ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ И МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Автор: Ольга ШУЛЯТЬЕВА | Рубрика: РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС-2021 Четверг 8 августа 2024Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку индивидуального подхода.
Автор: Шулятьева Ольга Владимировна
Место работы: Алтайский край, Павловский район, МБОУ «Бурановская ООШ»
Должность: учитель немецкого языка
Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
Выпускнику современной общеобразовательной школы необходимо владеть умением критически мыслить, способностью к самостоятельной познавательной деятельности.
В условиях личностно ориентированного обучения учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультантом и помощником. Работа на уроке организуется на основе совместной деятельности, сотрудничества учащихся в процессе коммуникации.
Элементы работы в сотрудничестве можно применять при обучении учащихся говорению, работе с текстом, контроле лексики и грамматики. Работая в группе, школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, согласиться или опровергнуть мнение партнёра, целенаправленно слушать его.
Обучение в сотрудничестве даёт положительные результаты так как:
- все члены группы работают одновременно в течение урока;
- здоровая психологическая атмосфера создаёт условия для развития личности ученика;
- заинтересованность в коллективной деятельности способствует мотивации учащихся к изучению предмета.
При организации учебной деятельности используется метод проектов. Считается необходимым, чтобы познавательная деятельность осуществлялась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.
Цель метода проектов: развить у учащихся умение получать информацию, работать с дополнительными источниками, критически мыслить, искать пути решения поставленной задачи, адекватно оценивать себя.
Этот метод позволяет:
- создать положительную мотивацию в обучении;
- определить, чему должны научиться дети в результате работы;
- представить возможные способы презентации результатов решения проблемы;
- организовать работу в малых группах или индивидуально;
- учить обсуждать в группах методы исследования;
- консультировать учащихся на различных этапах работы;
- давать объективную оценку проделанной работы.
Школьники учатся планировать ход проектной работы и определять, каким видам деятельности должны они научиться на каждом этапе проектирования. Для этого используем таблицу «Планирование выполнения проекта» и методическую карту проекта.
Методическая карта проекта
- Название.
- Цель.
- Класс.
- Продолжительность работы над проектом.
- Тип культуроведческого материала, который используется для самостоятельной работы (тексты, аудио — и видеоматериалы).
- Доминирующие межпредметные знания и умения, необходимые для выполнения проекта.
- Доминирующие иноязычные умения, необходимые для выполнения проекта.
- Виды работ для подготовки учащихся к выполнению проекта.
- Источники информации.
- Конечный продукт проекта (коллаж, газета, видеофильм).
Проектные задания обязательно предусматривают использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми — теми, которые предстоит приобрести.
Учащимся, которые начинают работу над проектом впервые объясняется смысл понятий «проект», «творчество».
«Проект»:
- проблема,
- поиск информации,
- анализ,
- творчество,
- личный интерес,
- самореализация,
- мотивация,
- успех,
- надёжная команда,
- новые знания.
«Творчество»:
- изобретательство,
- талант,
- свобода,
- занятие любимым делом,
- труд,
- народные традиции,
- радость,
- реализация способностей.
Работа учащихся над проектом основывается на совместно выработанных правилах.
Правила работы над проектом.
- В команде нет лидеров, все равны.
- Учащиеся должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнёров.
- Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Каждый несёт ответственность за результат.
Защита проекта проходит по схеме:
- Постановка проблемы.
- Выдвижение гипотезы.
- Представление основной части. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
- Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
- Ответы на вопросы.
Посредством рефлексивного анализа соединяем с ребятами конечный результат с целью работы.
Для рефлексии учащимся предлагается «Лист самооценки участника проекта».
Лист самооценки участника проекта.
- Как назывался мой проект?
- Какой период я работал над данным проектом?
- Какие виды работ я выполнял?
- Что сделано мною особенно удачно?
- Что нового я узнал за время работы?
- Какие иноязычные умения были необходимы для начала работы над проектом?
- Какие навыки и умения приобрёл (научился общаться, понимать других членов команды)?
- Чему я научился, работая с другими участниками проекта?
- Где я планировал использовать в дальнейшем собранные материалы?
Готовим с ребятами 4 вида проектов:
- информационный;
- продукционный;
- организационный;
- творческий.
Информационный проект
Цель: научить учащихся искать и анализировать информацию. Такой проект может
интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.
Учащиеся изучают различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования);
методы её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
презентации (доклад, конференция).
Учащиеся выполняют следующие информационные проекты:
«Экологические проблемы сегодня»,
«Что мы знаем о немецкоязычных странах»,
«Немецкие сказания и легенды»,
«Клуб путешественников (по городам Рейна),
«Какие способы заработка для подростков существуют в России»
«Анализ текста как средство овладения основами общения на иностранном языке»,
Проект «Анализ текста как средство овладения основами общения на иностранном языке» содержит самостоятельно разработанные ученицей грамматический, лексико-грамматический тесты, лексико-грамматическую игру.
«Страноведческий материал как средство развития познавательного интереса учащихся при изучении быта и нравов немецкого народа».
При выполнении этого проекта ученица опиралась на следующие методы:
- поиск необходимой информации;
- культурологический метод (изучение особенностей зимних празднеств в Германии);
- сопоставительный метод (сравнение особенностей зимних празднеств в Германии и в России);
- экспериментальный метод (составление викторины).
Викторина может быть использована на уроках немецкого языка для проверки и закрепления изученного страноведческого материала и при проведении праздника немецкого Рождества.
Продукционный проект
Продукционный проект предполагает составление программы сценария какого – либо
мероприятия.
«Рождественская гостиная»,
«Карнавал в Германии».
Организационный проект
К организационным проектам относятся различного рода конкурсы, инсценирование
сказок.
Творческий проект
Творческие проекты могут выполняться по определённому плану:
Определение творческой темы, её исследование, разработка требований к объекту
проектирования и первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование,
изготовление. Оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть
различной (видеофильм, поделки, репортаж, праздник).
Творческие проекты, подготовленные учащимися:
«Музыкальный салон»,
КВН «Семья в Германии и в России»,
«Немецкая пресса» (за круглым столом),
Телепередача «Сельский час»,
Урок — праздник «Времена года».
Творческие проекты помогают создать условия, при которых учащиеся развивают
творческое мышление и воображение; художественные и сценические способности; наблюдательность, внимание, любознательность, расширяется их словарный запас.
Литература
- Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. – М., 1988 г.
- Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.- №5
- Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1997. — № 6.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. – М., 2000 г.
- УМК «Немецкий язык». Бим И.Л., Садомова Л.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Федеральная рабочая программа основного общего образования. Иностранный (немецкий язык), (для 5-9 классов общеобразовательных организаций).