«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вторник 23 июля 2024

Выпускник школы!
Каким он будет в дальнейшей жизни? Коммуникабельным, востребованным, успешным….

Автор: Пойлова Елена Евгеньевна
Место работы: МБОУ «Тоншаевская СШ» (р.п. Тоншаево, Нижегородская область)
Должность: учитель английского языка

Нам, учителям, хочется видеть своих выпускников именно такими, ведь в нашем постоянно меняющемся мире востребованность специалистов со сформированными гибкими навыками (soft skills) продиктована современной экономической ситуацией, увеличивающимися информационными потоками и динамическими процессами в профессиональной среде.

Важно понимать, что гибкие навыки (soft skills) — это компетенции будущего, и из двух экономистов более успешным станет тот, у кого будут более развиты коммуникативные компетенции. Помимо обладания основными знаниями, которые дети получают в процессе обучения, необходимы социальные и когнитивные способности, формирующие ребят как будущих специалистов в выбранной ими профессиональной деятельности. 

Несомненно, во многих учебных программах по английском языку большое внимание уделено тренировке самых распространенных гибких навыков таких как  

  • communication (способность общаться с людьми);
  • leadership (способность принимать решения)
  • creativity (способность находить новые решения в знакомых ситуациях)
  • time management (способность планировать, организовывать и выделять приоритеты);
  • сooperation (сотрудничество);
  • critical thinking (критическое мышление)
  • teamwork (умение работать в команде)

На своих уроках английского языка я стараюсь создать условия для развития гибких навыков.

В условиях современности дети привыкают общаться онлайн и это зачастую мешает им в реальной жизни, и они стесняются или боятся вступать в диалог с учителем и даже со своими одноклассниками.  В начальной школе «разговорить» таких детей мне помогает применение игровых технологий. Ребята с удовольствием отвечают своим собеседникам или мне в играх с мячом, карточками, движениями. Игра и игровые технологии – это один из наиболее эффективных способов формирования и развития у обучающихся гибких навыков (soft skills). Игра приемлема на любом занятии, не занимает много времени и интересна для обучающихся любого возраста. При изучении английского языка, особенно с младшими школьниками, очень важно активизировать все каналы восприятия — визуальный, аудиальный, кинестетический. Игра и игровые упражнения создают прекрасные естественные условия для овладения языком. Они помогают усвоению языка в любом возрасте. Каждую из приведенных ниже игр можно адаптировать под любой возраст и применить при изучении любой темы.

Игра «Снежный ком»

Учащиеся должны повторить все то, что сказали предыдущие ученики и добавить свое слово (тема и лексика могут быть любой)

Т.: I like bananas.

Р.: I like bananas and cheese.

P2 I like bananas, cheese and milk.

РЗ: I like bananas, cheese, milk and brеаd.

Игра “What is missing?”

На доске развешиваются картинки с изображением слов на определенную лексику (цвета, животные, предметы мебели или просто слова, изученные ранее). Ребята закрывают глаза, учитель считает до пяти и прячет одну картинку. Дети должны отгадать, что исчезло.

Игра «Running dictations«

Можно поиграть в Running dictations, разделить учеников на пары или группы и предложить им выбрать роли, кто-то из них будет записывать информацию (writer), а кто-то – находить ее (reader/runner). Учитель включает таймер. Первый ученик выходит, читает информацию, старается запомнить ее и передать своему партнеру. Это может быть и одно предложение на определенное правило или видо-временную форму. Партнер записывает информацию, и затем учитель проверяет, кто справился с заданием быстрее и правильнее.

Игра «Truth or lie«

Каждый игрок пишет на листке бумаги 3 факта о себе, два из которых ложь, а одно — правда. (например, I have been to Moscow. I have never been to St.Petersburg. I haven’t been to Novgorod.) Данная игра может применяться при отработке грамматических навыков.

Игра «Charades»

На подготовленных заранее карточках написаны различные глаголы (run, jump, read, sleep…) Обучающиеся должны изобразить действие, которое они выполняют сейчас (выполняли вчера, будут выполнять завтра…) Задача остальных – составить предложения, используя соответствующую видовременную форму глагола. Например, You are running.  (You ran yesterday. You will run tomorrow.)

Для развития критического мышления и креативности мною применяется метод проектов и метод интеллектуальных (ментальных) карт.   Ментальные карты дают нам возможность развивать межпредметные связи. Например, изучая англоговорящие страны, мы не забудем внести в наши схемы и карты информацию по географическому положению, по истории, мировой художественной культуре. Изучая лимерики Эдварда Лира, мы не оставим без внимания искусство поэтического перевода С.Я. Маршака. Эти небольшие юмористические стихотворения из пяти строк фактически лишены смысла, но очаровывают своей абсурдностью. Обучающиеся всегда с удовольствием самостоятельно переводят лимерики, придавая им форму стихотворения со смыслом на русском языке. А еще увлекательнее сравнить свою интерпретацию коротких стихотворений Э. Лира с переводом С.Я. Маршака и создать небольшую проектную работу, сопроводив её рисунками главных персонажей.

