«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЭФФЕКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ: ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД

Вторник 11 июля 2023

Авторы данной статьи предлагают читателям познакомиться с опытом работы Новосибирской области в ракурсе научно-методической поддержки и тьюторского сопровождения учителя иностранного языка, акцентируя внимание  на обновлении содержательной технологичности учебно-воспитательного процесса в школе.

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, доктор философских и педагогических наук, профессор, Почетный работник общего образования РФ, всероссийский эксперт при Министерстве Просвещения РФ
Место работы: Новосибирский институт повышения квалификации переподготовки работников образования, кафедра иноязычного образования
Должность: заведующий кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО

Автор: Акзамова Елена Николаевна, учитель высшей квалификационной категории
Место работы: МБОУ Александровская ООШ, Маслянинского района
Должность: учитель английского языка, руководитель ММО учителей иностранных языков Маслянинского района, Новосибирская область

Ценностный подход позволяет решать немало проблем, связанных с выбором современных методических средств и приемов формирования глобальных компетенций школьников средствами языкового образования. И этому призваны способствовать районные и школьные методические объединения, направляющие свои усилия на создание безопасной школьной среды взаимодействия непосредственных участников общения.

В Новосибирской области почти 30 лет проводится целенаправленная работа по разработке и внедрению системы условий развития поликультурной картины мира личности обучающихся в рамках интенсивной деятельности 34 муниципиальных и 2500 школьных МО учителей иностранных языков в целях формирования глобальных компетенций обучающихся на уроках иностранных языков – английский, немецкий, французский. Обновленные образовательные стандарты, в свою очередь, характеризуются усилением их ориентации на  результаты образования, а также тем, что процесс учения в них понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности  [1-3].

Начиная с 2019 года педагоги Маслянинского района включились в широкомасштабный проект, инициированный кафедрой иноязычного образования НИПКиПРО, по формированию системы единого научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранного языка в региональной информационно-образовательной среде. Причем работа муниципальных и школьных МО фокусируется на актуальных аспектах  развития функциональной грамотности на уроках иностранного языка в свете обновленных ФГОС.

Ежегодно в течение трех принципиально важных стратегических и проектировочных сессий, проводимых на базе ИПК, руководители ММО совместно с сотрудниками кафедры иноязычного образования принимают активное участие в обсуждении разнообразных аспектов повышения качества иноязычного образования. Это и планирование деятельности ММО, и результаты внедрения новых образовательных стандартов и других государственных документов, и вопросы педагогической диагностики профессиональных дефицитов, и формирование функциональной грамотности в качестве одного из приоритетных факторов становления языковой личности обучающихся [4-6].

Во время сессий руководителям ММО в рамках фокус-групп предоставляется возможность вступать в продуктивное общение с другими,  понимать и интерпретировать информацию устных и письменных текстов, проектировать современное учебное занятие как пространство понимания и взаимопонимания, как среду событийного характера, где каждое событие – это точка удивления и решения той или иной проблемной задачи.

В свою очередь, полученные компетенции коммуникативного характера тиражируются во время сессий, проводимых руководителем ММО на местах, в своих районных центрах в процессе системного планирования методической работы и обсуждения результатов педагогической диагностики профессиональных дефицитов. Одним из важнейших эффектов такой деятельности школьных МО становится системная проектная работа субъектов образования. В частности, каждый руководитель МО находится в поиске эффективных инновационных практик нейтрализации искомых дефицитов, выполняя роль и функции медиатора тех концептуальных положений иноязычного образования, которые являются на данный момент чрезвычайно актуальными.

В частности, как никогда значимым становится проблема ответа школы на новые вызовы. Новые ценности и ориентиры образования, а также современные достижения науки и техники во многом определяют выбор методов обучения, при котором педагоги на данном этапе развития образования все чаще отдают предпочтение активным и интерактивным педагогическим технологиям. Ярким примером может служить метод проектов. Проектная методика является альтернативой традиционному подходу в образовании. В работе учителей Маслянинского района рассмотрена история этого метода, дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий и практическое применение данной методики в деятельности учителя иностранного языка.

Приобретая все большую популярность, метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Профессор Евгения Семеновна Полат, в свое время, обосновывает применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики следующим образом:

  • в условиях всё ещё существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
  • это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
  • это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте; она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Проектная методика как эффективная педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании, а именно,  особое внимание к индивидуальности человека, его личности; чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся. При этом актуальность темы обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования метода проектов при обучении иностранному языку. Кроме этого изучение проектной методики видится авторам исследования необходимым для его эффективного использования в своей педагогической деятельности.

