ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Автор: Римма ВАФИНА | Рубрика: ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА Вторник 22 октября 2024Роль мотивации в современном мире не может быть переоценена. Особенно при изучении любого иностранного языка, в частности такого, как английский язык, который является международным языком и признан самым распространённым языком во всем мире.
Автор: Вафина Римма Султановна
Место работы: МБОУ «Пестречинская СОШ №1 с УИОП им. Героя России Ивана Алексеевича Додосова»
Должность: учитель английского языка
Целью ФГОС в современных школах является развитие личности ученика, формирование навыков и умений интеллектуального труда, уважительного отношения к людям другой национальности, расы, а также привитие интереса к традициям и истории стран изучаемого языка. Соответственно, изучать английский язык в настоящее время очень важно, так как это международный язык, при этом он положительно влияет на личность человека и его развитие в целом.
На среднем этапе важно поддерживать мотивацию учащихся к изучению английского языка, поэтому стоит учитывать, что в школах обязательно должны проводиться внеклассные мероприятия, например, нужно чаще организовывать Недели иностранного языка. Благодаря таким мероприятиям учащиеся знакомятся с культурой англоговорящих стран, развиваются когнитивные навыки, а также творческие способности и навыки. Способствуют ли данные мероприятия повышению мотивации к изучению английского языка?
Мотивация влияет на формирование многих аспектов жизни человека и является его неотъемлемой частью жизни. В современных исследованиях в области психологии известно, что качество выполнения определенной деятельности зависит от побуждения, потребности и мотивации человека.
Однако, психологические закономерности развития мотивационной и познавательной мотивации в целом не очень хорошо изучены и по сей день. До сих пор существуют неисследованные вопросы о моделях формирования когнитивных импульсов с точки зрения соотношения внутренних и внешних факторов развития, а также не известно о методике формирования мотивации.
Форсированное обучение, к которому так стремятся современные родители, имеет ряд негативных последствий для ребенка. Малыш становится вялым и пассивным, у него может наблюдаться эмоциональное истощение и даже задержка мыслительных и психических процессов.
Любое побуждение, которое способствует тому, чтобы человек начал активно заниматься определенной деятельностью или внутренние и внешние условия, которые вызывают активность субъекта, называются мотивом или мотивацией.
Мотивация по теории А. Маслоу соотносится с сильными потребностями человека, которые являются потребностью в еде, жилье, потребностью в безопасности, социальными потребностями, самоуважении и самоактуализации. По словам большинства психологов термин «мотив» является осознанным побуждением, которое заставляет человека действовать и направляет его. Так, С. Л. Рубинштейн считал, что «мотив» – это «осознанное побуждение для определённого действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встаёт; из отношения к ним и рождается мотив, необходимый для реального жизненного действия» [4, с. 42].
Мотивация – это совокупная система процессов, которая обеспечивает поведенческую активность на определенном уровне. Однако, например, по К. К. Платонову мотивация – явление психическое, означающее совокупность мотивов [3]. В общем говоря, мотивация побуждает человека быть упорным на совершение конкретного действия, затрачивая на это все свои усилия.
Учебная деятельность является ведущей деятельностью учащихся, поэтому говорить об учебной мотивации можно по праву. Также, не менее важным аспектом социокультурного становления личности является получение дополнительного образования. Соответственно, это еще раз подтверждает важность изучения учебной мотивации. Сама же учебная мотивация считается частным видом мотивации.
Для того чтобы интерес к учебной деятельности у учеников возрастал, нужно создавать такие условия на уроках, чтобы ученики могли выразить свои мысли и показать свои знания, проявить инициативу. Одним из условий создания устойчивого интереса к изучению предметов будет являться такое задание, которое требует поисковой деятельности.
Также, можно и нужно создавать ситуации повышенной сложности. Сделать так, что учащиеся почувствуют, что при всех их знаниях, они не могут сразу решить уже новую проблему. Такие способы и методы способствуют формированию мотивации к учению, так как учащиеся понимают, что им необходимы новые знания для того, чтобы преодолеть определенную трудность. При этом стоит учитывать, что данная трудность решаема, иначе мотивация учащихся будет только снижаться [2].
