«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

TO READ OR NOT TO READ

Пятница 27 сентября 2024

Умение читать и понимать прочитанное – одна из задач обучения иностранному языку. Как помочь младшему школьнику воспринимать информацию, правильно понимать её, использовать для получения новых знаний, следовательно, для своего развития?

Автор: Котова Марина Петровна
Место работы: ГБОУ г. Москвы «Школа № 1770»
Должность: заслуженный учитель РФ, 
учитель-наставник (английский язык)

На эти вопросы ответит новый сборник упражнений, направленных на развитие читательской грамотности и смыслового чтения.  Задания основаны на темах Федеральной рабочей программы: «Мир моего «я», «Мир мои увлечений», «Мир вокруг меня», «Родная страна и страны изучаемого языка».

Каждое задание по чтению рассказывает ребятам интересные истории о нашей стране:

Hello! I’m Andrey. This is my town. Its name is Tver. You can see the Volga river and learn about Afanasiy Nikitin and Stepan Razin. You can buy souvenirs in Trekhsviatskaya street. You can see a film at the Zvezda cinema. Our museums are very interesting!

Шаг за шагом ребятам предстоит осознанно выполнять предложенные упражнения. Вниманию школьников предлагается небольшой текст и серия упражнений, позволяющая полностью понять прочитанное, выделяя как основную информацию, так и детали. Задания промаркированы «звездочками», от одной до трех, которые, с одной стороны, показывают второклассникам уровень сложности, а с другой стороны, позволяют учителю распределить упражнения в соответствии с языковым уровнем учеников. Прочитав, например, небольшой текст (7 фраз, основанных на базовой лексике) о Твери, ребятам предлагается ответить на специальный вопрос *What is the name of the town? Прочитав текст еще раз, внимание учащихся фокусируется на деталях, заставляя работать с лексическим наполнением текста:

**Mark the statements “True”, “False”, “Not stated”.

  1. The name of the town is Tver.                               _______________
  2. The Volga river is long.                                       _______________
  3. You can’t go to souvenir shops in Tver.                 _______________
  4. The cinema is big.                                                _______________
  5. The museums in Tver are interesting                  _______________

Большое внимание в сборнике уделяется чтению и пониманию несплошных текстов, что особенно актуально в современном мире. Создание таблицы, ее заполнение на основе прочитанного развивает аналитические способности младших школьников, учит их отделять и игнорировать избыточную информацию, выделять важные детали. Ниже приведены примеры аналитических заданий на основе текста о Твери.

**Complete the table with the names.

Town                                                                                                      
River 
Famous people 
Street 
Cinema 

Заполнив таблицу на основе прочитанного, младшие школьники смогут поделиться информацией о своем городе/поселке/деревне. Очень важно на этом этапе помочь ребятам правильно написать русские названия/имена на английском языке, запомнив орфографию раз и навсегда. Творческий думающий учитель всегда может внести в таблицу необходимые коррективы: вполне возможно, что в небольшом населенном пункте нет, например, театра. Но школа есть везде, равно как и знаменитые люди. Уже на этом этапе ребенок учится понимать разницу между популярным (блогером) и знаменитым человеком, который принес/приносит славу родному краю. Вот так небольшой текст может стать для второклассника исследовательской работой:

***Complete the table with the names of your town/city/village.
***Complete the table with the names of your town/city/village.

Village/Town/City                                                        
River/Lake/Sea 
Famous people 
Street 
Cinema/Museum/Theatre 

Задания в сборнике сгруппированы по темам, что позволяет использовать упражнения, работая в рамках любого учебно-методического комплекта для 2 класса. Учитывая, что основой любого задания является текст, рекомендуется использовать сборник, спустя 2 месяца после начала обучения английскому языку во 2 классе: к этому времени школьники овладели правилами чтения в английском языке, познакомились с достаточным количеством лексики. Начиная со второго полугодия, у школьников сформированы базовые навыки владения грамматическим строем английского языка: устная речь строится на предложениях с глаголами be, can, have, like  с предлогами места. Именно это и учитывают упражнения пособия по чтению:

It’s winter. It’s cold. Roma is sad. Roma likes sun and summer. He can swim and ride a bike in summer. He can’t swim in winter. Don’t be sad, Roma! In winter you can play snowballs!

Первое задание к этому тексту проверяет общее понимание прочитанного.

Read and choose the best heading.

