«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОМУ АУДИРОВАНИЮ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО УМК «SPOTLIGHT»)

Вторник 8 октября 2024

Аудирование – аспект изучения языка, ведущий к решению коммуникативной задачи. Зачастую именно раздел Аудирование вызывает сложности при сдаче ЕГЭ и является барьером в изучении языка. Причиной тому недостаток практики, мотивирующей среды и достаточного количества тренировочных упражнений. Опыт работы по УМК «Spotlight» показывает, что подготовка к Аудированию – это посильная задача при регулярной отработке этого навыка и творческом подходе, которые предоставляет нам данный УМК.

Автор: Тихомирова Елена Владимировна
Место работы: ГБОУ Школа №508
Должность: учитель английского языка

В этой статье хочу поделиться формами организации, практическими заданиями и способами создания мотивирующей среды для практики разного вида аудирования.

Начать нужно с создания среды, которая помогла бы учащимся восполнить отсутствие контакта с естественной языковой средой. Для этого учащихся нужно максимально погрузить в языковой контент. А именно, не только на уроках, но и на переменах можно подключать аудио и видео фрагменты подкастов, отрывки художественных и документальных фильмов, аудиокниги, аудио и видео постановки классических произведений. Стараться не зависимо от возраста вести урок только на изучаемом языке. Естественно, контент и языковой материал для урока нужно подбирать согласно возрасту и уровню обучающихся. Для этого могут подойти аудио книги, которые предлагает издательство Просвещение.

В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков трёх видов аудирования. Разберём цели каждого из них и рассмотрим некоторые формы организации работы и виды упражнений, которые могут быть интересны учащимся разных возрастных групп.

Извлечение необходимой информации (задание B1-В6). По-английски это звучит как listening for specific information или selective listening. Цель данного вида аудирования — вычленить в речевом потоке необходимую или интересующую информацию, игнорируя ненужное.

Подготовке этому виду аудирования предшествует обязательная тренировка восприятия отдельных лексических единиц и грамматических структур, которые составляют основную идею звучащего текста. Работу выстраиваем следующим образом:

  1. Работа над предложенными заголовками, вопросами:
  • предположить, о чём пойдёт речь в отрывке с таким заголовком;
  • подобрать лексические единицы, которые могут быть использованы в отрывке с тем или иным заголовком.
  1. Работа над аудио отрывками:
  • выделить ключевые слова и выражения;
  • прослушать поочерёдно каждый отрывок и попробовать 2-3 предложениями передать основную идею услышанного;
  • попробовать самим озаглавить прослушанный отрывок;
  • найти наиболее подходящий заголовок;
  • прослушайте аудио запись второй раз.
  1. Рефлексия
  • проанализировать оставшийся лишним заголовок, вопрос;
  • пояснить не подошёл, потому что: — другая информация в заголовке;
    • избыточная информация в заголовке;
    • недостаточная информация в заголовке.

Для решения поставленной дли и тренировки подобного вида аудирования подойдут следующие упражнения:

  1. На начальном этапе можно давать к каждому услышанному аудио отрывку только два заголовка; постепенно увеличивать количество предложенных заголовков;
  2. Выписать 5 ключевых слов услышанного текста (как вариант подчеркнуть ключевые слова в скрипте аудиозаписи);
  3. Послушать аудио отрывки и самим озаглавить их (можно сравнить с предложенными). Обсудить в группе. (Возможна как индивидуальная, так и групповая работа).

Приведём примеры упражнений из УМК «Spotlight», которые помогают успешно справиться с задачами этого вида аудирования.

  1. Read the title of the story and listen to the sounds. What do you think happens in this extract?
  2. Listen and match the topics to the paragraphs (summary of the event, comments, the facts in detail).
  3. Look at the titles of the article. What do you think it is about? Listen and check.
  4. Listen again. Match the titles (A-E) to the paragraphs (1-4). One title doesn’t match. Explain the underlined words.

Понимание основного содержания, с извлечением основной информации (задание B7). По-английски это звучит как listening for gist или skim listening. Зачастую именно этот вид аудирования вызывает сложности у учащихся. Текст прослушивается с целью услышать и закрепить в памяти наиболее важные сведения, определить основную мысль и основную тему сообщения, отделить существенное от несущественного.