Новизна учебного материала так же важна, ведь с помощью неё ученики могут открыть для себя что-то новое. Поэтому учитель должен преподносить разнообразный и увлекательный материал. Такой материал, который ученики ещё не видели или материал, который поразит их, удивит. Стоит учесть, что новый материал должен опираться на уже имеющиеся знания учеников.
Учитель, перед которым стоит обучать детей английскому языку, должен быть грамотным, знающим современную методику преподавания языков, владеющим современными технологиями обучения иностранному языку, а также знающим психолого-педагогические особенности школьников средней школы.
Иностранный язык отличается от других предметов тем, что требует овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. Основной целью в современном образовании является приобщение к иной культуре и умение коммуницировать с людьми англоязычных стран. Данная цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации [1].
Коммуникативные навыки в иностранном языке включают умение говорить, слушать, читать и писать на данном языке. Эти навыки включают в себя следующие компоненты:
- Говорение: умение выражать свои мысли и идеи на языке, правильно использовать грамматику, правильно произносить слова.
- Аудирование: умение понимать речь на чужом языке, находить ключевые слова и понимать смысл высказывания.
- Чтение: умение читать тексты на иностранном языке, понимать содержание, контекст и основные идеи.
- Письменная коммуникация: умение писать на иностранном языке сообщения, письма или эссе, использовать правильно грамматику и пунктуацию.
Для развития коммуникативных навыков необходимо постоянно практиковать язык, изучать новые слова и выражения, а также общаться с носителями языка. В рамках общеобразовательной школы для создания искусственных ситуаций, где ученики смогли бы общаться на иностранном языке в паре или группе и преодолеть психологический барьер, можно организовать ряд внеклассных мероприятий: Неделя иностранного языка, дискуссии, викторины, интервью, театральные постановки и так далее.
Неделя английского языка в школе – это отличная возможность повысить мотивацию к изучению английского языка. В течение недели ученики учатся новым словам, практикуют свои навыки языка и получают ценные знания о культуре стран изучаемого языка.
Так, во время Недели английского языка можно проводить игры и конкурсы, организовать просмотр фильмов или видеороликов и обсуждать их, пригласить носителей английского языка, предоставить книги для чтения. Все эти виды программ непременно повысят не только уровень английского языка, но и их мотивацию.
Как работать с фильмом или видеороликов, чтобы это не было сложно для детей?
Учителю нужно будет выбрать фильм или видеоролик, найти в нем довольно интересный маленький отрывок длительностью 1-2 минуты (зависит от возраста), не обязательно там должно быть много диалогов. Далее включить данный отрывок учащимся 1-2 раза и задать им следующие вопросы: What do you think happened next to the heroes? How did they end up in this place? Why did the main character do exactly that?
Подобные вопросы не вводят детей в ступор, они развивают их фантазию, даже если они не поняли речь и смысл диалогов. Это снимает с них напряжение и повышает мотивацию.
.
Обсуждение является ценным инструментом для изучения английского языка в классе, поскольку оно предоставляет учащимся возможность попрактиковаться в разговорной речи, так и в аудировании. Участие в дискуссии требует активного участия, которое поможет ученикам обрести уверенность в использовании английского языка.
Игра «Language Quest», где можно учеников разделить на 4-6 команд, подготовить заранее карточки с вопросами на английском языке. Каждое задание может иметь разную сложность и количество баллов.
Команды по очереди бросают кубик и перемещаются на соответствующее количество шагов. На каждой станции для них будут задания, например:
- Vocabulary Challenge: назвать 3 синонима к слову «happy» за 1 минуту (+2 балла);
- Grammar Quiz: исправить ошибку в предложении: «She go to the story yesterday.» (+3 балла);
- Speaking Task: поделиться короткой историей о вашем любимом празднике на английском. (+5 баллов);
- Cultural Trivia: Ответьте на вопрос о культуре англоязычных стран (например, «What is Thanksgiving?»). (+4 балла).
