«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СИНЯЯ ПТИЦА: ЧЕРЕЗ ГОДЫ, ЧЕРЕЗ РАССТОЯНИЯ…

Понедельник 25 декабря 2023

Т.В. Белосельская
Руководитель совместного проекта
«Синяя птица» для 5-9 классов,
автор УМК «Синяя птица» для 5 класса,
зав. редакцией романских языков

с 1988 по 2015 годы,
Заслуженный работник культуры

Российской Федерации,
Эксперт Экспертного совета

издательства «Просвещение»

В начале 90-х годов происходят радикальные перемены в системе преподавания иностранных языков в России. Изучению иностранных языков придаётся очень большое значение. На смену устаревшему грамматико-переводному методу приходит современный коммуникативно-деятельностный подход в изучении иностранных языков.

Главная цель обучения иностранным языкам в современном обществе – формирование коммуникативной компетенции учащегося, т.е. развития и совершенствование умения использовать язык как инструмент общения, как средство развития личности учащегося, способного и готового вступать в межкультурную и межличностную коммуникацию с представителями страны изучаемого языка.

В издательстве «Просвещение» , всегда готового к вызовам современности, в самом конце восьмидесятых годов ХХ века, а именно, в сентябре 1989 года,  начинается активный поиск контактов и сотрудничества с крупнейшими иностранными игроками на книжном рынке учебной литературы — представителями ведущих учебных издательств Великобритании, Франции, Германии и Испании — руководителями и коммерческими представителями издательств, учёными, авторами в целях создания современных линий учебников иностранного языка для российской школы.

Именно так, со встречи  издательства «Просвещение» в лице Александра Петровича Судакова, в тот момент Главного редактора  издательства, господина Мишеля Гдимара, директора французского издательства « CLE International » и Татьяны Васильевны Белосельской, заведующей редакцией французского языка издательства «Просвещение» на Международной книжной выставке-ярмарке 1989 года, началось и  вот уже более 30 лет продолжается тесное сотрудничество между редакцией романских языков издательства «Просвещения» и издательством «CLE International», одним из наиболее современных, гибких, динамичных и успешно развивающихся издательств Франции.

Эта встреча завершилась подписанием Проекта о намерениях совместного сотрудничества между издательствами «Просвещение», Россия, и издательством «CLE International» , Франция , в области создания и издания в России первой линии учебников французского языка для российских школьников.

Результатом такого эффективного сотрудничества между издательством «Просвещение» и издательством «CLE International» стало появление на российском книжном учебном рынке линии учебников по французскому языку «Синяя птица» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательной школы. Её авторами, начиная с первого учебника для 5 класса являются
Э.М. Береговская, М. Туссен (Париж, Франция), затем Т.В. Белосельская, далее творческую инициативу продолжили талантливые авторы
Н.А. Селиванова и А.Ю Шашурина (6, 7, 8, 9 классы).

В качестве консультативного органа, согласившегося оказывать дидактическую и методологическую поддержку в создании новых учебников французского языка, учитывая большой и многолетний опыт в этой области, выступил Международный центр педагогических исследований в Севре (CIEP), а именно, известный французский учёный господин Бертран Кальми.

Дизайн обложек, внутренние графические макеты учебников, подбор и аутентичные фотоиллюстрации подготовили специалисты французского учебного издательства «CLE International» и т.д.

Начиная с этого времени линия «Синяя птица» становится самой популярной линией учебников по изучению французского языка в России. Именно на примере этой линии учебников было продемонстрировано, что тесное сотрудничество между специалистами двух стран, в данном случае России и Франции: издателями, совместными авторскими коллективами, художниками, дизайнерами книги, государственными структурами России и Франции, Посольством Франции в России способствует созданию современного учебника на самом высоком уровне.

Что же было такого особенного в этих учебниках и учебных пособиях, что они завоевали любовь и признание в сердцах учащихся, учителей, методистов и просто читателей, любящих французский язык и культуру Франции? Да прежде всего сложился замечательный творческий коллектив специалистов, принимающих участие в создании книги : это и талантливые  авторы и методисты, сумевшие реализовать в учебниках  современные методические подходы в изучении иностранных языков, и замечательная работа русских и французских художников  над внешним и внутренним оформлением книг, создавших яркий, запоминающийся образ  Франции и высокопрофессиональные редакторы и другие специалисты издательства «Просвещение», позволившие всем нам вначале познакомиться, а затем и полюбить прекрасный французский язык, совершая при этом увлекательное путешествие в историю, культуру и современность Франции сегодня.

С момента их появления на российском книжном, учебном рынке,  эти учебники произвели настоящую революцию: яркие, привлекательные, впервые (!) цветные, с большим количеством слайдов, иллюстраций, отражающих реалии современной Франции, написанные живым, аутентичным французским языком, содержащие значительный игровой материал, чудесные тексты, диалоги , комиксы, стихи, песенки – все это, безусловно, мотивировало учащихся к изучению французского языка и , как следствие, весьма способствовало росту доли французского языка на книжном учебном рынке.

