ВАЖНОСТЬ ЧТЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Автор: Вероника МОДИНА | Рубрика: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОПЫТ РЕГИОНОВ Вторник 29 октября 2024В современном мире существует большое количество методик, направленных на отработку навыков общения на иностранном языке, чтобы понимать и выражать свои мысли. Достаточно ли смотреть фильмы, видео, программы, разговаривать на английском языке с одноклассниками, чтобы практиковать иностранный язык и получать новую информацию? Без всякого сомнения, все это важно, так как служит искусственной средой практики языка.
Автор: Модина Вероника Петровна
Место работы: ГБОУ «Школа 2075»
Должность: учитель английского и испанского языков
Однако, я думаю, как образованные люди, всегда стремящиеся углублять наши знания, чтобы потом применить на практике, мы не должны упускать из внимания такой важный источник получения знаний, как чтение произведений на изучаемом языке. Как говорят, «кто много читает, тот много знает». При чтении литературы на иностранном языке, ненавязчиво и незаметно развиваются разные навыки в изучении языка.
Бесспорно, существуют пособия, направленные на повышение лексико-грамматического уровня. Известно, что практически к каждому учебнику иностранного языка можно найти сборник с лексико-грамматическими заданиями. Однако я столкнулась с тем, что детям легче воспринимать лексику и грамматику английского языка в связном контексте, особенно что касается грамматических времен. Таким образом, я очень рекомендую вводить грамматику в процессе чтения текстов. Идеальным вариантом являются короткие рассказы известных английских и американских писателей.
Очень помогают формировать функциональную грамотность, приобретать и отрабатывать лексику и грамматику книги для чтения Кузовлева В. П., Верещагиной И. Н., Ваулиной Ю. Е. Чем раньше начинать окружать учеников средой иностранного языка, тем лучше. Я очень рекомендую использовать книги для чтения со 2 класса. Порой лексика и грамматика легче понимается в речи главных героев, чем в обычных лексико-грамматических тренажёрах. Возможно, что причиной является больший интерес со стороны детей. Так, например, исходя из моей практики, в 6 классе детям очень понравилось читать, работать, разыгрывать сцены из произведения «Алиса в стране чудес» (Автор — Ваулина Ю. Е.), в 8 классе читали с наслаждением Кентервильское приведение (Ваулина Ю. Е.), в 9 классе было интересно работать на «Пигмалионом» (Ваулина Ю. Е.), в 5 классе читали «Джек и бобовое зёрнышко» (Ваулина Ю. Е.), детям было легко и интересно.
К учебнику «Spotlight», непосредственно с которым мы работаем, можно использовать книги для чтения, где есть очень хорошие тексты и задания после них, помогающие сформировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка. Есть упражнения на развитие естественно-научной грамотности. Очень нравятся тренировочные упражнения в формате ГИА к учебнику «Английский в фокусе», поскольку он содержит короткие тексты и задания к ним по образцу текстовых заданий, с которыми ученики сталкиваются на экзаменах.
Итак, в чем же преимущества чтения классических произведений на уроках иностранного языка?
Если многие дети могут хорошо отработать лексику и грамматику, вовсе необязательно, что они смогут говорить на английском языке. Именно поэтому помимо тренировочных сборников, необходимо уделять внимание книгам по чтению. Во-первых, они создают площадку для среды иностранного языка. Мы живёт в стране, в которой основной язык — русский, и носителей английского языка не так много. Чтобы получить живое общение, помимо уроков, нужно получать визы для путешествий. Это довольно трудоёмкий процесс. Не все готовы и могут сделать усилие для этого.
Л. Толстой сказал: «Хорошая книга — точно беседа с умным человеком». На основе живого языка в книгах для чтения, можно обсуждать прочитанное, задавать и отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное, высказывать своё мнение, в парах или группах продумывать другое завершение рассказа, разыгрывать сцены из произведений. Для отработки навыков говорение работа с произведениями необходима.
Во-вторых, в целом, чтение на иностранных языках постепенно формирует нестандартное мышление учеников. Особенно это важно для участвующих в олимпиадах. Это незаменимая помощь в подготовке к олимпиадам по иностранным языкам.
В-третьих, чтение иностранной литературы на изучаемом языке – самый лучший способ работать над функциональной грамотностью, начиная со 2 класса, возможно и раньше. Можно сказать, это первоисточник ее развития. Функциональная грамотность очень важна в современном образовательном процессе. Работая над ней мы получаем знания, умения и навыки для разрешения большого количества проблем и жизненных задач в разных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений.
