ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕЙСТВИИ
Автор: Анастасия ПОКИДОВА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 5 декабря 2023В современном мире цифровых технологий и искусственного интеллекта крайне актуально помнить о потенциале хорошо известных, продуктивных заданий и игр, нацеленных на коммуникацию, познание мира и, как бы странно это не звучало, использование материала, напечатанного на бумаге, а не выведенного на экран.
Автор: Покидова Анастасия Дмитриевна, автор рабочих тетрадей и сборников контрольных работ к линии УМК «Вместе» (“Team Up!”) для 2-8 классов, учитель английского языка ВКК, методист МБУ ДПО УМЦ «Коломна», эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО, автор сценарных планов Российской электронной школы, cifra-school, ЦОС «Моя школа», тьютор ГК «Издательства «Просвещение»
Наши добрые настольные игры, знакомые и любимые с детства, минимизируют уровень так называемого фонового шума, помогают ребенку сконцентрироваться на том, что изображено или написано на его карточке, погрузиться в изучаемый аспект. Такие игры позволяют вовлечь в работу абсолютно каждого ученика, создать ситуацию успеха, которая поможет им поверить в себя.
Однако учителю-предметнику не стоит ограничивать поиск подобных материалов только своим предметным направлением, ведь ключевой аспект современного образования – установление межпредметных связей для формирования более полной картины мира. Обучающиеся должны уметь переносить знания из одной предметной области в другую. Особенно это актуально для педагогов иностранных языков. Ведь для нас язык – это не цель обучения, а средство познания мира вокруг нас. На уроках мы говорим о различных областях искусства и науки, обсуждаем историю и географические объекты, формируем любознательность и расширяем кругозор школьников. Важность этой работы подчеркивается и новыми нормативными документами. Так, в Федеральной рабочей программе по английскому языку детально представлены тематические блоки, обязательные для изучения со 2 класса. Выделим те, что касаются темы «Родная страна и страны изучаемого языка»:
Как мы видим из таблицы, тематический блок «достопримечательности» обязателен к изучению уже с 4 класса. Выпускники начальной школы должны уметь говорить не только о достопримечательностях стран изучаемого языка, но и о тех, что представлены в России. В поисках интересного актуального материала для своих учеников я обратила внимание на настольные игры под общим названием «Игротека» от издательства «Просвещение-Союз». Всего в серии 10 игр, познакомиться с ними поближе можно тут
Играя в эти настольные игры, ребята не только развивают скорость мышления, память, внимательность и логику, но и узнают больше о России, глубже погружаются в ее особенности, традиции, разнообразие культур и этносов. Конечно, расширяют кругозор, нарабатывают эрудированность и умение поддержать беседу, демонстрируют достойный уровень образования, обретают чувство гордости за свою Родину. В части иностранного языка отрабатывается лексика, расширяется диапазон разговорных тем, появляется уверенность в себе, уходит языковой барьер – и все это несмотря на то, что все игры на русском языке. А возможно, и благодаря этому.
Мне посчастливилось стать обладательницей набора «Памятники России». Честно скажу, была в восторге от размера карточек, отличной цветной печати и плотности бумаги. Эта серия игр для детей разных возрастов, она направлена на достижение личностных результатов в патриотическом и гражданском воспитании. Акцентируются игры на знакомстве с нашей великой страной, ее культурой, природой, достижениями, архитектурой и историей. Данная серия организована по принципу мемо или домино, но есть и «бродилки» с кубиком и фишками. Каждая игра посвящена отдельной теме.
Игру «Памятники России» мне, учителю английского языка, методисту, не терпелось принести на занятие и удивить своих обучающихся.
Почему выбрала ее?
- в наборе присутствуют самые известные достопримечательности нашей страны (32 карточки) с базовыми данными о них;
- игра рассчитана на 2-6 игроков (но можно организовать работу в парах , и по командам, если наборов несколько);
- игра рассчитана на школьников 7-12 лет (но, уверяю вас, и старшим будет интересно);
- материал ориентирован как на проверку фоновых знаний, так и на получение новых;
- развивает память и внимание;
- карточки можно применять для развития навыков монологической речи на изучаемом иностранном языке (описание картинки);
- в инструкции предложены три варианты работы (мемо, викторина, викторина по командам), но как учителя иностранных языков мы точно найдем много разных дополнительных вариантов использования;
- игра рассчитана на 15-20 минут (в начальных классах можно взять не всю колоду, уделив 5-7 минут, в 5-7 классах укладываемся в 10-15 минут, что соответствует нормам СанПин по частоте смены видов деятельности).