A)      Cold day
B)      Rainy day
C)      Summer day

Затем ребятам предлагается найти верные и неверные утверждения. Опция Not Stated требует от школьников максимальной концентрации внимания:
**Mark the statements “True”, “False”, “Not stated”.

A)      Roma likes winter.                                                 ________________
B)      It’s cold in winter.                                                  ________________
C)      It’s hot in summer.                                                ________________
D)     Roma can swim in summer.                                   ________________
E)      Roma can’t play snowballs in winter.                   ________________

И, наконец, верно выполненное задание на выбор позволяет убедиться в полном понимании текста:

  1. Roma is not
    1. happy                   2. angry                  3. sad
  2. In summer Roma can
    1. play snowballs       2. swim                   3. dance
  3. In winter Roma can
    1. play snowballs       2. ride a bike           3. swim
  4. Roma likes
    1. winter                  2. summer               3 snowballs
  5. Roma is sad in
    1. summer               2. winter                  3. spring

Сборник может стать хорошим дополнением и к летнему отдыху ребят, окончивших 2-й класс. В сборнике есть ccылки на незнакомые слова и пояснения к заданиям.  Эти два важных компонента позволят второкласснику выполнить задание по чтению самостоятельно и почувствовать себя успешным.

*Read the text and choose the heading:

  1. Moscow Electric Bus
  2. Moscow
  3. Moscow School

                                            ______________________

Hello, I’m Yana. I live in Moscow.Moscow is a big city. A lot of people live in Moscow. They go to school, to work. I go to school by bus. I like Moscow electric buses. They are big and blue. It’s clean on the bus. These buses are eco-friendly and good for Moscow.

#eco-friendly – безопасные для окружающей среды

Герои сборника, авторы рассказов, — реальные российские второклассники. Они с удовольствием рассказывают о себе, своих семьях, увлечениях, друзьях. Выбор имен осознан. Максим, Дима, Катя словно вызывают второклассников на разговор: «Я рассказал о своем друге. А теперь попробуй ты! У тебя обязательно получится».

*Read about Pete and answer the question: What club does Pete go?

This is Pete. He’s a student. He has breakfast at home and rides a bike to school. At school he meets his friends and they have lessons. Pete’s favourite lesson is PE. Pete runs, jumps, plays with his friends. After lunch Pete goes to the dancing club. His favourite dance is cha-cha. Look! He’s dancing now. He’s wearing a white shirt, black trousers and black shoes. Pete is happy and healthy.

***Write about your friend.

This is my friend ______________ .  _______ is _____________ years old. _________’s got _____________hair and _______________eyes . _________ favourite colour is ___________________. _____________’s favourite animal is a ___________________.  _______________ can _____________________. _______ is ____________________ and __________________ .

Большая часть текстов сборника о нашей стране, о её достопримечательностях, о погодных условиях, интересных фактах:

*Read the text and say what town it is about.

Hello! I’m Nastia. I’m from Oymyakon. It’s a small town in Yakutia, Russia. Oymyakon is on the Indigirka River. It’s very cold here in winter. The temperature is −50 °C. People wear warm hats, long fur coats, scarves and fur boots, or unty. Welcome to Oymyakon! You can ride a deer and meet Chyskhaan, or Ded Moroz!

***Do you want to travel to Yakutia? Why?

I want/don’t want to ________________________________________________

because _________________________________________________________ .

Но и со своими зарубежными сверстниками у второклассников тоже есть возможность познакомиться:

*Match the pictures to the texts.

1
2
3
4
  1. Hello, I’m Roberto. I’m from Venice in Italy. I travel to school by boat. It’s a gondola. Look! It’s nice.     _____________
  2. Hi! My name is Pablo. I live in Spain. It’s very interesting. You can ride a burro taxi. A burro is an animal. It’s strong.     ______________
  3. Hi there! I’m Klahan. I’m a taxi driver in Thailand. My taxi is tuk-tuk. It’s electric. It can run very fast.   ______________
  4. Hello! My name’s Charlie. I’m a banker in London. I travel to the bank by black cab. It’s an old taxi.    _______________

#banker – банкир

#burro – осёл

Сборник упражнений, с одной стороны, — может быть логическим продолжением любого учебника, с другой стороны, это пособие, способное существовать автономно, формируя читательскую грамотность младшего школьника. В любом случае каждый, кто будет выполнять упражнения в сборнике, расширит свой кругозор, улучшит читательскую грамотность и, конечно, поверит в себя!

Комментарии закрыты.