«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ТОК-ШОУ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ

Вторник 6 февраля 2024

Изучение иностранного языка – важнейший элемент умственного развития школьников, независимо от того, какой иностранный язык изучается. Изучая иностранный язык, мы развиваем память, мышление, воображение.

Автор: Ермолина Ксения Александровна
Место работы: МБОУ «Усть-Цилемская СОШ им. М.А. Бабикова»
Должность: учитель иностранного языка

Поддержать интерес обучающихся к изучению иностранного языка помогают нестандартные занятия, участие детей в различных творческих и интеллектуальных конкурсах по иностранному языку, в том числе участие во Всероссийской олимпиаде школьников.

На ступени среднего общего образования наши учителя работают по учебно-методическому комплекту издательства «Просвещение» «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» О.А. Радченко, М.А. Лытаевой, О.В. Гутброд для 10, 11 класса. Данный учебник предлагает в конце изучения тем такие упражнения, как дискуссия, дебаты, ток-шоу. Особенно интересной представляется нам работа над ток-шоу. Это обусловлено тем, что уже несколько лет подряд участники муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в устном туре олимпиады выполняют задание «ток-шоу».

Приведем пример задания устного тура олимпиады (муниципальный этап) для 9-11 классов в 2021-2022 учебном году:

1. Sie sollen in einer 3er –oder 4er Gruppe eine Talkshow vorbereiten. Die
Präsentation der Talkshow soll ca. 10 – 12 Min. dauern. Für die Vorbereitung
haben Sie 45 Min. Zeit.

2. Das Thema der Talkshow ist: In der letzten Zeit sind die elektronischen Bücher sehr populär. Macht das Lesen dabei wirklich Spaß?

Folgende Aspekte können dabei besprochen werden:
– Vor- und Nachteile;

– Situation im Land;
– Eigene Erfahrungen, Beispiele;

An der Präsentation können z.B. folgende Figuren/Personen teilnehmen:
— Moderator/in
— Jugendliche
— Lehrer/innen
— Eltern/Großeltern
— Psychologe/in

Sie können diese Rollen (außer der des Moderators) auch durch andere ersetzen.
3. Tipps für die Vorbereitung:
— Entscheiden Sie in der Gruppe, ob Sie bei den vorgeschlagenen Rollen bleiben.
— Überlegen Sie zusammen, wie die Talkshow ablaufen soll.
— Jedes Gruppenmitglied überlegt sich seine Redebeiträge.
— Versuchen Sie die Talkshow vor der Präsentation einmal durchzuspielen.
4. Tipps für die Präsentation
— Sprechen Sie möglichst frei.
— Achten Sie darauf, dass jedes Gruppenmitglied etwa gleich viel sagt.
— Unterstützen Sie Ihre Meinung mit Argumenten und Beispielen.

Для подготовки участников к устному туру олимпиады целесообразно совместить работу над учебной темой с подготовкой к олимпиаде.

Приведём пример задания из учебника для 11 класса:

Talkshow: „Gesunde Lebensweise für die Jugendliche: Herausforderungen und Tipps“.

  1. Teilen Sie sich in drei Gruppen. Wählen Sie ein Thema, für das Sie als Experten zuständig sind.
  2. Gesunde Ernährung
  3. Gesunder Tagesablauf gegen Zeitdruck
  4. Sport und Freizeit
  5. Erarbeiten Sie diese Themen in Gruppen. Gehen Sie bei ihrer Argumentation aus folgenden Aspekten ein. Verwenden Sie Informationen aus den Texten der Lektion 5.

Ток-шоу (англ. talk-show – разговорное зрелище) представляет собой телевизионную передачу, в ходе которой приглашенные в студию участники обсуждают ту или иную тему. Ведущий ток-шоу помогает раскрыть проблему с разных сторон, прибегая к помощи гостей, экспертов, вызывает обмен мнениями и размышление.

На уроке иностранного языка ток-шоу готовится группой учеников (3-4 человека), среди которых распределяются роли ведущего или модератора, подростков, учителей, родителей, психологов. Все роли кроме ведущего могут быть заменены другими персонажами. Остальные ученики становятся зрителями в студии и готовят вопросы для участников ток-шоу.

Нужно отметить, что работа над ток-шоу достаточно трудоёмкая и требует тщательной подготовки. Кроме того, учащиеся должны иметь достаточно хороший уровень владения иностранным языком, чтобы выполнить это задание. Поэтому целесообразно проводить ток-шоу в старших классах.

