ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Марина ХРАМОВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Четверг 7 декабря 2023Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, обеспечивающей построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Автор: Храмова Марина Сергеевна
Место работы: МБОУ «СОШ № 24», г. Братск, Иркутская область
Должность: учитель английского языка
В соответствии с Федеральной рабочей программой основного общего образования по иностранному языку, наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка формируются компетенции: образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования. Для достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного общего образования, предполагается использование новых педагогических технологий, в том числе и индивидуализация обучения.
Инструментом, который может быть использован для решения данной задачи, является индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) обучающегося – индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного школьника и преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки. Другими словами, ИОМ – это путь или способ реализации личностного потенциала ребёнка, развитие его способностей по индивидуальному плану.
Учитывая разные познавательные, организационные и интеллектуальные способности обучающихся при изучении иностранных языков, а также с развитием разнообразных форм обучения (очно-заочная, заочная, семейная, самообразование), имеет смысл использовать именно механизм индивидуализации.
В соответствии с квалификацией ИОМ, предложенной И.А. Галацковой, которая предлагает разрабатывать и реализовывать ИОМ обучающихся, исходя из темпов освоения ими образовательных программ и личностных особенностей обучающихся, можно выделить:
- ИОМ для обучающихся с опережающими темпами развития;
- ИОМ для обучающихся с ослабленным здоровьем;
- ИОМ для обучающихся с низкой учебной мотивацией и трудностями в обучении;
- ИОМ для одарённых обучающихся со специальными способностями (повышенная эмоциональность, недостаточный уровень саморегуляции, трудности в общении).
При разработке алгоритма проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, обучающихся можно воспользоваться следующей последовательностью:
- Определение оснований для выбора ИОМ обучающегося: проведение психологической диагностики обучающегося, проведение анкетирования обучающегося и родителей для изучения их образовательных потребностей;
- Обработка полученных результатов;
- Выбор индивидуального образовательного маршрута;
- Проведение промежуточной психолого-педагогической диагностики реализации ИОМ обучающегося, анализ её результатов и внесение корректировок в ИОМ;
- Проведение итоговой психолого-педагогической диагностики реализации ИОМ обучающегося (по итогам года) и анализ её результатов.
- Проведение сравнительного анализа. Определение эффективности реализации ИОМ обучающегося.
- Проведение итоговой встречи педагога, обучающегося и родителей.
Безусловно, процесс индивидуализации обучения при обучении иностранному языку нивелирует общие образовательные трудности обучающегося, повышает значимость обучения в жизни ребёнка и и уровень самооценки. Индивидуальные образовательные маршруты смогут повысить качество обучения и достичь планируемых результатов.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2010. (в редакциях).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования.— М., 2012. (в редакциях).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.— М., 2014.( в редакции). 4. Акулова О.В., Заирбек Е.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.—290с.