«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

РОЛЬ РАЗГОВОРНЫХ КЛУБОВ И ЭКСКУРСИЙ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Четверг 19 сентября 2024

Цель данной статьи состоит в рассмотрении различных аспектов особых форматов внеурочных занятий по иностранному языку, таких как разговорные клубы, экскурсии, квесты, лекции на общекультурные темы с последующим обсуждением и роли подобных способов ведения занятий в развитии лингвистических и коммуникативных навыков у учеников. Приведены лингвистические и философские идеи и теории, составляющие основу методологии, применяемую для подобных форматов занятий.

Автор: Чеботарева Оксана Александровна
Место работы: Москва НИУ МЭИ (ТУ), кафедра иностранных языков
Должность: Старший преподаватель английского языка

Автор: Полунина Наталия Андреевна, студентка бакалавриата МГУ им. Ломоносова отделения истории искусства,практикант музея «Собрание» в г. Москва

Показаны преимущества данного способа ведения внеурочных занятий и выработаны основные стратегии, которым лучше следовать преподавателю в ходе подобных форматов занятий. Это проведение подготовительного урока с целью познакомить учеников с лексикой и материалом экскурсии или лекции. Делаются выводы о преимуществах подобных занятий для всего учебного процесса и для восприятия материала.

Сегодня преподаватели иностранных языков все чаще думают о том, как сделать уроки менее формальными и более коммуникативными. Для этого можно использовать самые разные форматы, например, дискуссионные клубы, обсуждения фильмов, работу с песнями. Мы использовали такие форматы, как разговорный клуб, лекция на историческую тему с последующим обсуждением и экскурсия. Все эти варианты подразумевали обсуждение на иностранном языке. Все чаще встречаются разговорные клубы, которых в Москве сегодня не менее тысячи. Такой разговорный клуб можно найти сейчас практически в любой библиотеке. В вузах и школах тоже организуются такие клубы. Участники не только занимаются языком и улучшают свои навыки, но и знакомятся со сверстниками, учатся общаться на самые разные темы на иностранном языке. В этих клубах чаще всего царит непринужденная обстановка, и особых ограничений для того, чтобы начать посещать такие клубы нет. Например, в Некрасовской библиотеке в Москве ограничение по возрасту 6+. В той же Некрасовской библиотеке в другом языковом клубе Natushka есть ограничение 12+.

В некоторых клубах ставится ограничение по уровню, например не ниже среднего уровня intermediate.  Такое ограничение обосновано сложностью тем, уровнем участников, так как для свободной беседы на нетривиальные темы требуется достаточно высокий уровень, не меньше B1.

Безусловно, в условиях разговорного клуба есть способы максимально нивелировать ограничения по уровню. Например, если включить просмотр фильма или клипа. Прослушивание аудио материалов давно успешно используется преподавателями иностранных языков. Однако наилучшие результаты дает работа над хорошо известными клипами или песнями.  Это помогает студентам разных уровней понять песню без дополнительных усилий и перевода на русский. После прослушивания следует обсуждение песни, ее смысла, задавание вопросов.

