«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ФРП ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ И АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Четверг 18 июля 2024

В период с 31.05.2021 по 18.05.2023 года в жизнь педагогов иностранного языка вошло множество обновленных нормативных актов. Во-первых, ФГОС начального, основного и среднего общего образования, которые, сохранив определенную преемственность, внесли и новизну – понятие функциональной грамотности, электронных образовательных ресурсов, расширение требований к личностным и метапредметным результатам. Во-вторых, к обновленным стандартам сначала педагоги получили единые Примерные рабочие программы, затем, после внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании», — Федеральные рабочие программы (далее — ФРП), единые для всех образовательных организаций страны.

Автор:
Покидова Анастасия Дмитриевна,
автор учебно-методических и дидактических пособий ГК «Издательства «Просвещение»,
учитель английского языка ВКК,
методист ВКК МБУ ДПО УМЦ «Коломна»,
эксперт ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, главный тренер Регионального проекта «Школа профессионального мастерства» по английскому языку в МО,
автор сценарных планов Российской электронной школы, ЦОС «Моя школа»

Автор: 
Ширинян Марине Витальевна,
старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (г. Москва), педагогический дизайнер Центра лингвистического образования   АО «Издательство «Просвещение»
(г. Москва), заместитель главного редактора  электронного журнала «Просвещение. Иностранные языки», лауреат конкурса  «От традиций — к инновациям!»

Именно об этом документе мы и поговорим сегодня, ведь в нем максимально детализируются предметные результаты.

Программа по английскому языку устанавливает распределение обязательного предметного содержания по годам обучения и последовательность их изучения с учетом особенностей структуры языка, межпредметных связей английского языка с содержанием иных учебных предметов, изучаемых на соответствующем уровне образования, и, конечно, возрастных особенностей обучающихся.

Наглядно продемонстрировать это можно с помощью таблицы 1, где выделены элементы подобного расширения тематического блока:

Таблица № 1

Особенно важно обратить внимание на тематическое содержание в 10 и 11 классах, ведь оно регламентирует содержание КИМ ЕГЭ. Однако прежде позвольте напомнить, что на этапе основного общего образования английский язык может изучаться:

  • как второй иностранный язык – 2 часа в неделю;
  • как первый иностранный язык (базовый уровень) – 3 часа в неделю;
  • как первый иностранный язык (углубленный уровень) – 5 часов в неделю.

Тематическое содержание курса в каждом случае имеет свои особенности: какие-то темы даются в более сжатом виде или не затрагиваются вовсе:

Тематическое содержание курса в каждом случае имеет свои особенности: какие-то темы даются в более сжатом виде или не затрагиваются вовсе:

Таблица № 2

Подобная ситуация становится крайне актуальной при анализе утвержденного 10.11.2023 года Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ по английскому языку, в специализации к которому в п.6 сказано: «Экзаменационная работа включает в себя задания базового и высокого уровней сложности (прим. – ранее уровней сложности было 3, причем базовый начинался с А2+, а сейчас с В1). Эти уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с требованиями измененного в 2022 году ФГОС СОО следующим образом:

базовый уровень – пороговый уровень, которого должны достичь выпускники средней школы, изучавшие иностранный язык по программе базового уровня;

высокий уровень – уровень выше порогового, которого должны достичь выпускники средней школы, изучавшие иностранный язык по программе углубленного уровня».

При этом задания КИМ распределены по уровням сложности следующим образом:

Таблица № 3

Иными словами, обучающиеся, изучающие предмет на базовом уровне (3 часа в неделю), некоторые темы по программе не изучают, а на экзамене с ними могут столкнуться. Таблица 2, приведенная выше, поможет скорректировать тематическое наполнение материала при подготовке к ЕГЭ.

Теперь предлагаю сконцентрироваться на предметных результатах в области говорения. ФРП разделяет требования к диалогической (Таблица 4) и монологической (Таблица 5) речи.

Таблица № 4

Таблица № 5

Анализируя таблицу 5, мы можем найти определенные «тревожные сигналы»:

  1. в 8 классе появляется необходимость «излагать основное содержание прочитанного (прослушанного) текста с вербальными и (или) зрительными опорами». Это вполне вероятно может быть отражено в будущих контрольно-измерительных материалах ОГЭ, ведь однажды задание подобного рода было уже включено в Перспективную версию КИМ, хоть и не было тогда утверждено;
  2. объем монологического высказывания в 11 классе (БУ) – 14-15 фраз. В Демонстрационном варианте ЕГЭ текущего года – 12-15 фраз. Из этого следует, что нынешних 9-10-классников, планирующих сдавать ЕГЭ по английскому языку, необходимо сразу ориентировать на бОльший объем.

С точки зрения планируемых результатов Федеральной рабочей программы в области навыков чтения, важно отметить, что в документе имеется четкое разделение на чтение вслух и чтение про себя.

Анализ объемов текстов для чтения вслух, который представлен на Изображении 1, также заставляет задуматься — в банке заданий ФИПИ по ОГЭ представлены тексты объемом от 95 до 140 слов, хотя ФРП ставит лимит на объем в 120 слов для чтения вслух. Отметим, что время, за которое школьники должны читать это количество слов, в ФРП не указано. В связи с этим рекомендуем ориентироваться на требования ГИА.

Изображение 1

Изображение 2 иллюстрирует предметные результаты в рамках чтения про себя, также заставляя педагогов и выпускников обратить внимание на определенные моменты:

Изображение 2

Здесь также важно провести параллель с действующей моделью ОГЭ — банк заданий по ОГЭ на сайте ФИПИ предлагает тексты объемом в 420-480 (T/F/NS) и 300-350 (matching) слов. Иными словами, в заданиях на чтение про себя мы также можем ожидать увеличение объема текста.

Изображение 3 предлагает Вашему вниманию требования ФРП в области письменной речи. Мы видим, что уметь писать электронное письмо личного характера обучающиеся должны уметь уже в конце 4 класса (объем высказывания – 50 слов). Так постепенно, от года к году увеличивая количество слов, выпускники с легкостью справятся с заданием на ОГЭ – будут точно знать формат, клише, правила подсчета слов и оценивания работы.

Изображение 3

Еще один важный аспект, на который нельзя не обратить внимание, — лексика. ФРП устанавливает объем активного и пассивного словарного запаса обучающихся на разных этапах изучения языка:

Изображение 4

Более того, постепенное усложнение изучаемой лексики тесно связано с лексической трансформацией и способами словообразования. Так, уже в 3 классе школьники должны познакомиться со словосложением и аффиксацией, а в 6 классе – освоить базовые средства связи.

Более подробно ознакомиться со сравнительными  таблицами предъявляемых к предметным результатам требований, обязательным для учащихся разных классов, вы можете в приложении.

В целях оказания методической поддержки  учителям в период перехода на обновлённый ФГОС, издательством «Просвещение» были подготовлены следующие ресурсы и материалы:

 В заключении хотелось бы отметить, что появление ФРП положительно скажется на преподавании английского языка по всей стране. Данный документ действительно сделает единым «золотой стандарт» уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции на разных этапах изучения предмета, нивелирует многие сложности, с которыми ранее сталкивались педагоги.

Комментарии закрыты.