task to check the understanding of the main idea
  3. Look through the text and underline useful phrases/collocations
  4. Brainstorm and make a list of collocations together or prepare a list in advance
  5. Work out the collocations from the text (discuss the meaning, give synonyms, change them)
  6. Practice the collocations (a vocabulary game, matching tasks, pizza game etc.)
  7. Write the collocations on the cards. Work in pairs and try to remember the information from the text
  8. Put the collocations in order according to the text
  9. Retell the text using the cards in order
  10. Revision: Running dictation/competition/board race
  11. Speaking: express your point of view, prepare a small talk on the topic, make a list of your tips etc.

Такой подход помогает активизации учебного процесса, повышает эффективность и результативность обучения, создаёт благоприятный климат на занятиях английского языка.

Романова Вера Павловна, МБОУ ЭКЛ, учитель английского и немецкого языков, ВКК подготовила сообщение на тему Оригами на уроках английского языка», для которой «Творчество — особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение» — писал Сомерсет Моэм. Стремление к творчеству характерно и для детей, и для взрослых.

Сегодня мне бы хотелось рассказать о развития творческих способностей школьников, а именно о таком средстве как работа в технике оригами. Слово оригами происходит из японского языка, где «ори» означает «складывание», а «ками» — «бумага». Оригами — вид декоративно-прикладного искусства, искусство складывания фигурок из бумаги. Как видно из определения, целью оригами не является преподавания английского языка. Как же мы можем включить его в контекст преподавания языка в школе?

Полагаю, что оригами можно использовать для отработки навыков чтения, письма, говорения и аудирования. Например, оригами можно использовать для закрепления лексики по теме животные, цвета и т.д. Одновременно происходит обогащение словаря школьников специальными терминами.

Для развития навыков аудирования использую видеоролики сайта YouTube на английском языке о том, как делать фигурки оригами. Если группа сильная, то можно дать задание: прочитать инструкцию и сделать оригами без видео поддержки. Что касается письма, показываю учащимся видео без звука и прошу написать инструкции для каждого шага. Это можно делать индивидуально, в парах или группах. 
В начальной школе, при изучении темы «Цвета», можно предложить учащимся вырастить цветы из разноцветной бумаги. Потом составить из них букет и подарить маме на праздник «8 Марта».  Изучая части тела, можно сделать птицу, собачку или кошку.

При изучении темы «After School» в пятом классе, вводя новую лексику по теме хобби, (to take up a new hobby) я предлагаю своим ученикам попробовать новое хобби и сделать кораблик оригами. Знакомлю ребят с новой лексикой. Ученики описывают свое оригами после того, как закончат его, чтобы потренироваться в устной речи.

При изучении раздела «Письмо зарубежному другу» ученики изготавливают конверты, чтобы на них впоследствии написать адрес зарубежного друга.

Использую оригами при прохождении темы «Праздники» — Рождества, Нового года. А в какой школе не отмечается день Святого Валентина? Дети с удовольствием делают «валентинки» своими руками».

Преимуществом этого занятия является то, что его можно использовать для учащихся всех типов восприятия (визуалов, аудиалов и кинестетиков).

Уроки английского языка, на которых вы будете использовать оригами, принесут особую радость детям, но оригами не просто развлечение. Оригами – древнее искусство, влияющее на разностороннее развитие человека.  Психологи утверждают, что оригами развивает творческие способности, воображение, концентрацию внимания, способность следовать устным инструкциям.

Оригами помогает решить и воспитательные задачи, такие как воспитание усидчивости, аккуратности при выполнении работы.

 Оригами стимулирует развитие внимания, так как ученик, чтобы сделать поделку, должен следить за этапами её изготовления, приемами и способами складывания, поэтому столь эффективную технику можно вводить в образовательный процесс не только на уроках технологии, математики, но и на уроках иностранного языка.

Айдарова Татьяна Валентиновна, МБОУ ЭКЛ, учитель английского языка, ВКК Возможности Power Point  для подготовки дидактического материала для онлайн-уроков иностранного языка. Начиная с 2020 года мы поняли, что учиться и обучать иностранному языку онлайн можно столь же эффективно, как и на обычном уроке. В МБОУ ЭКЛ существует практика проведения уроков в онлайн формате для обучающихся, находящихся на домашнем обучении по состоянию здоровья, некоторых внеурочных занятий, уроков, которые по ряду причин не могут быть проведены в классе. Конечно, сейчас существует огромное количество интернет-платформ и ресурсов для проведения подобных уроков. Это довольно известные Wordwall,  Liveworksheets для создания интерактивных заданий и рабочих листов, Voki.com для создания диктантов,  Learningapps,  Thinglink.com, en.iscollective.com (видео, рабочие листы), Wizer.me (интерактивные рабочие листы), Gloster.edu (интерактивные плакаты), Jigsawplanet.com, Pear Deck и Genial.ly (интерактивные презентации), Pixton.com (комиксы), Twinkl.com (раздаточный материал), Crello.com (интерактивные плакаты), Prosandcons.com (эссе), Grammarly.com для проверки правописания, Coggle.it (mindmaps), Play Posit.com для создания тестовых заданий, Superteacherworksheets для создания паззлов, виртуальные доски Miro, Jamboard  и т.д.   Возникает вопрос, почему при таком многообразии ресурсов именно Power Point. Во-первых, бесплатный контент перечисленных выше ресурсов довольно ограничен. Во-вторых, могут появиться проблемы, связанные с  доступом к некоторым сайтам.   Кроме того, технические проблемы часто являются препятствием при онлайн-обучении, могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами обучающихся, а низкая скорость Интернет-соединения может вообще привести к отмене занятия. Таким образом, инструменты Power Point в подобных ситуациях могут быть очень эффективны, так как работая с Power Point, учитель не зависит от качества интернет-соединения.