Т.В. Белосельская

Руководитель совместного проекта «Синяя птица» для 5-9 классов,
автор УМК «Синяя птица» для 5 класса,
зав. редакцией романских языков с 1988 по 2015 годы,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Эксперт Экспертного совета издательства «Просвещение»

* * *

Авторы:

Н.А.Селиванова,
доцент кафедры французского языка МГИМО МИД России, канд.пед.наук

А.Ю.Шашурина,
доцент кафедры французского языка МГИМО МИД России, канд.фил.наук

Что такое профессиональное счастье педагога? Это такое состояние, когда профессиональные знания и умения реализуются в очень важном и значимом для вас и для нашей системы образования проекте, требующем максимальной концентрации творческих способностей, остроты мышления, неожиданных и смелых идей для осуществления главного замысла.

Ближе к середине девяностых издательство «Просвещение» пригласило нас участвовать в проекте «Синяя птица», целью которого стало создание учебников по французскому языку нового поколения для средней общеобразовательной школы. К этому времени учебник для 5 класса (авторы Э.М.Береговская и М.Туссен) уже вышел, и мы должны были принять эстафету. Правильно подобранный авторский коллектив – залог успешного и эффективного сотрудничества. Нам повезло вдвойне и втройне. Мы стали частью большой команды под руководством Т.В.Белосельской, талантливого редактора, долгие годы успешно возглавлявшей редакцию романских языков. Туда вошли на разных этапах компетентные редакторы Т.М.Карпова, Е.В.Згонник, Л.Мамедова, Н.В.Шувалова, методист министерства образования РФ Е.Е. Горчилина, великолепные художники-иллюстраторы В.Гальдяев и Ю.Христич и многие другие. Огромную поддержку авторский коллектив получает сегодня от Латифы Мамедовой, заведующей редакцией романских языков Центра лингвистического образования издательства «Просвещение».

Отличительной особенностью проекта «Синяя птица» было участие в нём известного французского издательства по выпуску учебной литературы «Cle International». Французское посольство в России предоставило авторам возможность стажировки в Международном Центре Педагогических Исследований (CIEP) города Севра. Мы ближе познакомились с системой французского школьного образования, изучили много методической литературы в области обучения иностранным языкам и французской художественной литературы, написанной специально для подросткового возраста. Необычайно интересными и полезными были встречи с издателями учебников французского языка как иностранного.

Яркие, запоминающиеся воспоминания остались у нас от сотрудничества с ведущим специалистом Международного центра педагогических исследований господином Бертраном Кальми. Наши рабочие встречи в Москве и Севре, оживлённые дискуссии, обмен мнениями по самым разным вопросам, связанным с написанием учебника, были очень продуктивными. Взаимодополняемость новейших зарубежных тенденций в области преподавания иностранных языков и богатейших теоретических и практических исследований отечественных лингводидактов помогла нам выработать новые современные подходы к определению целей и методов обучения французскому языку учащихся на среднем этапе обучения. Учебники линии «Синяя птица» развивают умения устного и письменного иноязычного общения, грамматика рассматривается как неотъемлемая составляющая речи, темы общения отражают интересы подростков. УМК «Синяя птица» формируют и совершенствуют навыки смыслового чтения, умения краткого и развёрнутого пересказа, организации и проведения «круглых столов», ведения личной переписки, создания творческих проектов и др. Основу учебников составляют тексты, диалоги, ситуации, максимально приближенные к реальной практике общения.

«Синяя птица» — это не только масштабный методический и издательский проект, это ещё и большой период жизни, в течение которого нам пришлось осваивать новые технические и информационные возможности – начиная от общения посредством факсов и почтовой связи до компьютера, электронной почты и использования Интернет-пространства. Первые шаги были робкими и затратными по времени, но стремительно развивающиеся информационные технологии открывали доступ к постоянно растущему объёму новых сведений, позволяя своевременно актуализировать учебный материал.

Проект «Синяя птица» продолжает оставаться современным, потому что работа по его совершенствованию и модернизации никогда не останавливалась. Это становится совершенно очевидным и наглядным, когда сравниваешь первые издания учебных книг с теми, которые приходят в школу сегодня. Меняется в соответствии с требованиями сегодняшнего дня как проблемно-тематическое содержание, так и полиграфическое качество каждой составляющей учебно-методического комплекта.

Встречаясь с учителями в рамках педагогических семинаров и вебинаров, мы понимаем, что «Синяя Птица» дополняется и обогащается разработанными ими в процессе её использования проектами, викторинами, тестами, контрольными заданиями…. Именно учитель – то звено, без которого невозможен успех того или иного учебного пособия или УМК.

У нас, авторов, много единомышленников среди учителей в разных регионах России. А это значит, что все усилия нашего большого дружного творческого коллектива не проходят даром и интерес к изучению французского языка не ослабевает.

Н.А.Селиванова,
доцент кафедры французского языка МГИМО МИД России, канд.пед.наук

А.Ю.Шашурина,
доцент кафедры французского языка МГИМО МИД России, канд.фил.наук

Комментарии закрыты.