Работу над данным видом аудирования выстраиваем следующим образом:

  1. Работа над текстом заданий:
  • предположить, о чём пойдёт речь в диалоге;
  • выделить одной чертой главную информацию, двумя чертами детали.
  1. Работа над аудио отрывками:
  • прослушать и определить указанная информация T/F/NS, обращая внимание на подчёркнутые выражения;
  • обсудить главную информацию, услышанную в аудиозаписи и сравнить с главной информацией в заданиях;
  • сравнить детали аудиозаписи и детали, указанные в текстах заданий;
  • прослушать аудио запись второй раз.
  1. Рефлексия

Проанализировать, указывая T/F/NS не была ли искажена информация, не расширили/сузили ли мы детали аудиозаписи.

Тренировочные задания, нацеливающие на этот вид аудирования:

  1. Определить тему коммуникативного намерения говорящего;
  2. Спрогнозировать содержание диалога перед прослушиванием, опираясь на задания;
  3. Ответить на вопросы по основному содержанию после прослушивания аудиозаписи;
  4. Разыграть диалог в парах; (работа в паре)
  5. Составить самостоятельно задания к услышанному в диалоге и предложить напарнику выполнить (работа в паре).

Приведём примеры упражнений из УМК «Spotlight», которые помогают успешно справиться с задачами этого вида аудирования.

  1. Read the first exchange of the dialogue. Where the speakers? Listen, read and check.
  2. Listen and complete the gaps in the sentences.
  3. Look at the pictures. Listen and choose the correct picture

Полное понимание содержания и смысла (задания А8-А14). По-английски это звучит как listening for detailed comprehension. Этот вид аудирования предполагает полное, точное и быстрое понимание звучащей речи, а именно восприятие и узнавание элементов аудио текста и синтезирование содержания на их основе, запоминание и осмысление всех основных и второстепенных фактов. Задание высокого уровня, часто вызывает сложности из-за недостатка лексического запаса и неумения интерпретировать информацию другими словами.

Формирование необходимых навыков данного вида аудирования происходит во время выполнения послетекстовых заданий, а именно ответов на вопросы по всем фактам, определения последовательности фактов и событий, практики умения догадаться о значении незнакомых слов и выражений из контекста, практики умения сделать выводы, обобщить и интерпретировать информацию из прослушанного текста.

Работу над данным видом аудирования выстраиваем следующим образом:

  1. Работа над текстом заданий:
  • предположить, о чём пойдёт речь в интервью;
  • выделить одной чертой главную информацию, двумя чертами детали в текстах заданий;
  • выделить незнакомые слова.
  1. Работа над аудио отрывками:
  • прослушать и определить основные идеи, которые обсуждались в интервью;
  • попытаться по контексту догадаться о значении незнакомых слов;
  • выбрать ответ и привести доказательства, объясняющие выбор;
  • прослушать аудиозапись второй раз, обращая внимания на упущенные детали.
  1. Рефлексия

Перечитать задания и выбранные ответы ещё раз, убедиться, что выбранные ответы логичны и не противоречат общей канве интервью.

Тренировочные задания для данного вида аудирования:

  1. Прочитать вопросы и предположить ответы, учитывая личность и профессию интервьюируемого;
  2. Подобрать синонимы ответам на вопросы, предлагаемым в заданиях (возможна как индивидуальная фора работы, так и групповая);
  3. Прослушать отрывками ответы на каждый вопрос и пересказать основную идею ответа;
  4. Сделать mind-map. Таблицу, схему услышанного интервью;
  5. Разыграть диалог-интервью в паре, учитывая все детали ответов.

Раздел Listening в УМК предлагает много творческих заданий для отработки навыков аудирования. Образцы, опорные слова и планы помогают учащимся отрабатывать навыки в соответствии с поставленной задачей. На страницах учебников можно встретить много подобных заданий-тренингов.

  1. Listen to the sounds and look at the pictures/ What do you think it is like there? (noisy, quiet, crowded…);
  2. Look at the picture/ What do you think the story is about? Listen.
  3. You will hear a woman talking about a party she is going to. How does she feel? (Варианты ответов).
  4. Sarah is being interviewed for a job. Look at the interviewer’s notes below. What questions do you think he asked Sarah? Listen and check.

Даже если вы обладаете довольно большим словарным запасом, знаете правила – это еще не гарантирует вам желаемой легкости в общении с носителями языка. Здесь необходим навык распознавания иностранной речи. Одной из положительных характеристик заданий, данных в УМК «Spotlight» является то, что в них используются аутентичные монологи и диалоги, отрывки из классической зарубежной литературы. Регулярная работа над развитием навыка аудирования проходит во всей линейке УМК «Spotlight». Это позволяет учащимся избежать языкового барьера при общении и быть подготовленными к ГИА.

Комментарии закрыты.