Должна заметить, что помимо отличных пособий по чтению, создающих площадку-базу для «взлёта» в обучении, «лететь» помогают учителя. Роль учителя в развитии всех видов навыков неоспорима. Я считаю, что учитель является двигателем мотивации учеников. Он именно тот, человек, который сам должен любить читать, выделять насущные вопросы и проблемы произведений, задачи, которые можно и нужно решить. Важно само произведения, поступки героев, а язык будет выступать средством общения, а не целью, находясь в развитии неосознанно. Порой так даже лучше, так как есть ученики, которые любят читать, но изначально у них сложился стереотип, что английский — сложный язык/что не понимает его или что у него не получается хорошо заниматься именно по этому предмету. Иногда напрямую нет смысла переубеждать ребёнка, можно акцентировать его внимание на том, что у него хорошо получается. У каждого какой-то аспект получается лучше других. Например, кто-то хорошо читает, у кого-то хорошее произношение, у кого-то хорошо получается выполнять лексические или грамматические задания, придумывать свои. Творческий элемент в ходе уроков тоже очень важен. Кому сложно придумывать, ему хорошо тоже работать над эти навыком в процессе урока.
Всем известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Возвращаясь к основным задачам, которые стоят перед учителем иностранного языка, одна из важнейших — это стимулировать учащихся к речемыслительной активности, создавая такие учебные ситуации, которые будут способствовать их спонтанной языковой реакции, развивая читательскую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции. Благодаря практической направленности уроков, они будут развиваться. Работа по формированию функциональной грамотности, непосредственно влияющая на подготовку учащихся к ГИА, также хорошо проводить на базе чтения текстов.
Итак, прежде всего, качественная литература позволяет разнообразить речь новыми словами и выражениями, встретить которые в повседневной жизни практически невозможно. Язык постоянно меняется, появляется что-то новое, новые фразы и выражения. Невозможно сказать, что кто-то выучил язык. Также как и язык всегда подвержен изменениям, там и мы, изучая его, всегда должны совершать движения на поддержание и повышение своего уровня языка. Чтение же помогает приблизиться к идеалу.
Также хочется отметить то, что книги обладают практически волшебной способностью увлекать нас в иной мир, отвлекая от насущных проблем. Погружаясь в другой мир, следя за развитием сюжета, интересно обсудить основную идею и мораль каждого прочитанного произведения. Кроме того, качественная литература может послужить отличным источником вдохновения, которого нам порой так не хватает.
Что касается изучения грамматики в процессе чтения литературы на английском языке, в книгах тексты написаны грамотно, поэтому можно увидеть на практике случаи применения грамматических правил английского языка. Все же считаю, что очень полезно изучать грамматику иностранных языков в процессе чтения адаптированной или неадаптированной литературы, потому что, как показывает практика, все правила легче воспринимаются на примерах на практике чтения связного текста. При чтении любого произведения следует обращать внимание на временные формы, прилагательные, артикли и т.д., поясняя, почему выбрана именно эта форма. Постепенно вы на практике легче разобраться с разными темами и трудности останутся в прошлом.
Таким образом, читая, можно расширить словарный запас и совершенствовать навыки правописания.
Чем интереснее произведение, тем легче усвоить новую лексику.
Для некоторых учеников, читая, легче воспринимать информацию, так как при чтении работает зрительная память. Человек запоминает, как пишутся слова, читая их. Таким образом, чтение улучшает правописание.
Во время чтения книги будут запоминаться новые слова и фразы, обороты и идиомы. Что-то будет забываться, а что-то останется в памяти, и эти знания можно будет использовать в собственной речи. Чем больше человек читает, тем больше сможет сказать, используя лексические единицы изучаемого языка. Речь станет более сложной и красивой благодаря чтению книг. Без сомнения, появится уверенность в своих знаниях. Английский не будет звучать, как «русский английский». Так как любой иностранный язык – это уже сложившаяся система языковых единиц, чтение литературы на изучаемом языке – один из эффективных способов познать, понять и прочувствовать язык. Например, читая зарубежную литературу, человек узнает о социально-культурных особенностях жизни англоговорящих людей.
Возможно, что, познакомившись со стилем одного из произведений автора, захочется прочитать и другие его произведения на изучаемом языке.
М Горький говорил: «Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя». На мой взгляд, чтение делает нас лучше, учит мыслить и рассуждать.
Читая можно улучшить произношение. Есть прекрасные аудиокурсы к книгам по чтению, которые могут в этом помочь.
Возможно есть те, кто скажет, что не любит читать. Это значит они этого толком не пробовали. Хорошо, если люди, которые направят в нужном направлении. Начинать лучше с того произведения, пусть и короткого, которое интересно. Тогда открывается богатый мир героев, персонажей и ситуаций и изучать язык будет легче и интереснее. После прочтения любого произведения у человека остаются впечатления, что является одной из тем для обсуждения с одноклассниками, друзьями и близкими людьми. Таким образом, чтение книг на изучаемом языке не только помогает учителю лучшим образом представить, объяснить материал ученикам, а ученикам расширить словарный запас и понять иностранную речь, но и очень полезно для физического и душевного здоровья каждого из нас. Читать – значит развиваться.