ALMA MATER: GAVRIKOV STREET
Автор: Ирина Темнова | Рубрика: ALMA MATER Пятница 19 января 2024
Для многих учителей моего поколения (+ -) -это священный адрес факультета английского языка Ленпеда ( МГПИ им .Ленина, теперь МПГУ (уже без Ленина, но по-прежнему — бренд).
В 2023 году у Института иностранных языков, основанного как факультет иностранных языков в 1948 году, был 75-летний юбилей! А самому вузу в 2022м стукнуло аж 150!

Автор: Темнова Ирина Николаевна руководитель направления Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение», почётный работник общего образования РФ, лауреат премии города Москвы в области образования, выпускница факультета английского языка МГПИ им. В. И. Ленина 1981г.
Наверняка, много славных историй есть у выпускников этой колыбели учителей, педагогов, преподавателей, и я решила поделиться своей.
Для нас школьное здание на метро Красносельская, рядом с железной дорогой и Леснорядским рынком было «храмом», где нас учили любить профессию и знать досконально свой предмет!

Да, я горжусь, что я учитель-предметник. Меня учили грамматике, лексике и фонетике, педагогике и методике. Меня учили любить свой предмет, чтобы потом передать любовь своим ученикам. Обязательные педпрактики были частью профессиональной подготовки. И помогли потом проработать 22 года в школе, где я всегда чувствовала себя на своем месте. Мне повезло учиться всему этому у звезд, чьи учебники и пособия знакомы многим поколениям будущих специалистов.
Мне повезло:
- Слушать лекции по методике у Галины Владимировны Роговой (1)
- Восхищаться лексикологией на лекциях Галины Борисовны Антрушиной (2)
- Знакомиться с психолингвистикой у Алексея Алексеевича Леонтьева (3)
- Погружаться в теоретическую фонетику с Мариной Алексеевной Соколовой (4)
- Постигать историю языка и лингвистику с несравненным Владимиром Дмитриевичем Аракиным. (5)
- Влюбиться в английскую и американскую литературу благодаря Игорю Олеговичу Шайтанову (6)
- Слушать с замиранием сердца Нину Михайловну Демурову (7)
- Открывать удивительный мир истории английского языка с Мариной Дмитриевной Резвецовой (8)
- Путешествовать на лекциях по страноведению Юлии Федоровны Гурьевой (9)
В нашем здании на улице Гаврикова занимался и ром-герм. А это значит, что я ходила по одним коридорам с Инессой Львовной Бим (10)
Я учила грамматику с Валерием Владимировичем Гуревичем (11), отвечала на семинарах по лексикологии у Ольги Васильевны Афанасьевой (12), читала домашнее чтение с Юлией Евгеньевной Ваулиной (13).
Вместе с куратором моего курса Ириной Владимировной Михеевой (14) ездила на «картошку» и ходила на «субботники».
Изучала летние виды спорта вместе с Нестеровой (15) и Фрейдиной (16), проходя подготовку гидов-переводчиков к Московской олимпиаде-80.
На соседнем курсе училась и Ирина Твердохлебова (17) Строжайшего декана, великолепного грамматиста и очень мудрую женщину — Анастасию Яковлевну Лебедеву (18) – я узнала, как очень справедливого педагога еще на вступительных экзаменах. Заменяя экзаменатора на время перерыва, она увидела, что я смеюсь, читая рассказ «Вождь краснокожих» (к своему стыду. я это рассказ не знала до этого…). О чем-то потом шепнула ведущему экзамен и моя небольшая помарка в переводе не повлияла на оценку.
Мне повезло, что целых три года у меня вела фонетику Ирина Сергеевна Тихонова (19)
Несравненная королева фонетики. Талантливейший педагог. Мастер коммуникации. Режиссер и актриса одновременно. Она придумывала задачи. Она умела и показать, и научить.
Она:
- учила говорить изысканно как будто у тебя в руках «хрустальный поднос с экзотическими фруктами».
- учила доносить свою мысль «с улыбкой в голосе»
- учила показывать в беседе и монологе «свободную эмансипированную женщину»
И еще она говорила: «После окончания (института) вы обязательно упадете (в знании языка), но главное, чтобы было, с чего падать!»
Спасибо моей ALMA MATER на улице Гаврикова за то, чему научили! Мне очень повезло!
БИБЛИОГРАФИЯ. GAVRIKOV STREET в лицах и фактах
1. Галина Владимировна Рогова


кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Факультета иностранных языков Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В. И. Ленина – МПГУ. В 1953 году она создала кафедру методики преподавания иностранных языков, которую возглавляла более 30 лет (по 1986 год). Она создала принципиально новый курс методики, в основу которого были положены идеи отечественной психологии и психолингвистики.
2. Галина Борисовна Антрушина

кандидат филологических наук, профессор, автор многочисленных учебников и пособий
3. Алексей Алексеевич Леонтьев


доктор филологических наук (1968), доктор психологических наук (1975); профессор кафедры методики преподавания иностранных языков (1986); Основоположник и организатор психолингвистических исследований в СССР, автор важнейших теоретических трудов в этой области («теория речевой деятельности»).
4. Марина Алексеевна СОКОЛОВА — специалист в области фонетики английского языка; кандидат филологических наук (1954); профессор (1987), заведующая кафедрой фонетики английского языка


Основатель научной школы «Фонетический аспект речевой коммуникации». Марина Алексеевна была одним из ведущих отечественных специалистов в области теоретической фонетики английского языка. В становлении научной школы сыграли следующие ученые: профессор Ксения Павловна Гинтовт, профессор Ирина Сергеевна Тихонова.
5. Владимир Дмитриевич Аракин


лингвист; доктор филологических наук (1983); профессор (1955), заведующий кафедрой лексики и фонетики английского языка МГПИ им. В.И. Ленина(1958-1983). В.Д. Аракин работал над проблемами сравнительно-исторического и типологического языкознания, применяя следующие принципы: системный подход в описании сходства и различия; опора на содержательную сторону сопоставляемых явлений; учет функциональных особенностей сопоставляемых единиц.
6. Игорь Олегович Шайтанов


главный редактор журнала «Вопросы литературы», профессор, руководитель научного центра Современных компаративных исследований в РГГУ . Лауреат престижных академических и литературных премий, в том числе премии им. А.Н. Веселовского Российской Академии наук (2014), Национальной премии за лучший книжный проект года, присужденной за энциклопедию «Уильям Шекспир» (2015).
7. Нина Михайловна Демурова


доктор филологических наук, советский и российский литературовед, исследователь литературы Великобритании и США, детской английской литературы, переводчик с английского.
8. Марина Дмитриевна Резвецова


профессор кафедры фонетики и лексики английского языка, кандидат филологических наук
9. Юлия Федоровна Гурьева


профессор Кафедры фонетики и лексики английского языка, автор собственного курса страноведения, который она читала на протяжении 40 лет.
10. Инесса Львовна Бим


доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, известная учёная в области теории и методики обучения иностранным языкам , автор многочисленных и издающихся по настоящее время учебников по немецкому языку.
11. Валерий Владимирович Гуревич


доктор филологических наук, профессор кафедры грамматики МПГУ, автор многочисленных трудов по грамматике английского языка
12.Ольга Васильевна Афанасьева- доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры английской филологии Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, автор серий учебно-методических комплектов для общеобразовательных школ по английскому языку – “English” (4-11 классы для школ с углубленным изучением английского языка), “Rainbow English” (2-11 классы для средних общеобразовательных школ), «Новый курс английского языка для российских школ» (5-9 классы для средних общеобразовательных школ), «Английский в фокусе» (10-11 классы для средних общеобразовательных школ)
13.Юлия Евгеньевна Ваулина — кандидат филологических наук, доцент, автор линии УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов
14. Ирина Владимировна Михеева — кандидат филологических наук, доцент, автор линии УМК «Rainbow English», Английский язык как второй иностранный» 5–9, «Английский язык» и учебных пособий АО «Издательство «Просвещение»
15 Татьяна Дмитриевна Нестерова — кандидат филологических наук, профессор, доцент Кафедры фонетики и лексики английского языка имени В.Д. Аракина
16. Елена Леонидовна Фрейдина — доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры фонетики и лексики английского языка имени В.Д. Аракина
17. Ирина Петровна Твердохлебова

кандидат педагогических наук, доцент, главный редактор научно-методического журнала «Иностранные языки в школе»
18. Анастасия Яковлевна Лебедева

декан факультета английского языка МГПИ им. В.И. Ленина, во время моего студенчества 1976-1981, автор многочисленных пособий по грамматике.
19. Ирина Сергеевна Тихонова — профессор кафедры фонетики и лексики английского языка, кандидат филологических наук, доцент, автор учебников и учебных пособий, создатель уникальной методики обучения фонетике английского языка.