«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ И МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Четверг 8 августа 2024

Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях.  Технология метода обучения в сотрудничестве предполагает новую трактовку индивидуального подхода.

Автор: Шулятьева Ольга Владимировна
Место работы: Алтайский край, Павловский район, МБОУ «Бурановская ООШ»
Должность: учитель немецкого языка

Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

Выпускнику современной общеобразовательной школы необходимо владеть умением критически мыслить, способностью к самостоятельной познавательной деятельности.

В условиях личностно ориентированного обучения учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, консультантом и помощником. Работа на уроке организуется на основе совместной деятельности, сотрудничества учащихся в процессе коммуникации.

Элементы работы в сотрудничестве можно применять при обучении учащихся говорению, работе с текстом, контроле лексики и грамматики. Работая в группе, школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, согласиться или опровергнуть мнение партнёра, целенаправленно слушать его.

Обучение в сотрудничестве даёт положительные результаты так как:

  • все члены группы работают одновременно в течение урока;
  • здоровая психологическая атмосфера создаёт условия для развития личности ученика;
  • заинтересованность в коллективной деятельности способствует мотивации учащихся к изучению предмета.

При организации учебной деятельности используется метод проектов. Считается необходимым, чтобы познавательная деятельность осуществлялась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации.

Цель метода проектов: развить у учащихся умение получать информацию, работать с дополнительными источниками, критически мыслить, искать пути решения поставленной задачи, адекватно оценивать себя.

Этот метод позволяет:

  • создать положительную мотивацию в обучении;
  • определить, чему должны научиться дети в результате работы;
  • представить возможные способы презентации результатов решения проблемы;
  • организовать работу в малых группах или индивидуально;
  • учить обсуждать в группах методы исследования;
  • консультировать учащихся на различных этапах работы;
  • давать объективную оценку проделанной работы.

Школьники учатся планировать ход проектной работы и определять, каким видам деятельности должны они научиться на каждом этапе проектирования. Для этого используем таблицу «Планирование выполнения проекта» и методическую карту проекта.

Методическая карта проекта

  1. Название.
  2. Цель.
  3. Класс.
  4. Продолжительность работы над проектом.
  5. Тип культуроведческого материала, который используется для самостоятельной работы (тексты, аудио — и видеоматериалы).
  6. Доминирующие межпредметные знания и умения, необходимые для выполнения проекта.
  7. Доминирующие иноязычные умения, необходимые для выполнения проекта.
  8. Виды работ для подготовки учащихся к выполнению проекта.
  9. Источники информации.
  10. Конечный продукт проекта (коллаж, газета, видеофильм).

Проектные задания обязательно предусматривают использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми — теми, которые предстоит приобрести.

Учащимся, которые начинают работу над проектом впервые объясняется смысл понятий «проект», «творчество».

«Проект»:

  • проблема,
  • поиск информации,
  • анализ,
  • творчество,
  • личный интерес,
  • самореализация,
  • мотивация,
  •  успех,
  • надёжная команда,
  • новые знания.

«Творчество»:

  • изобретательство,
  • талант,
  • свобода,
  • занятие любимым делом,
  • труд,
  • народные традиции,
  • радость,
  • реализация способностей.

Работа учащихся над проектом основывается на совместно выработанных правилах.

Правила работы над проектом.

  1. В команде нет лидеров, все равны.
  2. Учащиеся должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  3. Все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнёров.
  4. Каждый получает удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Каждый несёт ответственность за результат.

Защита проекта проходит по схеме:

  1. Постановка проблемы.
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Представление основной части. Этапы работы над проектом, полученные результаты, их краткий анализ.
  4. Выводы. Результаты рефлексивной оценки проекта.
  5. Ответы на вопросы. 

Посредством рефлексивного анализа соединяем с ребятами конечный результат с целью работы.

Для рефлексии учащимся предлагается «Лист самооценки участника проекта».

Лист самооценки участника проекта.

  1. Как назывался мой проект?
  2. Какой период я работал над данным проектом?
  3. Какие виды работ я выполнял?
  4. Что сделано мною особенно удачно?
  5. Что нового я узнал за время работы?
  6. Какие иноязычные умения были необходимы для начала работы над проектом?
  7. Какие навыки и умения приобрёл (научился общаться, понимать других членов команды)?
  8. Чему я научился, работая с другими участниками проекта?
  9. Где я планировал использовать в дальнейшем собранные материалы?

Готовим с ребятами 4 вида проектов:

  • информационный;
  • продукционный;
  • организационный;
  • творческий.

Информационный проект

Цель: научить учащихся искать и анализировать информацию. Такой проект может

интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью.  

Учащиеся изучают различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования);

методы её обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

презентации (доклад, конференция).

Учащиеся выполняют следующие информационные проекты:

«Экологические проблемы сегодня»,

«Что мы знаем о немецкоязычных странах»,

«Немецкие сказания и легенды»,

«Клуб путешественников (по городам Рейна),

«Какие способы заработка для подростков существуют в России»

«Анализ текста как средство овладения основами общения на иностранном языке»,

Проект  «Анализ текста как средство овладения основами общения на иностранном языке» содержит самостоятельно разработанные ученицей грамматический, лексико-грамматический тесты, лексико-грамматическую игру.

«Страноведческий материал как средство развития познавательного интереса учащихся при изучении быта и нравов немецкого народа».

При выполнении этого проекта ученица опиралась на следующие методы:

  • поиск необходимой информации;
  • культурологический метод (изучение особенностей зимних празднеств в Германии);
  • сопоставительный метод (сравнение особенностей зимних празднеств в Германии и в России);
  • экспериментальный метод (составление викторины).

Викторина может быть использована на уроках немецкого языка для проверки и закрепления изученного страноведческого материала и при проведении праздника немецкого Рождества. 

Продукционный проект

Продукционный проект предполагает составление программы сценария  какого – либо

мероприятия.

«Рождественская гостиная»,

«Карнавал в Германии».

Организационный проект

К организационным проектам относятся различного рода конкурсы, инсценирование

сказок.

Творческий проект

Творческие проекты могут выполняться по определённому плану:

Определение творческой темы, её исследование, разработка требований к объекту

проектирования и первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование,

изготовление. Оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть

различной (видеофильм, поделки, репортаж, праздник).

Творческие проекты, подготовленные учащимися:

«Музыкальный салон»,

КВН «Семья в Германии и в России»,

«Немецкая пресса» (за круглым столом),

Телепередача «Сельский час»,

Урок — праздник «Времена года».

Творческие проекты помогают создать условия, при которых учащиеся развивают

творческое мышление и воображение; художественные и сценические способности; наблюдательность, внимание, любознательность, расширяется их словарный запас.

Литература

  1. Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. – М., 1988 г.
  2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе.-2003.- №5
  3. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1997. — № 6.
  4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве. Иностранный язык в школе. – М., 2000 г.
  5.  УМК «Немецкий язык». Бим И.Л., Садомова Л.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  7. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Иностранный (немецкий язык), (для 5-9 классов общеобразовательных организаций).

Комментарии закрыты.