Команды за каждое выполненное задание получают баллы. Если команда не справляется, они могут попытаться снова или передать ход другой команде. Команда с наибольшим количеством баллов выигрывает и получает приз.
Посредством дискуссий учащиеся также могут развивать навыки критического мышления, поскольку они учатся формулировать и отстаивать свое мнение, уважая и принимая во внимание точку зрения других. Во время дискуссий можно обсуждать широкий круг тем, предоставляя ученикам возможность расширить свой словарный запас и понимание культуры.
Кроме того, дискуссии могут способствовать сотрудничеству и командной работе, так как ученики работают над тем, чтобы понимать и общаться друг с другом. В целом, дискуссии – это интерактивный и увлекательный способ изучения английского языка, и они дают множество преимуществ, помимо развития языка.
Концерты на английском языке играют важную роль в школе для повышения мотивации к изучению языка, так как они создают возможность для учащихся практиковать английский язык в реальной жизненной ситуации, что помогает им улучшить свои языковые навыки. Концерты на английском языке могут быть проведены в форме мюзиклов, кинопоказов или театральных постановок. Этот формат помогает создать более яркое и запоминающееся событие, которое мотивирует учащихся учить язык. Концерты помогают детям расширить свои музыкальные интересы и познакомиться с другой культурой. Это может увеличить интерес к изучению языка и помочь им лучше оценить его роль в мире.
Даже участие в олимпиаде может стимулировать учеников. Это отличный способ для учеников проверить свои навыки английского языка. Это поможет им понять, насколько они продвинулись в изучении языка, а также выявить свои слабые места, на которые им нужно обратить внимание. При этом ученики тем самым вступают в соревновательную среду, которая может быть стимулирующей для них. А те ученики, которые получают хорошие результаты, могут получить признание со стороны учителей, родителей и друзей, что может положительно повлиять на них, и они начнут серьёзнее относиться к изучению языка [7].
В конце внеклассного мероприятия обязательно провести «feedback». Это могут быть различные вырезанные смайлики, которые дети будут клеить на доску и можно подсчитать количество улыбающихся и грустных смайликов. Это может быть небольшая анонимная анкета-опросник:
- Больше всего на внеклассном мероприятии мне понравилось…
- Самым полезным для меня было…
- Во время мероприятия я понял(а)…
- Актуальным на мероприятии для меня было
- Что ценного, полезного вы получили для себя?
- Что было для Вас трудным сегодня?
- Ваши пожелания…
Такие анкеты помогут учителю улучшить свою или поменять свою методику преподавания, разнообразить уроки, понять интересы учащихся. В целом, внеклассные мероприятия играют важную роль в повышении мотивации учащихся к изучению английского языка. Так, Неделя английского языка позволяет детям расширить свой кругозор, увеличить запас лексики, узнать больше об истории англоговорящей страны. Игры помогают учащимся играть в команде, не бояться высказываться и повышать лексический запас. Посещения в англоговорящий музей или театр помогают более глубоко понимать культуру другой страны. Викторины, концерты способствуют мотивации учащихся к изучению английского языка, а участие в олимпиадах способствуют тому, что ученик серьезно относился к изучению английского языка и понимал всю важность его изучения.
Таким образом, различные внеклассные мероприятия играют немаловажную роль в мотивации учащихся к изучению английского языка, поскольку они помогают стимулировать учебную активность и интерес к языку в неформальной обстановке.
Литература:
- Лукьянчикова Н. В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // — Начальная школа – 2001 – № 11 – 49-51 с.
- Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English teaching methodology. Пособие для студентов педагогических вузов / Р.П. Мильруд. — М.: Дрофа, 2022. — 588 c.
- Платонов К. К. Занимательная психология. – Издание 5-е. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 288 с.
- Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии II Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 416 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего среднего образования. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020). Зарегистрировано в Минюсте России 1 февраля 2011 г. N 19644 [Электронный ресурс] – режим обращения https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – режим обращения: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
- Щербакова В.Н. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки: Выпуск 1 Изд. 2-е, перераб., испр. / В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова. — Москва: Машиностроение, 2020. — 80 с.