В разговорных клубах как правило есть список тем, и каждый раз обсуждается новая тема. При этом, согласно коммуникативному подходу, никто не обращает внимание ни на грамматические ошибки говорящих, ни на лексический запас. Задача этих клубов состоит не в том, чтобы люди отработали грамматику или расширили свой словарный запас, а в том, чтобы устранить языковой барьер, чтобы участники научились оперировать имеющимися языковыми средствами. Основатель лексического подхода к изучению иностранного языка Майкл Льюис подчеркивал важность не сосредотачиваться на грамматических ошибках и правильности речи учеников. Ведь главное, чтобы они научились свободно говорить и выражать свои мысли так, чтобы их поняли – «Not accuracy, but fluency», Michael Lewis [1, Cc. 19-20]. Еще один фактор, который можно расценивать и как недостаток, и как преимущество, это то, что по окончании нет экзамена или зачета. С одной стороны, экзамены придают занятиям серьезность, помогают отслеживать прогресс. Но, с другой стороны, экзамены придали бы формальности занятиям, которые изначально расцениваются как необязательные. Формат разговорного клуба как раз и позволяет уйти от строгого регламента. Посещая такие клубы, люди перестают стесняться своего уровня, забывают об изучении языка ради языка, что помогает заново осмыслить изучение языка, осознать первичную цель, владение языком как инструментом. Таким образом, у учеников создается дополнительная мотивация к изучению языка. Другой формой разговорных клубов можно считать прогулки по городу, организованные экскурсии и квесты. Этот формат подразумевает осмотр местных достопримечательностей, рассказ о памятниках архитектуры, скульптуры на английском языке, обсуждение и квизы, которые помогут участникам закрепить полученные знания. Конечно, этот формат, как и формат разговорного клуба, требует тщательной подготовки или участия профессионального педагога наравне с экскурсоводом, который сможет руководить обсуждением и направлять разговор в нужное русло, преследуя лингвистические цели. Как и в случае разговорного клуба, здесь также важно создать атмосферу непринужденности, поощрять задавание вопросов на иностранном языке. Экскурсовод сам может побуждать участников задавать вопросы. Экскурсовод может, например, спросить, чем могло служить то или иное здание. В случае экскурсии на английском, What could this or that object serve as?

Например, когда мы проводили экскурсию по ул. Якиманка (г. Москва) со студентами МЭИ, мы устраивали дискуссию, задавали конкретные вопросы, например, спрашивали, когда могло быть построено то или иное здание. Якиманка старейшая улица Москвы, история строительства архитектуры улицы связана с множеством известных личностей и представляет хорошую почву для обсуждения.

В Парке Скульптуры «Музеон» в Москве есть интересные работы известных скульпторов Веры Мухиной и Евгения Вучетича, которые можно рассмотреть и спросить студентов, кто представлен на них и почему. Например, в скульптурной композиции Веры Мухиной «Требуем мира» мы видим шесть фигур, среди которых китаец, русский и африканец. Сбоку – фигура инвалида и матери с мертвым ребенком на руках. Работы этих- скульпторов сильны по смыслу, что также помогает обсуждению.

Известной скульптурой также является скульптура современного скульптора Николая Силиса Дон Кихот. В этом случае можно, конечно, спрашивать о сюжете произведения Сервантеса и о личности самого Дон Кихота. Таким образом, существует множество способов сделать занятия увлекательными и информативными.

Эффективность рассмотренных нами подходов уже давно доказана теориями коммуникативного подхода. Методология ведения разговорных клубов базируется на принципах, изложенных Паулом Грайсом (Paul Grice), который обратил внимание на то, что смысл высказывания в языке может отличаться от интенции (от первоначального намерения человека или от того, что он имел в виду). Паул Грайс заложил основы прагматики в лингвистике, создав теорию коммуникативной импликатуры и кооперативного (или разговорного принципа). Мы понимаем это так, что не только логичность правильность высказывания важна в разговоре, но и множество сопутствующих признаков имеет значение, и невербальные способы очень важны для коммуникации. Такие принципы как информативность, правдивость, релевантность, недвусмысленность так же важны для эффективной коммуникации, как и правильность высказывания и уместный набор лексических и грамматических средств. Нередко недостаточный уровень компетенций компенсируется невербальными средствами, некоторые из кот орых упомянуты выше. Поэтому и возможно объединять в разговорных клубах людей с разным уровнем подготовки и владения языковыми средствами. [2, C.45]

Исходя из вышесказанного становится понятно, что в случае с разговорными клубами на первый план выходит явление коммуникации. Понятие «коммуникации» впервые было опредено философами и лингвистами в начале прошлого века. Но с середины прошлого века понятие коммуникации начало больше разрабатываться.