По структуре ток-шоу делятся на два вида [1, с. 57]:

  1. упрощённая форма, предполагающая вопросы и более или менее развёрнутые ответы;
  2. усложнённая форма, которая требует высокого уровня языковой подготовки обучающихся.

В условиях общеобразовательной школы реально проводить упрощённую форму ток-шоу. Усложнённую форму возможно реализовать среди учеников, серьёзно занимающихся изучением иностранного языка, постоянно участвующих в олимпиаде, либо готовящихся к сдаче экзаменов по иностранному языку.

Работа над ток-шоу имеет определённую последовательность, и подготовка к нему осуществляется с первых уроков изучения определённой темы. Ученики должны познакомиться с новыми лексическими единицами по теме, уметь использовать их в монологической и диалогической речи, устно и письменно, рассмотреть тему или проблему с разных сторон, уметь формулировать своё отношение к различным вопросам. Таким образом, можно выделяются следующие основные этапы подготовки ток-шоу:

  1. подготовительный этап;
  2. этап презентации ток-шоу;
  3. заключительный этап.

Подготовительный этап является наиболее трудоёмким и продолжительным этапом и зависит от уровня подготовки обучающихся. На данном этапе осуществляется основная работа по организации ток-шоу: работа над лексическим материалом по теме, предложенная авторами учебно-методического комплекта, использование изученной лексики при построении собственных высказываний. Разные точки зрения на какую-либо проблему, речевые клише выражения собственного мнения, построения различных вопросов должны быть отработаны на данном этапе. Длительность данного этапа зависит от уровня подготовки учеников.

До этапа презентации ток-шоу важным является также распределения ролей: выбор модератора, приглашенных собеседников, экспертов, зрителей в студии.

Этап презентации представляет собой непосредственно ход ток-шоу на практике. Ученики разыгрывают свои роли. Если класс разделён на группы, то ученики презентуют ток-шоу последовательно. Учитель выполняет роль наблюдателя, фиксирует ошибки, делает пометки, и при возникновении трудностей у учеников направляет ход ток-шоу в нужное русло.

План проведения ток-шоу может быть таким [1, с.57]:

  1. Зачин. В самом начале ток-шоу ведущий говорит своё вступительное слово, представляет участников, побуждает их к разговору. Это могут быть проблемные вопросы, ситуации.
  2. Собственно ток-шоу, представляющее собой публичное обсуждение проблемы.
  3. Завершение. На данном этапе должно последовать заключительно слово ведущего, общее решение, рекомендации.

На заключительном этапе шоу должен последовать анализ и оценка. Критериями оценки может быть следующее:

— знание лексики;

— использование речевых клише;

— раскрытие темы;

— уровень сложности вопросов, ответов;

— умение выразить своё мнение;

— соответствие высказываний теме;

— и пр.

Приведём некоторые варианты речевые клише для подготовки ток-шоу:

Hervorheben: Ich finde Folgendes wichtig…/ Ich möchte unterstreichen/hervorhoben, dass…

Pro-Argumente: Es gibt zwei/drei wichtige Argumente …/ Das Hauptargument für ist … / Der Vorteil von … ist …

Kontra-Argumente: Dagegen spricht, dass… / Das Hauptargument gegen … ist … / Ein weiteres Argument gegen … ist … / Der Nachteil von … ist …

Beispiele anführen: Ein gutes Beispiel dafür ist… / Ich möchte ein Beispiel anführen.

Standpunkt begründen: Ohne Zweifel … / Ich möchte darauf bestehen, dass … / Sind Sie sicher? / Das ist einerseits nicht schlecht, aber andererseits … / Sie haben Recht, aber … / Mir scheint das fraglich!

Widersprechen: Ich bin aber ganz anderer Meinung, denn … / Da haben Sie etwas falsch verstanden! / Damit bin ich nicht einverstanden! / Ganz im Gegenteil!

Schlussfolgerungen: Das Argument von … überzeugt mich, denn… / Ich bin sicher, dass… / Ich bin überzeugt, dass… Учебники «Немецкий язык» серии «Вундеркинды Плюс» для 10-11 классов предлагают для проведения одно ток-шоу по теме «Здоровый образ жизни», однако актуальность и разнообразие тем, предлагаемых авторами, позволяет сформулировать подобное задание и в других темах. Приведём варианты ток-шоу, которые можно реализовать в рамках изучения различных тем.

Литература:

  1. Левина Е.А., Еремина А.О. Использование ток-шоу в качестве практико-ориентированного задания при обучении иноязычному общению в педагогическом ВУЗе // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Том 4. Выпуск 3. C. 55-58. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.3.10

Комментарии закрыты.