НОВОЕ ПОСОБИЕ ПО КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ – «ЧИТАЕМ ПО-КИТАЙСКИ. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ»
Автор: Николай МИХАЙЛОВ | Рубрика: КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК, СОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК Четверг 14 ноября 2024Чтение — это рецептивный вид речевой деятельности, который включает в себя восприятие и осмысление письменной речи.
Этот процесс не только необходим для понимания содержания текстов, но также играет важную роль в формировании разнообразных речевых умений и навыков.
Автор: Михайлов Николай Анатольевич
Место работы: ГБОУ г. Москвы «Школа №1948 «Лингвист-М»
Должность: учитель китайского языка
Чтение в обучении иностранному языку это:
- Способ обучения. Чтение служит основой для овладения другими видами речевой деятельности. Обучение чтению должно осуществляться параллельно с обучением и другим видам речевой деятельности — говорению, аудированию и письму. Все эти четыре аспекта тесно взаимосвязаны.
- Восприятие информации. Чтение позволяет получать новую информацию из различных источников, что способствует расширению кругозора и углублению знаний в разных областях.
- Развитие когнитивных навыков. Обучающиеся учатся анализировать, интерпретировать и оценивать тексты, что способствует развитию критического мышления и логического анализа.
- Основы общения. Чтение формирует базу для устной и письменной коммуникации, сам процесс чтения также представляется как процесс коммуникации.
- Качественное, интересное обучение и развитие личности обучающихся, что соответствует главной цели обучения — развитие личности обучающегося средствами иностранного языка.
Таким образом, чтение является одним из ключевых компонентов речевой деятельности, которые способствует не только языковому, но и общему интеллектуальному развитию обучающихся.
Именно с целью формирования и развития этих навыков чтения, создано новое учебное пособие серии «Иностранный язык и Я». Универсальные пособия серии «Иностранный язык и Я» направлены на развитие и совершенствование различных речевых навыков в начальной и основной школе.
В пособиях представлены задания и упражнения, обеспечивающие повторение языкового материала, развивающие умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и совершенствовать словесного-логическое мышление на иностранном языке в рамках школьного курса. В настоящее время выпущены уже 11 пособий данной серии, включая пособие «Читаем по-китайски».
В первую очередь, следует сказать, что пособие «Читаем по-китайски» является универсальным, поскольку его тематическое и лексико-грамматическое содержание даёт возможность использовать его как дополнение к любому курсу во время или по итогам первого года обучения, однако в большей степени ориентировано на начальное образование и первый иностранный язык, где особенно необходимо предоставить обучающимся дополнительный материал для формирования и развития навыков чтения.
Именно поэтому рассмотрим содержание учебного пособия и тематическое содержание речи 2 класса, представленное в ФОП (Федеральной образовательной программе). Мы видим, что программа в первый год обучения (во втором классе) предусматривает такие блоки тем, как 1) «Знакомство», которая находит отражение в темах «Моя семья» и «Разговор по телефону» учебного пособия; 2) «Мир моего «я», которая применима к первым трём разделам книги; «Мир моих увлечений» — разделы 4-8; а также «Мир вокруг меня» и «Родная страна и страны изучаемого языка», которым соответствуют темы «Школа и друзья», «Разговор по телефону», «Письмо Деду Морозу».
Главным критерием качества образования рассматриваются: личностные, метапредметные и предметные результаты деятельности обучающихся. В связи с чем также рассмотрим содержание обучения ФОП в части смыслового чтения и планируемые результаты освоения программы в части предметных результатов. Выделим рекомендованные виды текстов и типы чтения. В соответствии с этими требованиями в учебное пособие были включены рассказы, песни/стихотворения (во всех разделах, кроме 5 и 10), диалоги в теме «Разговор по телефону», письмо личного характера в теме «Письмо Деду Морозу», а также скороговорки и загадки.
Обратим внимание, что материалы учебного пособия способствуют достижению и других образовательных результатов, в частности, личностных, в части духовно-нравственного и эстетического воспитания, а также метапредметных, в части базовых логических и исследовательских действий, работы с информацией, а также коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Все текстовые материалы разделов предполагают возможность включения в образовательный процесс различных видов чтения, в первую очередь просмотрового и ознакомительного, поискового и фрагментарно — изучающего. Задания разделов включают упражнения, применимые на трёх этапах работы с текстом (предтекстовом, текстовом и послетекстовом), а сами текстовые материалы соответствуют требованиям, выдвигаемым к учебным текстам (наличие познавательной и воспитательной ценности, сообразность психовозрастным особенностям обучающихся и их интересам).
Таким образом, пособие отличают:
1) соответствие федеральному государственному образовательному стандарту и федеральной образовательной программе;
2) наличие предтекстовых, текстовых и послетекстовых типов заданий в каждом разделе пособия, возможности постановки различных образовательных целей и в соответствии с ними — различных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, поискового, изучающего);
3) наличие текстов разных форм — сюжетные рассказы, а также диалоги, стихотворения, скороговорки, песни и загадки. Все тексты отличаются своей аутентичностью. Стилистическое редактирование проведено носителями китайского языка;
4) сбалансированная чёткая структура — каждый раздел содержит от 12 до 14 упражнений, рубрики «Читаем», «Новые слова», «Упражнения», «Проект», «Поэтическая страничка» и «Чэнъюй», а также блок рефлексии;
5) интересная сюжетная линия и привлекательные герои, вокруг которых строится повествование; темы, сообразные возрасту обучающихся и интересные им;
6) яркие сюжетные иллюстрации;
7) наличие творческих проектных заданий, которые будут способствовать применению полученных знаний, повышению мотивации к изучению языка;
8) наличие блока рефлексии, в котором обучающиеся имеют возможность подвести итоги прохождения раздела/темы, оценив его задания и ответив на наиболее интересные и самые непростые;
9) наличие аудио приложения, записанного профессиональными дикторами-носителями китайского языка Фу Цзе и Хоу Тяньюем;
10) наличие цифрового дополнения.
Эти особенности позволяют включить учебное пособие в план изучения китайского как первого или второго иностранного языка в качестве дополнения к учебным курсам (при дифференцированном подходе к обучению и предоставлении заданий для обучающихся с особыми образовательными результатами), в качестве домашнего задания, в качестве летних заданий для активизации изученной лексики и грамматики, тренировки навыка.
Также учебное пособие может стать основой для внеурочной деятельности. Так, например, в школе, где я преподаю, в ГБОУ «Школе №1948 «Лингвист-М» организован кружок с одноимённым названием — «Читаем по-китайски» для обучающихся 2-3 классов, где ребята с удовольствие изучают истории о главных героях книги.
Данное пособие среди прочего отличает наличие цифрового дополнения. Цифровое дополнение книги включает аудиозаписи рассказов, новых слов, стихотворений и чэнъюев, а также по 5 интерактивных заданий по лексике каждого раздела. Это могут быть тестовые задания на единичный или множественный выбор, заполнение пропусков, установление верного порядка слов в предложении.
Цифровое дополнение позволит включить элемент геймификации в урок китайского языка и может стать основой для, например, итогового контроля.
Будем рады обратной связи! Пожалуйста, пишите, рассказывайте о вашем опыте работы с пособием, делитесь впечатлениями!