ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ксения АЛЯМКИНА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 26 июля 2023Задача образования сегодня не сводится к сообщению знаний, а направлена на развитие новых, более эффективных способов обучения, на развитие личности учащихся, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного получения знаний в информационном пространстве, умения самостоятельно мыслить, обдумывать и принимать решения, четко планировать действия.
Автор: Алямкина Ксения Сергеевна
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», г. Москва
Должность: ассистент преподавателя
Требуется сформировать у учащихся универсальное умение ставить задачи для разрешения конкретных проблем. Проектный метод входит в жизнь школьников как требование и необходимость, продиктованные временем.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения неродным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. В таком случае это станет стимулом для их дальнейшего успешного овладения иностранным языком. Опыт работы в начальных классах показывает, что учебный процесс, построенный на выполнении однообразных упражнений, становится неэффективным. Необходимо предоставить учащимся возможность мыслить, рассуждать над возможными путями решения разнообразных проблем, решать поставленные задачи. Таким образом, будет формироваться мотивации к изучению английского языка.
Одним из требований к уроку английского языка является использование на уроках информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Современные дети сами хотят работать на компьютере, находить и анализировать информацию, создавать презентации. Поэтому стоит остановить свой взгляд на методе проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями. Именно сочетание этих методов обучения отвечает требованиям современности и интересам учащихся.
Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.
Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1 – 2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1 – 2 сдвоенными уроками.
На занятиях, уже начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы с проектами может быть успешно применен и в начальной школе, однако следует учитывать особенности младших школьников. Хотя ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе, всему этому их можно научить благодаря использованию метода проектов. В начальной школе этот метод требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно организовать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Работая по учебникам Верещагиной И.Н. и др., первые проекты можно начать готовить уже во втором классе. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо принимать во внимание возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Учитывая возрастные особенности детей и их уровень владения языком, большинство проектов в начальной школе являются междисциплинарными, т.е. на иностранном языке излагается содержание, относящееся к предмету той или иной области знания или учебной дисциплины (окружающий мир, математика и т.д.). В данном случае иностранный язык является не объектом исследования, а лишь средством изложения.
При выборе темы проекта необходимо учитывать круг интересов школьника, а также, в связи с ограниченным словарным запасом ребенка, работать в рамках тем, заданных учебником по иностранному языку.
Примеры тем междисциплинарных проектов:
Проект всегда должен иметь практическую значимость (продукт) и предполагает не только использование уже знакомого материала, но и поиск новых слов, новых явлений, новой информации и оформление полученных сведений, поэтому при планировании проектной деятельности необходимо учитывать эти аспекты. Проект выполняется только при четкой организации каждого этапа. При необходимости оказывается помощь ребенку, вносятся коррективы. Проектная деятельность в начальной школе – это совместное творчество учителя/учителей, детей и родителей. Работая совместно с учителем начальных классов, мы пришли к следующему плану организации работы над проектами.
Этапы работы над проектом
Первоочередная задача учителя – объяснить детям, для чего и как они выполняют проект. Для каждого этапа работы необходимо дать им конкретную и ясную инструкцию. Следует отметить, что проект первоначально обсуждается и выполняется на родном им языке, чтобы ребенок четко понимал, что он делает и зачем. На первом этапе целесообразно работать над проектом совместно с учителем начальных классов. Это, несомненно, повысит эффективность работы, поможет в доступной и, более того, привычной ребенку форме донести до него цели и задачи проектной деятельности, поскольку большинство проектов на языке в начальной школе, как было отмечено выше, являются междисциплинарными.
На пятом этапе предполагается использование аутентичных источников информации. В противном случае составление текста проекта сводится к переводу с родного языка на иностранный в условиях, когда школьники не владеют даже основами научной речи на языке. Правильная подборка текстов и дальнейшая их адаптация – одна из основных задач учителя. При составлении текста проекта следует, по возможности, избегать пассивных конструкций (использовать их лишь в прошедшем времени, чтобы дети могли интуитивно провести параллель с родным языком, т.к. в прошедшем времени глагол-связка в русском языке не опускается), большого количества новой лексики, стараться по возможности использовать уже знакомые слова и международную лексику. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными рекомендуется разбить на несколько простых. Вводные конструкции (firstly, secondly, finally и т.д.), напротив, легко усваиваются младшими школьниками.
Однако нельзя забывать о том, что выполнение проекта должно быть основано на детском творчестве. Следует поощрять идеи и попытки каждого участника привнести что-то свое в проект. Однако в начальной школе ребенку часто требуется помощь родителей, поэтому необходимо рассказать им о значимости проектов в изучении иностранного языка, проинструктировать их, как помочь ребенку дома, где найти и как правильно оформить материал.
Защита проекта должна проходить с участием каждого ребенка, иначе не будет сформирована мотивация для последующей работы с проектами. При оценивании работы часто учитывается форма подачи материала. Следует избегать монотонного изложения. Выступление можно «оживить» короткой сценкой, песней или стихами собственного сочинения, оригинальным видеорядом и т.п. При этом, однако, не следует забывать о том, что общая продолжительность защиты не превышает 5 – 7 минут и оригинальное дополнение должно быть логично связано с текстом выступления.
В заключение хотелось бы отметить, что работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной формы выполнения однообразных упражнений в результативную созидательную творческую работу. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектная деятельность позволит каждому ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Метод проектной деятельности в начальной школе оправдывает себя, т.к. соблюдаются принципы работы, способствующие наиболее активному усвоению материала и развитию личности ребенка, а именно:
- ориентация процесса обучения на совместную деятельность учителя и группы детей, детей и родителей;
- сюжетность занятия;
- чередование видов деятельности в рамках одного занятия;
- наличие конкретного результата деятельности детей в процессе обучения;
- осуществление общения и деятельности на языке, а также деятельности с языком.
По результатам работы можно сформулировать следующие ключевые положения:
- Метод проектов как современная педагогическая технология представляет собой способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, и характеризуется самостоятельностью учеников, опорой на личностные потребности, особенности и опыт учеников, а также наличием конкретных практических результатов.
- Использование метода проектов в обучении иностранному языку предполагает учет специфики этого учебного предмета и напрямую влияет на организацию проектной деятельности, а именно: предполагает по большей части групповую проектную работу с акцентом на коммуникативную сторону процесса, дополнительную работу по отбору языкового материала и важность представления результатов.