Во время игры ребята часто задаются вопросом, почему тот или иной памятник появился в этом городе, почему он сделан так необычно, чем прославились люди, изображенные на карточках. Все это влечет за собой развитие инициативности, поисковую работу ребят, часто выполняются проекты, презентовать которые мы всегда рекомендуем на изучаемом иностранном языке.
Отмечу, что в наборе представлены и памятники, посвященные историческим событиям, и современные, и герои, сделавшие многое для развития страны, и известные музыкальные исполнители. Поэтому вы всегда сможете выбрать те карточки, которые подходят вашей теме урока / занятия.
Не могу не поделиться реакцией ребят в момент, когда они увидели памятник, расположенный в нашем родном городе, Коломне. Это была и радость, и удивление, и гордость одновременно. Я искренне уверена, что подобные эмоции испытает каждый школьник, найдя любимый или хорошо знакомый город среди многообразия карточек из набора.
Набор «Памятники России» отлично подойдет для работы с обучающимися начальных классов, ведь имеются карточки, изображающие памятники со сказочными персонажами, некоторые из которых тоже мотивируют ребят на поиск дополнительной информации:
Помимо заявленных в наборе игр мы играем в «бродилку». Для этого раскладываем карточки «змейкой», берем игральный кубик и маленькие фигурки/игрушки. Традиционно в игре могут принимают участие от двух до шести человек, но мы также играем парами и командами. Итак: игроки (команды) выбирают фишки, которыми будут «ходить». Затем разыгрывают первый ход – кидают кубик: у кого больше «точек», тот и первый, и так далее. Рекомендуется после определения очередности встать кругом рядом с игровым полем в нужной последовательности. Далее игроки кидают кубик и делают необходимое количество «шагов» по полю, произнося 2-3 предложения об изображенной достопримечательности на английском языке. При невозможности ответить или наличии лексико-грамматических ошибок, игрок ставит свою фигурку на ту клетку, где она стояла до совершения хода.
Например, This is the “Deer”. It’s in Nizhniy Novgorod. It was made in 2014.
Также можно работать по формату задания № 3 ВПР, описывая картинку:In the picture I can see the monument “Deer”. The animal is strong and beautiful. It has got great horns. It’s near the famous Chkalov Stairs. It seems the deer is walking somewhere. I like this monument. It’s the symbol of the city.
Еще один вариант игры, который любят мои ученики: Guess what’s inside the Magic Box. В игре могут принимать участие разное количество человек, наиболее продуктивно участие 2-12 обучающихся. Возможна также игра парами и командами. Учитель кладет все карточки из набора в «волшебную коробку», затем — берет одну карточку, никому не показывая ее. Задача детей – угадать, что изображено / написано на карточке учителя, задавая вопросы Is it … / Have you got … ? / etc. Как только прозвучала верная достопримечательность, ученик, назвавший ее, вытаскивает следующую карточку, а другие игроки продолжают угадывать.
Также играем в «Объясни, и я пойму».В этой игре могут принимать участие команды из 2-6 человек. Смысл игры также заключается в угадывании достопримечательностей. Изображенные на карточках реалии нужно объяснить другим участникам своей команды за определенное время (1-1,5 минуты). В зависимости от уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции у каждой группы игроков допускается объяснение как на русском, так и на английском языке. Можно 1) описывать достопримечательность, 2) использовать факты, известные о ней.
В заключение хочется отметить, что работа учителя иностранного языка должна способствовать осознанию обучающимися роли языков как средства межличностного и межкультурного взаимодействия в условиях поликультурного, многоязычного мира и инструмента познания мира и культуры. Именно применение игр, подобных набору «Памятники России», обеспечит уже на этапе начальных классов формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, что позволит школьникам приобщаться к культуре, традициям, реалиям не только стран изучаемого языка, но и своей Родины. Такие формы работы гарантируют готовность детей представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения.
А вы знаете, «Что делает мышь в Новосибирске?», «Где проходит царская охота?», «Из чего сделан памятник «Время»?» Если очень хотите узнать сами и погрузить школьников в чудесный мир достопримечательностей нашей Родины, эта игра (да и вся серия) — для вас!