В рамках вопроса истории использования проектной методики в зарубежной и отечественной системе образования определены сущностная характеристика метода проектов как предпосылка современного проектного обучения иностранному языку (ИЯ),  а также проектная методика как основа реализации личностно -деятельностного подхода к обучению ИЯ.   При этом последний как методологическая основа концепции государственного стандарта и его реализация обусловливает обновление парадигмы образования, включая ряд новаций: а)     от определения цели обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как умения учиться;  б) от изолированного от жизни изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения учащимися  жизненных задач, т.е. к пониманию учения как процесса образования и понимания смыслов; в) от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, т.е. к осознанию обучающимися системы учебных действий и к усвоению учебных стратегий в качестве ментального плана действий по достижению учебных целей; г) от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения, при котором обучающиеся становятся полноправными субъектами процесса обучения и коммуникации. Проектное обучение направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике. Современное проектное обучение находит широкое применение в образовательных системах обучения   многих   стран   мира.  Рассматривая проектную методику в контексте личностно-деятельностного подхода, отметим сначала, что означает личностный, то есть первый компонент. Личность, как подчеркивает И.А. Зимняя, «выступает в качестве субъекта деятельности, она формируется в деятельности и в общении с другими людьми, и сама определяет характер и особенности протекания этих процессов».  Таким образом, в центре обучения находится сам ученик, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, то есть ученик как личность. При этом  сущность проектной методики, рассматриваемой в контексте личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода, состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения должны определяться с позиции самого обучающегося, на основе его интересов, индивидуальных особенностей, потребностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно-ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение основной схемы взаимодействия. По мнению И.А. Зимней, вместо широко распространенной схемы субъектно-объектного взаимодействия S→O, где S – учитель, субъект педагогического воздействия и управления, а О – ученик, объект, должна иметь место схема субъектно-субъектного равно партнерского учебного сотрудничества. То есть обучение осуществляется по схеме S1↔Sn, где S1 – это учитель, человек, вызывающий подлинный интерес к предмету общения, к себе как к партнеру, информативный для школьника, интересный собеседник, содержательная личность, Sn – это школьник как единый взаимодействующий, коллективный, совокупный субъект партнерского общения. И как итог, учебный проект становится важным фактором и средством формирования положительной мотивации изучения ИЯ. Проектная методика реализует личностный подход к обучающимся, требующий, прежде всего отношение к ребенку, как к личности с ее потребностями, возможностями и устремлениями. Вот поэтому педагоги Маслянинского района Новосибирской области взяли такое направление в обучении иностранным языкам в школе. Уже на протяжении многих лет  проходят ежегодные тематические события в рамках «Недели науки и творчества», где обучающиеся со своими педагогами готовят и защищают проекты.

В предложенном выше контексте авторским коллективом учителей иностранного языка района подготовлено учебно-методическое пособие, в котором находят отражение ценностные доминанты отечественной методологии обучения языку как средству формирования поликультурной  картины мира личности обучающихся в современных реалиях проектной деятельности учителя и ученика. Надеемся, что дидактические и информационные материалы практико-ориентированного характера в пособии станут полезными при реализации созидательной деятельности школьных методических объединений и ассоциаций.

Список литературы

  1. Буланкина Н.Е., Гридчина Е.Г. Региональная развивающая среда научно-методической
    поддержки учащейся молодежи на уроках иностранного языка: функциональная грамотность

    Иностранные языки. Просвещение. 15 июль 2021
  2. Буланкина Н.Е., Арканова Т.В., Придня А.Ю. Гуманитарная среда научно-методического
    обеспечения и поддержки учащейся молодежи средствами иноязычного образования в России
    Иностранные языки. Просвещение.
  3. Буланкина Н.Е., Змитрович Н.Е. Ценностные горизонты непрерывного педагогического
    образования: лидерство.творчество.коммуникация. кооперация
    . // Иностранные языки.
    Просвещение.
  4. Буланкина Н.Е. Архитектоника гуманитарной среды современной научно-методической
    поддержки иноязычного образования России
    Иностранные языки. Просвещение.
  5. Буланкина Н.Е. Роль современного УМК по иностранным языкам в формировании функциональной грамотности школьников на примере УМК серии «OPTIONS» для 10-11 классов// Иностранные языки. Просвещение. 2020.
  6. Буланкина Н.Е. Актуальные вопросы повышения уровня языковой подготовки учителя
    иностранного языка в условиях непрерывного образования // Сибирский учитель. — №5
    (126). – 2019. — С.12-19

Комментарии закрыты.