Проектная деятельность помогает обучающимся в умении формировать проблему, ставить цели, находить необходимую информацию, работать с презентацией, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. В течение учебного года мини-проекты можно выполнять как индивидуально, так и в парах или в группах. Выполняя проектные работы и задания, обучающиеся имеют возможность рассказать о своей семье, увлечениях, любимых праздниках и традициях. У ребят есть возможность выполнить проектную работу о нашей стране, о своем родном городе, об английском языке и англоговорящих странах.

Участие обучающихся в сетевых интернет-проектах также способствует развитию «гибких навыков», потому что данные проекты направлены на развитие у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде, повышения уровня владения информационно-коммуникационными технологиями. В ходе подготовки и выполнения проектной работы учащиеся демонстрируют не только знания английского языка, но и понимание поставленной проблемы, творческое мышление, навыки устного и письменного изложения мысли, умение делать выводы.  Эти навыки будут необходимы учащимся в их будущей жизни как грамотным специалистам, а может быть и организаторам, лидерам.

 Таким образом, мы видим, что проектная деятельность на уроках английского языка также способствует развитию и совершенствованию гибких навыков.

Работа в парах и группах на уроках иностранного языка – явление частое, но именно эта деятельность также способствует развитию навыков, необходимые для плодотворной деятельности в современном мире.

Общение и работа в команде является необходимым навыком человека современного столетия. Но как же организовать занятие так, чтобы дети действительно работали в команде?

Во время обычной работы в команде часто происходит такое распределение ролей, при котором сильные ученики неизбежно становятся лидерами, поэтому я стараюсь распределить роли и задания в группах таким образом, чтобы каждый ученик смог высказаться и поучаствовать в дискуссии. Можно заранее поставить такую задачу, чтобы каждый участник группы высказался по проблеме и привел свои аргументы. При выполнении заданий в группах можно использовать дополнительный материал в виде карточек, фотографий или рисунков. Одно из любимых заданий для обучающихся разного возраста – всей командой прочитать описание человека или литературного персонажа и нарисовать его. Ребята также любят описывать разных животных и птиц, изображенных на карточках, представляя всему классу свой импровизированный зоопарк. При выполнении подобных заданий для каждого члена группы будет задание, которое он сможет выполнить без труда, страха или стеснения.

Как учитель, я стараюсь создавать все условия для развития гибких навыков как на уроках, так и во время внеурочной деятельности, поэтому стараюсь привлекать обучающихся к участию в конкурсах чтецов на иностранном языке, праздниках, посвященных Дню Святого Валентина и в постановке небольших спектаклей и сказок на английском языке. Неделя иностранного языка также привлекает особое внимание обучающихся разного возраста, ведь ребята могут успешно проявить себя, выполняя различные творческие задания, решая ребусы, выполняя квизы на английском языке. Зарекомендовали себя различные викторины, созданные с помощью цифровых платформ, ребята могут сразу же увидеть свой результат.  Обучающиеся с огромным удовольствием участвуют в конкурсах открыток на английском языке и своими руками создают и подписывают открытки к Новому Году, Рождеству, Пасхе и Дню Святого Валентина.  Обучающимся нравится выполнять работы, находя интересные факты о России и англоговорящих странах. И все это в полной мере способствует развитию эмоционального интеллекта, умению распределять и управлять собственным временем, а через этот несомненно необходимый гибкий навык происходит реализация такого навыка, как самоорганизация.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение данных форм организации занятий помогает мне создать необходимые условия для развития у детей умений самостоятельно и творчески мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, формируют умение слушать других и высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, то есть являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, оказывают большое влияние на развитие столь значимых в современном мире гибких навыков  (SOFT SKILLS).

И пусть не все мои ученик без труда смогут читать Шекспира в оригинале или правильно использовать артикли, но я буду рада, если их умение четко формулировать свои мысли, предлагать альтернативные решения и уважать своих товарищей сделают их успешными во всех сферах жизни.

Литература

  1. Артамонова  Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. – 2008 – № 4 – С.36 URL: https://eng.1sept.ru/article.php?ID=200800417 
  2. Бергер О.А. Развитие гибких навыков (soft skills) в УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для основной школы / О.А. Бергер // «Просвещение. Иностранные языки». – 2022 URL: https://iyazyki.prosv.ru/2022/11/развитие-гибких-навыков-soft-skills-в-умк-англ/#more-43174

Комментарии закрыты.