ТОК-ШОУ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ
Автор: Ксения ЕРМОЛИНА | Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Вторник 6 февраля 2024Изучение иностранного языка – важнейший элемент умственного развития школьников, независимо от того, какой иностранный язык изучается. Изучая иностранный язык, мы развиваем память, мышление, воображение.
Автор: Ермолина Ксения Александровна
Место работы: МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова»
Должность: учитель иностранного языка
Поддержать интерес обучающихся к изучению иностранного языка помогают нестандартные занятия, участие детей в различных творческих и интеллектуальных конкурсах по иностранному языку, в том числе участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
На ступени среднего общего образования наши учителя работают по учебно-методическому комплекту издательства «Просвещение» «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» О.А. Радченко, М.А. Лытаевой, О.В. Гутброд для 10, 11 класса. Данный учебник предлагает в конце изучения тем такие упражнения, как дискуссия, дебаты, ток-шоу. Особенно интересной представляется нам работа над ток-шоу. Это обусловлено тем, что уже несколько лет подряд участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в устном туре олимпиады выполняют задание «ток-шоу».
Приведем пример задания устного тура олимпиады (муниципальный этап) для 9-11 классов в 2021-2022 учебном году:
1. Sie sollen in einer 3er –oder 4er Gruppe eine Talkshow vorbereiten. Die
Präsentation der Talkshow soll ca. 10 – 12 Min. dauern. Für die Vorbereitung
haben Sie 45 Min. Zeit.
2. Das Thema der Talkshow ist: In der letzten Zeit sind die elektronischen Bücher sehr populär. Macht das Lesen dabei wirklich Spaß?
Folgende Aspekte können dabei besprochen werden:
– Vor- und Nachteile;
– Situation im Land;
– Eigene Erfahrungen, Beispiele;
…
An der Präsentation können z.B. folgende Figuren/Personen teilnehmen:
— Moderator/in
— Jugendliche
— Lehrer/innen
— Eltern/Großeltern
— Psychologe/in
…
Sie können diese Rollen (außer der des Moderators) auch durch andere ersetzen.
3. Tipps für die Vorbereitung:
— Entscheiden Sie in der Gruppe, ob Sie bei den vorgeschlagenen Rollen bleiben.
— Überlegen Sie zusammen, wie die Talkshow ablaufen soll.
— Jedes Gruppenmitglied überlegt sich seine Redebeiträge.
— Versuchen Sie die Talkshow vor der Präsentation einmal durchzuspielen.
4. Tipps für die Präsentation
— Sprechen Sie möglichst frei.
— Achten Sie darauf, dass jedes Gruppenmitglied etwa gleich viel sagt.
— Unterstützen Sie Ihre Meinung mit Argumenten und Beispielen.
Для подготовки участников к устному туру олимпиады целесообразно совместить работу над учебной темой с подготовкой к олимпиаде.
Приведём пример задания из учебника для 11 класса:
Talkshow: „Gesunde Lebensweise für die Jugendliche: Herausforderungen und Tipps“.
- Teilen Sie sich in drei Gruppen. Wählen Sie ein Thema, für das Sie als Experten zuständig sind.
- Gesunde Ernährung
- Gesunder Tagesablauf gegen Zeitdruck
- Sport und Freizeit
- Erarbeiten Sie diese Themen in Gruppen. Gehen Sie bei ihrer Argumentation aus folgenden Aspekten ein. Verwenden Sie Informationen aus den Texten der Lektion 5.
…
Ток-шоу (англ. talk-show – разговорное зрелище) представляет собой телевизионную передачу, в ходе которой приглашенные в студию участники обсуждают ту или иную тему. Ведущий ток-шоу помогает раскрыть проблему с разных сторон, прибегая к помощи гостей, экспертов, вызывает обмен мнениями и размышление.
На уроке иностранного языка ток-шоу готовится группой учеников (3-4 человека), среди которых распределяются роли ведущего или модератора, подростков, учителей, родителей, психологов. Все роли кроме ведущего могут быть заменены другими персонажами. Остальные ученики становятся зрителями в студии и готовят вопросы для участников ток-шоу.
Нужно отметить, что работа над ток-шоу достаточно трудоёмкая и требует тщательной подготовки. Кроме того, учащиеся должны иметь достаточно хороший уровень владения иностранным языком, чтобы выполнить это задание. Поэтому целесообразно проводить ток-шоу в старших классах.