Конечно, на первых порах подготовка таких уроков занимает довольно много времени. К онлайн-занятиям нужно подготовиться не только технически, но и морально: завоевать и удержать внимание через экран сложнее, чем при личной встрече. Необходимо сделать это методически точно, учитывая особенности конструирования мультимедийного урока. Эффективность воздействия учебного материала на обучающихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Используя инструменты интерактивности программы Power Point, можно создавать цифровые дидактические материалы для урока иностранного языка: авторские игры и упражнения, викторины, анимированные рабочие листы, интерактивные таблицы, схемы, квесты и многое другое. Использование этих инструментов даёт возможность организовать обратную связь в виде периодических опросов, упражнений, тестов, дидактических игр. Преимуществом инструментов Power Point является и то, что отдельные слайды можно использовать в качестве раздаточного материала.

Формы работы с использованием презентаций Microsoft Power Point на уроках иностранного языка могут включать проведение фоноречевой зарядки; изучение лексики; обучение чтению; обучение диалогической и монологической речи; отработку грамматических явлений. Например, работая с лексическим материалом, можно предложить обучающимся соединить части сложносоставных слов; найти пары синонимов и антонимов; соотнести слово и его значение; подобрать картинку к слову; вставить пропущенные буквы; расставить буквы в слове по порядку; продолжить список слов по теме; найти слова по теме в “letter-box” и др. Урок в 4 Б классе проведен Лапыгиной М.Л., учителем английского языка, ВКК. Тема урока: «I love food».  Урок был направлен на актуализацию знаний и умений, усвоению новых лексических единиц и речевых образцов по теме «Еда». На уроке реализовывались следующие принципы: психологического комфорта, творчества, коллективной деятельности, системности и функциональности языковых единиц. Был использован наглядный и раздаточный материал, была представлена презентация. Обучающиеся смогли посмотреть короткий учебный видеофрагмент. В ходе урока была предусмотрена динамическая пауза, во время которой ребята с удовольствием пели песенку и выполняли упражнения. В конце урока учащиеся в группах составили рецепт «Витаминного салата», рассказали об используемых продуктах, затем решили, чей салат самый полезный и вкусный.

Урок в 4 Б классе проведен Батеневой Е.С., учителем английского языка, ВКК. Тема урока: «I love food». Урок был направлен на формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции при изучении новой темы. В ходе урока были реализованы следующие задачи: введение и использование новых лексические единиц по теме «Еда»; составление по образцу монологического высказывания; использование языковой догадки при изучении интернациональных слов; воспитание культуры общения в разных видах взаимодействия, уважительного отношения друг к другу, умение слушать других учащихся, культуры языкового общения; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Была организована фронтальная, индивидуальная и парная работа на уроке. В середине урока была проведена динамическая пауза. Урок прошел в доброжелательной обстановке.

В заключение отметим, что реализация системы формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся через культурные практики, в основании которых принципы культуротворческой и культуросозидающей парадигмы образования, а также коммуникативно-профессионального дискурса современного педагога (КПД) – одна из ведущих стратегий иноязычного образования. При этом овладение КПД становится одной из приоритетных задач учителя иностранного языка в пространстве обеспеченного инструментами и механизмами научно-методического сопровождения. А потому руководитель школьного МО становится одной из важнейших фигур обеспечения искомого взаимодействия на региональном уровне через событийные ситуации полиязычий и поликультур в образовательном процессе [3]. Учителя нашей школы целенаправленно  работают на поставленную цель через а) систему проектировочных и стратегических заседаний  методического объединения, б) культурные практики системного формирования функциональной грамотности, читательской и коммуникативной. Причем в течение последних лет исследуют ФГ в качестве важнейшего механизма повышения значимости внутренней и внешней оценки достижения образовательных результатов обучающимися.

Список литературы

  1. Буланкина Н.Е. Гридчина Е.Г. Региональная развивающая среда научно-методической поддержки  учащейся молодежи на уроках иностранного языка: функциональная грамотность Иностранные языки.Просвещение.  15 июль  2021
  2. Буланкина Н.Е., Арканова Т.В., Придня  А.Ю. Гуманитарная среда научно-методического обеспечения и поддержки  учащейся молодежи средствами иноязычного образования в России // Иностранные языки. Просвещение.
  3. Буланкина Н.Е. , Змитрович Н.Е. Ценностные горизонты непрерывного педагогического образования : лидерство.творчество.коммуникация. кооперация. // Иностранные языки. Просвещение.
  4. Буланкина Н.Е. Роль современного УМК по  иностранным языкам в формировании функциональной грамотност школьников на примере УМК серии «OPTIONS» для 10-11 классов // Иностранные языки. Просвещение. 2020
  5. Буланкина Н.Е. От теории к практике. Развивающее обучение! Какое оно // Иностранные языки. Просвещение.    – 2017. – 7 июня
  6. Буланкина Н.Е Интеграционные процессы в образовании как  инновация: методологические и технологические аспекты// Сибирский учитель, 2017.- № 1. — С.34-39. 
  7. Фоломкина С.К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке в неязыковом вузе // Общая методика обучения иностранным языкам : хрестоматия /сост. А.А. Леонтьев. – М. : Рус. язык, 1991.
  8. Harmer J, The practice of English Language Teaching – 4th edn Pearson Education Ltd, 2013

Комментарии закрыты.