Так как во время коммуникации предполагается, что все участники диалога разговаривают одновременно, при этом каждый участник коммуникации является как отправителем, так и получателем информации [3]

Одним из философов, занимавшихся вопросом коммуникации был Юрген Хабермас. Он определил принципы коммуникативного действия. Один из главных принципов на котором основывается диалог это честность и недвусмысленность. Все участники диалога предполагают, что высказывания их собеседников являются правдой.  [4]

Еще один немаловажный фактор – обладание участниками коммуникации эмоционального интеллекта. Это понятие было определено несколькими исследователями, в том числе Дэниелом Гоулманом в его одноименной книге. [5, C. 285]. Одним из главных условий успешной коммуникации Гоулман считает наличие эмпатии к другим участникам и умение слушать и слышать их.

Выводы

Все чаще учителя вводят формат дискуссий, прогулок по городу с экскурсией или разнообразных квестов для своих учеников. Эта форма занятий требует немалой дополнительной подготовки от учителя. Однако усилия педагогов всегда окупаются живым интересом учеников, создающим в конечном итоге мотивацию к изучению языка. Кроме того, участники таких разговорных клубов начинают использовать язык в контексте, что не всегда позволяет сделать традиционный урок, где большая часть времени уходит на упражнения, письменные задания, отработку каких-то конструкций, и это очень ценно.

Подобные форматы как нельзя лучше подходят для внеурочных занятий по языку, например, на каникулах или в выходные дни. Они требуют большего времени, чем урок, и представляется целесообразным для таких способов проведения занятий не иметь жестких ограничений по времени, как чаще всего бывает в условиях урока в школе, так как много факторов оказывается непредсказуемыми.

Залогом успеха эффективной коммуникации на подобных занятиях станет, во-первых, достаточный языковой уровень участников разговорного клуба или экскурсии. Во-вторых, это выбор подходящих материалов – например, в качестве материала удобно брать известный клип или эпизод фильма – то, что не будет требовать слишком тщательной проработки и перевода на русский язык. В-третьих, немаловажную роль играет подготовка преподавателя к такому виду деятельности. Например, в случае экскурсии можно заранее проработать лексику, которая будет использоваться, дать студентам фактический материал или вопросы накануне. Можно также составить простые вопросы и дать их в конце экскурсии или беседы в виде небольшого веселого теста или соревнования с определением победителя. Тот, кто ответит на большее количество вопросов, станет победителем этого мини соревнования.

В любом случае, такие прогулки, будучи непохожими на стандартные занятия в классе, вызовут положительные эмоции, создадут воспоминания, которые будут подпитывать интерес студентов к предмету впоследствии во время учебного года. Более того такие внеаудиторные, внеклассные занятия помогут развить коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, в чем студенты особенно остро нуждаются сегодня, когда большая часть занятий проводится дистанционно.

Литература

  1. Lewis Michael. The Lexical Approach. The State of ELT and a Way Forward. London, 1993 https://vk.com/doc10088620_665692419?hash=ZlczJ19DC2SLwA45BY0zRFJGATv1wfGkZclUXLTRyjo&dl=
    z5jCsQKMJMZZXzXCIJvxZBYgcZTFn1G287ZmD5vyzSD
  2. Grice Paul H.: Logic and Conversation. [In: Syntax and Semantics, Vol. 3, Speech Acts, ed. by Peter Cole and Jerry L. Morgan. New York: Academic Press 1975, pp. 41–58; pp. 45–47]
  3. Якупов П.В. Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и ее барьеры. 2016. — https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-opredelenie-ponyatiya-vidy-kommunikatsii-i-ee-bariery]
  4. James Gordon Finlayson. Habermas: A Very Short Introduction .  155 p. 2005
  5. Goleman Daniel. Emotional Intelligence. London, 1995, 343 p.

Комментарии закрыты.