По структуре ток-шоу делятся на два вида [1, с. 57]:
- упрощённая форма, предполагающая вопросы и более или менее развёрнутые ответы;
- усложнённая форма, которая требует высокого уровня языковой подготовки обучающихся.
В условиях общеобразовательной школы реально проводить упрощённую форму ток-шоу. Усложнённую форму возможно реализовать среди учеников, серьёзно занимающихся изучением иностранного языка, постоянно участвующих в олимпиаде, либо готовящихся к сдаче экзаменов по иностранному языку.
Работа над ток-шоу имеет определённую последовательность, и подготовка к нему осуществляется с первых уроков изучения определённой темы. Ученики должны познакомиться с новыми лексическими единицами по теме, уметь использовать их в монологической и диалогической речи, устно и письменно, рассмотреть тему или проблему с разных сторон, уметь формулировать своё отношение к различным вопросам. Таким образом, можно выделяются следующие основные этапы подготовки ток-шоу:
- подготовительный этап;
- этап презентации ток-шоу;
- заключительный этап.
Подготовительный этап является наиболее трудоёмким и продолжительным этапом и зависит от уровня подготовки обучающихся. На данном этапе осуществляется основная работа по организации ток-шоу: работа над лексическим материалом по теме, предложенная авторами учебно-методического комплекта, использование изученной лексики при построении собственных высказываний. Разные точки зрения на какую-либо проблему, речевые клише выражения собственного мнения, построения различных вопросов должны быть отработаны на данном этапе. Длительность данного этапа зависит от уровня подготовки учеников.
До этапа презентации ток-шоу важным является также распределения ролей: выбор модератора, приглашенных собеседников, экспертов, зрителей в студии.
Этап презентации представляет собой непосредственно ход ток-шоу на практике. Ученики разыгрывают свои роли. Если класс разделён на группы, то ученики презентуют ток-шоу последовательно. Учитель выполняет роль наблюдателя, фиксирует ошибки, делает пометки, и при возникновении трудностей у учеников направляет ход ток-шоу в нужное русло.
План проведения ток-шоу может быть таким [1, с.57]:
- Зачин. В самом начале ток-шоу ведущий говорит своё вступительное слово, представляет участников, побуждает их к разговору. Это могут быть проблемные вопросы, ситуации.
- Собственно ток-шоу, представляющее собой публичное обсуждение проблемы.
- Завершение. На данном этапе должно последовать заключительно слово ведущего, общее решение, рекомендации.
На заключительном этапе шоу должен последовать анализ и оценка. Критериями оценки может быть следующее:
— знание лексики;
— использование речевых клише;
— раскрытие темы;
— уровень сложности вопросов, ответов;
— умение выразить своё мнение;
— соответствие высказываний теме;
— и пр.
Приведём некоторые варианты речевые клише для подготовки ток-шоу:
Hervorheben: Ich finde Folgendes wichtig…/ Ich möchte unterstreichen/hervorhoben, dass…
Pro-Argumente: Es gibt zwei/drei wichtige Argumente …/ Das Hauptargument für ist … / Der Vorteil von … ist …
Kontra-Argumente: Dagegen spricht, dass… / Das Hauptargument gegen … ist … / Ein weiteres Argument gegen … ist … / Der Nachteil von … ist …
Beispiele anführen: Ein gutes Beispiel dafür ist… / Ich möchte ein Beispiel anführen.
Standpunkt begründen: Ohne Zweifel … / Ich möchte darauf bestehen, dass … / Sind Sie sicher? / Das ist einerseits nicht schlecht, aber andererseits … / Sie haben Recht, aber … / Mir scheint das fraglich!
Widersprechen: Ich bin aber ganz anderer Meinung, denn … / Da haben Sie etwas falsch verstanden! / Damit bin ich nicht einverstanden! / Ganz im Gegenteil!
Schlussfolgerungen: Das Argument von … überzeugt mich, denn… / Ich bin sicher, dass… / Ich bin überzeugt, dass… Учебники «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» для 10-11 классов предлагают для проведения одно ток-шоу по теме «Здоровый образ жизни», однако актуальность и разнообразие тем, предлагаемых авторами, позволяет сформулировать подобное задание и в других темах. Приведём варианты ток-шоу, которые можно реализовать в рамках изучения различных тем.
Литература:
- Левина Е.А., Еремина А.О. Использование ток-шоу в качестве практико-ориентированного задания при обучении иноязычному общению в педагогическом ВУЗе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 55-58. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.10